Член Общественной палаты Ленобласти: Мерим температуру общества, чтобы не допускать обострений

Тихвин, 28 октября 2013, 16:48 — REGNUM  Задача Общественной палаты - строить политику таким образом, чтобы не допускать социальной напряженности. "По сути, мы мерим температуру общества для того чтобы заранее понимать, какие могут возникнуть обострения, "очаги" болезни и стараться этого не допускать", - объяснила председатель комиссии по местному самоуправлению и жилищно-коммунальному хозяйству палаты Александра Бондарь в интервью корреспонденту ИА REGNUM.

- Каким образом подошли к практике создавать на местах "малые" Общественные палаты?

- В прошлом созыве мы объездили практически все районы Ленобласти. Собирали муниципалов и общественные организации, некоммерческие объединения для того чтобы понять, как лучше наладить взаимодействие при решении вопросов местного значения. Убедились в том, что советы ветеранов и молодежные советы, порушенные в известный период, сейчас работают нормально. Региональные власти - в частности, губернатор, настояли на том, что у них должно быть место, где они могли бы работать, заниматься своим делопроизводством, что надо обеспечить их столами, компьютерами, телефоном.

Традиционно общественные советы, занятые решением местных вопросов образовывались либо при администрации, либо при совете депутатов. И постепенно мы подошли к пониманию, что целесообразно развивать сеть малых общественных палат, потому что "снизу" виднее, какие проблемы надо решать в первоочередном порядке. Мы теперь рекомендуем, например, на уровне районов создавать общественные палаты местного значения, по образу и подобию нашей региональной палаты Ленинградской области.

- В Ленобласти уже созданы и действуют такие палаты? - Создана своя Общественная палата в городе Сосновый Бор. Важно то, что у таких добровольных объединений есть свобода, то есть возможность собираться по собственной инициативе, самостоятельно планировать свою работу, рассматривать вопросы и точно также как это делаем мы, направлять рекомендации власти. Сейчас они зависят от муниципалов, политику диктует орган местного самоуправления, под его "дудку" пришлось бы плясать. А наша принципиальная позиция Как показывает опыт - стоит создавать независимые Общественные палаты. Такая палата создана и в Кировске. 24 октября там прошло заседание "круглого стола"совещание, на котором при участии членов палаты рассматривались вопросы передачи полномочий от местной администрации города Кировск - району. Были приглашены представители серьезных научных учреждений, широкая общественность. Участники совещания взвешивали все плюсы и минусы преобразования. Это правильно, потому что общественность тоже должна понимать, что это за процесс и какие позитивные или негативные решения могут быть приняты. Пришли к выводу, что основой для принятия решения депутатов должно стать мнение населения, рекомендовано провести социологический опрос по всем правилам этой науки.

- Но ведь есть ещё целый ряд некоммерческих организаций - НКО, которые тоже действуют в интересах определенных кругов населения...

- Да, но как показывает опыт, они далеко не всегда активно вписываются в общественный процесс. У нас таких не активных довольно много. Они разной направленности, и в какой-то мере взаимодействуют с профильными подразделениями областного правительства, местных администраций. Мы, со своей стороны, стараемся их поддержать. Сейчас наша региональная комитет по печати и связи с общественностью Ленинградской области при поддержке Общественной палаты проводит серию совещаний с такими организациями, где обсуждается круг вопросов местного значения, которые могут решаться с их помощью, объясняем, каким образом может финансироваться их работа, в каких конкурсах им следует принимать участие. Вместе определяем, чего ждет от нас население.

- Какие проблемы они могли бы решать?

- В числе серьезных проблем - потребность в уходе за пожилыми, одинокими, больными людьми. Это могли бы делать общественные НКО. Например, в Германии существует практика, когда объединения ветеранов оказывают помощь друг другу. Там даже существует некая бальная система оценок. Тот пожилой человек, который в состоянии помогать другому пожилому человеку, набирает баллы с тем, чтобы тогда, когда он попадет в тяжелую жизненную ситуацию, он мог рассчитывать, что другой такой же, но более крепкий человек ему не даст пропасть. Для людей это очень важно и с точки зрения человеческого общения, которого так недостает одиноким людям в годах. Одиночество пагубно сказывается на душевном, психическом и физическом состоянии человека. Уверена, что проблемы такого рода - в числе прочего, и приемных семей для стариков, могут и должны решаться общественными организациями. Цивилизованно и не бесконтрольно, конечно.

- Прежний состав Общественный палаты занимался проблемами "белого Бима" - бродячими животными, и в регионе, в том числе, и при вашем участии был принят соответствующий закон. означает ли это, что проблема решена?

- К сожалению, нет, и тему приходится продолжать. Наше законодательство, как федеральное, так и региональное, пока не предлагает четкого алгоритма действий, не отвечает на вопрос, как следует на практике регулировать существующие проблемы. Органы местного самоуправления не имеют права тратить на это муниципальные деньги, нарушителями живо интересуется прокуратура. Недобросовестные хозяева, покидая дачи, нередко выбрасывают собак и кошек на улицу. Бродячие животные подтягиваются к городам, живут на улице, на помойках, в подвалах. Озлобленные, одичавшие четвероногие нередко представляют опасность для населения.

- Но ведь отчасти тяжелую ситуацию снял региональный закон?

- Безусловно. В законе говорится о том, что соответствующие полномочия могут быть переданы исполнительной властью органам местного самоуправления. А главное, он провозглашает гуманное отношение к животным. После отлова животных должны дезинфицировать, лечить и, наконец, помещать в приюты, а у самых счастливых есть шанс попасть в хорошие руки - их предлагают потенциальным хозяевам. На практике такой алгоритм начинает действовать только тогда, когда за это благородное дело берутся некоммерческие организации.

- Можно ли назвать положительные примеры деятельного участия в судьбе бродячих животных?

- Большой опыт работы имеет город Выборг и Выборгский район. Мы рассматривали этот опыт на заседании Совета муниципальных образований Ленобласти. Но, к сожалению, положительные примеры - пока единичные. И непонятно, что делать не имеющему до сих пор определенных полномочий муниципалу, когда к нему обращаются разгневанные "товарищи укушенные" - ведь с этой проблемой они идут не к губернатору, а к местной власти! К сожалению, пока этот вопрос не находит законодательного решения. Уж мы и в Думу, и к Нарышкину обращались с просьбой ускорить принятие решения. - Что ещё в зоне внимания комиссии?

- Полезной считаю инициативу по созданию добровольной пожарной охраны, деятельность которой будет поддерживаться органами муниципальной и государственной власти особенно на отдаленных от профессиональных пожарных служб территориях. Но надо признать, инициативы снизу пока ещё маловато.

- Активной корректировке подвергается система местного самоуправления. Как относитесь к объединению территорий?

- Как в любом деле, здесь есть свои плюсы и минусы. Участвуем в международном проекте с советами муниципальными образованиями Латвии, которая идет в системе местного самоуправления на десять лет впереди России, Ленобласти. В этой стране создание системы местного самоуправления началось ещё в 1991-м году, а у нас - фактически в 2003-м, хотя какие-то предпосылки были и до этого. У них сейчас тоже идет процесс слияния территорий, но по другому пути. При слиянии на прежнем месте остается один из операторов органов местного управления - живой человек, к которому могут обращаться жители.

- Можно ли сегодня прогнозировать, какой будет муниципальная власть через пять - десять лет?

- Ни у меня, как у практика, ни у науки, пока нет точного ответа на то, каким образом она будет меняться в течение ближайших лет. Могу сказать только про сегодняшний день. Нам говорят сверху: местная власть должна быть доступной для населения. Значит, нужны центры общественного доступа к социально значимой информации, филиалы многофункциональных центров на местах. К тому же сегодня у нас развивается чрезвычайно интересная система работы со старостами. Появляется новый пласт муниципального управления на уровне населенного пункта.

- Вопросы, которые рассматривает комиссия, не простые...

- Тяжелые вопросы. На последнем заседании 17 октября мы говорили о проблемах ЖКХ и общественном контроле их решения, капитальном ремонте многоквартирных домов. Рассматривали два соответствующих документа: о взаимодействии государственного жилищного надзора и муниципального жилищного контроля и проект закона "О создании фонда капитального ремонта многоквартирных домов". Наша комиссия считает своим долгом принимать активное участие в законотворческой деятельности. По итогам обсуждения мы приняли и отправили в парламент ряд предложений.

- В чем заключаются предложения?

- Муниципальный жилищный контроль - дело профессиональное и очень сложное, потому что люди должны хорошо знать капитальное строительство, а специалистов в области капитального строительства у нас мало. А по-хорошему, Их должно быть по крайней мере по числу поселений - 203. На содержание такого муниципального контролера должны выделяться бюджетные деньги, и 203 человека никто содержать не будет. Выходит, целесообразно иметь одного такого человека на район. Мы будем рассматривать это предложение. Но одно дело предложить, и дело муниципальных районов - согласиться или не согласиться.

- Что за люди работают в вашей комиссии?

- Нас всего 7 человек. Это люди разных профессий, и это, думаю, к лучшему, потому что необходим свежий взгляд. Среди нас есть даже профессор, который преподает игру на фортепиано. Он захотел вплотную заняться проблемами ЖКХ, и это хорошо, потому что в любом деле важен человек со свежим взглядом. У тех, кто долго профессионально занимается теми или иными проблемами, взгляд "замыливается", они подчас перестают видеть очевидные вещи.

- Что предложил профессор?

- Профессор внес дельное предложение: все подряд включать в региональную программу капитального ремонта домов невозможно. Нередко случается, что в результате обстоятельств непреодолимой силы дом приходит в негодность. Признать его аварийным и подлежащим сносу нельзя, а не ремонтировать невозможно. Вот он и предложил создать фонд неотложного ремонта. Хорошее предложение, в журналисткой практике это называется "свежая голова". Каждый человек особенный и несет особенный взгляд, это помогает в работе.

- Уже известно, чем будете заниматься в 2014 году?

- План на 2014-й ещё не сверстан, известны мероприятия только до конца этого года. Мы, например, хотели бы рассмотреть вопрос, связанный с социальной нормой на электроэнергию, но он чрезвычайно тяжелый, резонанс большой, все будет зависеть от того, какую социальную норму установят энергетики - их позиция пока неизвестна. Если она будет достаточно велика, то нечего возмущаться. Но скорей всего будет повод для разговора.

- Возникают ли проблемы при взаимодействии с исполнительной и законодательной властью региона?

- С исполнительной властью, со всеми комитетами правительства и Законодательным собранием работаем очень тесно. Чиновники и депутаты аккуратно являются на все заседания, высказывают свою позицию, докладывают о ситуации, отвечают на вопросы. В общем, уважительно относятся к Общественной палате. Если что-то рекомендуем, обязательно аргументировано отвечают, принимаются рекомендации или нет.

- Что считаете самым трудным в работе?

- Боязнь оставить без внимания что-то важное. Когда вопросы касаются большого числа людей, а, например, в сфере жилищно-коммунального хозяйства их великое множество, нельзя ошибаться.

Беседовала Евгения Дылева

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.
Главное сегодня
NB!
28.05.17
Осталось ли у России право на Историю и у русских — право на самоуважение?
NB!
28.05.17
«СКА-Хабаровск» оказался сильнее «Оренбурга» в серии пенальти (3:5)
NB!
28.05.17
Украина: как и почему левая политика умерла
NB!
28.05.17
В Москве проходит новая акция протеста против реновации
NB!
28.05.17
Бжезинский умер, но дело его живет
NB!
28.05.17
«Тайфун» еще может грянуть
NB!
28.05.17
Детский омбудсмен Кузнецова решила защищать не детей, а чиновников?
NB!
28.05.17
«Жизнь Чернышевского». Шестая серия
NB!
28.05.17
Смотреть «наше кино» мешают прокатные удостоверения и цены Госфильмофонда
NB!
28.05.17
«Православная церковь не может быть отделена от Российского государства!»
NB!
28.05.17
Анкара и Дамаск на грани примирения?
NB!
28.05.17
В Иркутске состоялся первый полет нового российского самолета МС-21
NB!
28.05.17
Страны G7 не смогли достигнуть соглашения по климату
NB!
28.05.17
Что сказал Христос: исполняющий волю Отца оправдан сразу
NB!
28.05.17
Большая вода и «бедные» чиновники: главное в Омской области
NB!
28.05.17
Трамп не одобрил соглашение по климату, несмотря на давление союзников
NB!
28.05.17
Россия возрождает спутниковую систему обнаружения ракетных пусков
NB!
28.05.17
Газомоторное топливо отменит нефтяную зависимость?
NB!
28.05.17
Аварийное расселение в Карелии: за что снимали губернаторов
NB!
28.05.17
Доигрались: «Польша пытается снизить напряженность в отношениях с РФ»
NB!
28.05.17
Кургинян: Демонизация СССР приведет к катастрофе в России
NB!
28.05.17
«Джеймс Бонд» Яна Флеминга: Как писать для удовольствия и стать классиком