Темпы роста экономики Армении замедлились: в парламенте начались бюджетные обсуждения

Ереван, 28 октября 2013, 16:30 — REGNUM  Темпы экономического роста Армении в 2013 году замедлились, что обусловлено как внутренними, так и внешними факторами. Об этом, представляя проект госбюджета на 2014 год 28 октября в парламенте, заявил премьер-министр Армении Тигран Саркисян, передает корреспондент ИА REGNUM.

Согласно официальным статданным, экономическая активность за январь-сентябрь текущего года составил 3,2%. Правительство прогнозирует, что экономический рост в 2013 году в целом составит около 4,1%. Примечательно, что в начале года президент Армении Серж Саргсян поставил перед кабинетом министров задачу обеспечить экономический рост на уровне 7%. В основном финансовом документе страны правительство прогнозировало экономический рост на уровне 6,2%.

На вопрос о том, стоит ли ожидать каких-то действий от президента Армении в отношении правительства, ибо оно не смогло достичь поставленной им "планки", депутаты от фракции правящей Республиканской партии Армении (РПА) на условиях анонимности заявили, что в начале года президент "сделал политический заказ", который не был выполнен. "Как поступит президент, станет ясно к концу года", - заявляли депутаты фракции РПА.

Из внешних факторов, замедляющих темпы экономического роста Армении, как заметил Саркисян, является снижение экономической активности в основных государствах-партнеров (речь идет о России и ЕС, которые являются основными торговыми партнерами Армении - ред.). "Процессы в основных государствах-партнерах Армении оставили существенное воздействие на экономическую ситуацию в стране. Помимо этого, Всемирный банк и Международный валютный фонд снизили глобальные показатели макроэкономических прогнозов", - подчеркнул армянский премьер.

Обращаясь к внутренним факторам, премьер-министр указал на медленные темпы улучшения бизнес среды в стране. "В каком-то смысле, есть и откат назад", - признал Саркисян, добавив, что на протяжении последних 5 лет объём частных инвестиций от ВВП сократился. "Несмотря на то, что в рейтинге doing business Армения занимает 48 место, и мы можем улучшить наши позиции до 20 места, тем не менее, по некоторым показателям мы находимся ниже ста. Это касается администрирования, условий торговли, налогового бремени и выполнения контрактов. Существует также высокий уровень бюрократии в сфере выдачи строительных лицензий", - подчеркнул он.

Отметим, что согласно исследованию консалтинговой компании Ameria, в сфере малого и среднего бизнеса в Армении наблюдается значимый спад. Согласно исследованию, это в первую очередь обусловлено не снижающими темпами миграции, что сужает размеры рынка, и налоговым администрированием.

Как заметил армянский премьер, сдерживающее влияние на экономику в 2013 году оставило также повышение ставки рефинансирования со стороны Центробанка до 8,5%.

Центральный банк мотивировал применение указанного финансового инструмента намерением сдерживать инфляционные риски на рынке, вызванные повышением цены на поставляемые в страну энергоносители (в первую очередь газа - ред.) летом текущего года. Об этом в ходе обсуждения проекта госбюджета на 2014 год в парламенте упомянул также глава Центробанка Артур Джавадян.

Касаясь самого проекта госбюджета на следующий год, Тигран Саркисян подчеркнул, что в 2014 году правительство не намерено ужесточать налоговое администрирование и в связи с этим оставило неизменным процент соотношения объемов налогов к ВВП (17,2% от ВВП).

Как ранее сообщало ИА REGNUM, расходная часть проекта госбюджета на 2014 год составляет 1 триллион 273 млрд драмов (порядка $3,1 млрд), доходная часть - 1 триллион 145 млрд драмов (порядка $2,8 млрд). Около 96% доходной части составляют налоги и госпошлины. В следующем году правительство прогнозирует экономический рост на уровне 5,2%.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.