Революционная технология извлечения газа из сланцевых месторождений, которыми так гордится правительство США, на деле оказалась чрезвычайно опасна для окружающей среды. Эксперты называют "сланцевый бум" экологическим терроризмом, предупреждая, что очистка земли и воды займет порядка 150 лет, то есть этот район потерян для жизни нескольких поколений. О жадности корпораций и беспринципности американского правительства пишет сегодня "Комсомольская правда".

Вопрос энергобезопасности для США был очень болезненным со времен знаменитого "нефтяного эмбарго" 70-х: именно тогда поставщики из ОПЕК договорились о подъеме цены на нефть и Америку поразил масштабный кризис. Шок для американцев был столь силен, что каждый президент считал своим долгом вставить пункт об энергобезопасности в свою предвыборную программу. Не избежал этого и Барак Обама: он пообещал избирателям наращивать объем добычи газа из сланцевых месторождений. Противоречивые результаты этой политики проанализировали волонтеры Стрингерского бюро международных расследований (FBII.org). На основании их материалов и подготовлена публикация в "Комсомольской правде".

Начать следует с самого изобретения: еще в 1940-х гг. компания "Халлибёртон" презентовала уникальную технологию по вытеснению газа из газонасыщенных сланцевых пород путем закачки туда жидкости со сложным химическим составом. Однако в те времена добыча газа не была столь политически и экономически необходима, а прибыльность проекта уходила в минус. Со временем цена на газ росла, и технология стала более интересна инвесторам. Суть ее заключается в том, что в сланцах бурят скважины, куда под давлением закачивают химическую смесь, она вытесняет из почвы газ, который начинает по скважине и внутренним каверзам почвы подниматься на поверхность. Беда в том, что лишь часть газа улавливается специальным оборудованием. Оставшийся газ или рассеивается в воздухе или остается в крупных пустотах в почве, что опасно. Фермер из Пенсильвании, решивший пробурить скважину на своем участке, находящемся поблизости от места добычи сланцевого газа, получил вместо воды фонтан метана, который бил из почвы три дня.

"А теперь главное, - резюмирует "Комсомольская правда", - количество просачивающейся в породу ядовитой жидкости может превышать 70% от закачанного объема". А это значит, что газ и химические компоненты, составляющие разрывную смесь, попадают в воду. И эта отравленная вода не только опасна для почвы и для человека в местах добычи сланцевого газа, но и, благодаря круговороту воды, способна заражать землю на многие километры вокруг. Состав жидкости держится в тайне, но то, что в воде обнаруживаются совершенно нетипичные для местности химические соединения, то, что гибнут посевы, болеют люди и животные - безусловный факт. В некоторых домах американские граждане, проживающие рядом с месторождениями, могут поджигать воду: настолько много в ней содержится метана и этана.

Однако экологическим организациям не так-то просто справиться с компаниями, добывающими сланцевый газ с помощью технологии гидроразрыва. Дело в том, что еще в 2005 г. технология гидроразрыва была выведена из-под юрисдикции Агентства по охране окружающей среды и, соответственно, из-под действия Закона о безопасности питьевой воды. И только поэтому стало возможно внедрение этой технологии.

Основные сланцевые месторождения в США располагаются на территориях "фермерских штатов": в Пенсильвании, Луизиане, Техасе. Из-за "экотерроризма" газодобытчиков фермеры вынуждены покидать свои дома, продавая их за гроши или же за подачки от компаний, которые вынуждены оплачивать молчание пострадавших, дабы избежать лишней шумихи. Проблема ведь не только в экологии, проблема значительно серьезней: в возврате инвестиций.

Бум сланцевой газодобычи вызвал оживление на фондовых рынках, в освоение разрекламированных месторождений были брошены немалые средства. Однако практика показала, что из предполагаемых запасов удается извлечь лишь небольшую толику, попутно обрастая исками и затратами на компенсации пострадавшим местным жителям. В связи с чрезвычайной неэффективностью скважин необходимо бурить новые и новые очень быстро, и затраты на бурение порой превышают прибыль от полученного газа.

Журналисты Стрингерского бюро международных расследований приводят факты того, что вот уже год производители в массовом порядке стали избавляться от своих сланцевых активов. BP объявила о списаниях на 4,8 миллиарда долларов; британская BG Group списала 1,3 миллиарда сланцевых капиталовложений, канадская EnCana потеряла 1,7 миллиардов долларов.

Почему же про эту затратную и опасную технологию до сих про так мало известно миру? Ответ кроется все в том же возврате инвестиций: стоит начать открыто и громко говорить обо всех проблемах, возникающих вокруг технологии гидроразрыва, о невыгодности добычи сланцевого газа, как финансовый пузырь, надуваемый последние несколько лет вокруг сланцев, попросту лопнет. Чем аукнулось человечеству падение ипотечной пирамиды в США? Финансовым кризисом. Газосланцевый пузырь, хоть и не такой крупный, но все же достаточно большой, чтобы обвалить биржи и снизить индексы. Кроме того, сами компании-добытчики крайне мало заинтересованы в открытии непредвзятой информации, ведь их акции рухнут первыми, а после бесперспективные активы не удастся продать. Получается замкнутый круг, - чтобы окупить затраты, добывающие компании должны бурить все новые скважины и все громче рассказывать о выгоде, все увеличивая и увеличивая масштаб проблемы, накачивая финансовый пузырь, и, чем дольше это продолжается, чем больше вырастает пузырь, тем хуже будет для тех, кто принимает участие в этой авантюре. Но на сегодня история с добычей сланцевого газа зашла столь далеко, что повернуть или прекратить нет ни сил, ни ресурсов, ни политической воли ни у кого: ни у добывающих компаний, ни у инвесторов, ни у властей США, включая президента Обаму. А крайними в этой пирамиде как обычно, станут те, кто живет на территориях, страдающих от добычи и те, кто, не подозревая ни о чем, радостно покупает акции компаний, играющих в эту опасную и для экономики, и для экологии игру.

Мало того, добывающие компании активно распространяют технологию гидроразрыва по миру, приглашая на обучение специалистов со всего света. Им приводят фантастические выкладки статистиков, которые являются жонглированием цифрами, но не рассказывают о последствиях применения этой технологии. Не устраивают встреч с пострадавшими фермерами, ставшими инвалидами после проживания в зараженных землях, не показывают и саму отравленную почву. И не цитируют экологов, которые считают, что почве необходимо порядка 150 лет на восстановление. Бравурные гимны в честь роста добычи сланцевого газа и дешевизны технологии слишком необходимы для поддержания биржевых индексов, чтобы сообщать интересующимся коллегами из Европы, Азии и Африки всю правду о "выгодности" добычи сланцевого газа.