Армения в Таможенном союзе: российские инвестиции могут ускорить европейские реформы

Ереван, 28 октября 2013, 00:01 — REGNUM  До вильнюсского саммита "Восточного партнёрства" осталось ждать около месяца. Политические коллизии в настоящее время разворачиваются вокруг позиции Украины. Киев, кажется, определился с выбором интеграционного формата, и идет к подписанию Ассоциативного соглашения с ЕС. Между тем время еще есть и попытки "переубедить" украинское руководство дают о себе знать. В турбулентных политических процессах, часто не поддающихся логике, очень трудно здраво оценивать ситуацию и делать прогнозы. Многое может проясниться после вильнюсского саммита, который большинство экспертов считают "точкой невозврата". Тогда стороны уже трезво будут оценивать сложившиеся реалии, отделять зерна от плевел, прагматично и без излишних эмоций смотреть на ситуацию.

До недавних пор страсти накалялись вокруг позиции Армении. Ответ не заставил себя долго ждать. Ереван устами президента Сержа Саргсяна официально заявил о решении вступить в Таможенный союз (ТС). Это подняло шквал критики в адрес Армении внутри общества как со стороны оппозиции, так и функционирующих на финансовые средства Запада общественных организаций. Не остались в стороне и чиновники Евросоюза. На сегодняшний день накал несколько спал, Армения и ЕС пытаются найти пути продолжения диалога в политической плоскости (речь идет об институциональных реформах). Это дает повод полагать, что хотя Армения повернулась в сторону ТС и в экономическом плане подключается к Таможенному союзу, она все же готова к продолжению "игры" - развиваться и сращиваться с европейской институциональной средой. Иными словами, выстраивать в стране европейскую институциональную, регуляционную среду. По крайней мере, эта идея красной нитью проходит во всех официальных заявлениях властей.

Теперь о том, что может дать вступление Армении в Таможенный союз, какие перспективы откроются перед Ереваном, столкнётся ли он с угрозами и, наконец, может ли страна дальше осуществлять политические реформы европейского образца? В институциональном плане встать на рельсы развития в сторону Европы - наиболее эффективное и приемлемое для Армении направление. Других подходящих и эффективных для Армении моделей развития пока нет. Азиатская модель не подходит - "парад различий", исламский мир сам переживает кризис и не может стать альтернативой для Армении, а Россия и страны Таможенного союза в целом развиваются (хотя часто отрицают) по европейской институциональной модели и признают ее эффективность. Остаётся Европа, а развитие Армении в этом направлении зависит от вложенных средств, генерации идей и политической воли.

Исходя из того, что государства Таможенного союза также стремятся к европейской институциональной модели, у Армении есть шанс стать лидером среди них. Она больше всех тесно контактировала и продолжает сотрудничать с Европейским союзом, синхронизировала внутренние регуляции и законодательство с европейской нормативной базой. В вопросе проведения реформ Армения лидировала среди стран-членов программы "Восточное партнерство". В целом Армения может получить фору в плане лидерства в силу своего "европейского бэкграунда" институциональных реформ и может продвигать свои инициативы, умело используя существующие противоречия между Казахстаном и Россией, Россией и Белоруссией. Медовый период в отношениях указанных государств давно позади, и налицо стремление Минска и Астаны не дать Москве превратиться в единоличного гегемона в организации. Отсюда вытекают неоднозначные заявления Лукашенко по поводу вступления Армении в Таможенный союз.

Институционально Армения является частью Европы, и это направление безальтернативно для Еревана. В этом плане Армению нельзя однозначно назвать Западом, но можно считать частью Европы. Армению нельзя назвать Азией (различий очень много), но с уверенностью можно причислить к Востоку. Армения однозначно не Запад и не Азия, она, скорее, смесь Европы и Востока, это Европейский восток.

В силу множества географических и геополитических причин Армения не может стать полноправным членом Европейского союза (ни одно из государств Восточного партнерства в ЕС и не зовут). В институциональном плане она может развиваться по образу и подобию Евросоюза. Даже чисто гипотетически вступление Армении в ЕС будет означать взять на себя обязательства, к которым она явно не готова. К этим обязательствам также не были готовы такие страны-члены ЕС, как Эстония, Болгария и Румыния. Экономическое положение в этих государствах в настоящее время оставляет желать лучшего.

С точки зрения экономики ассоциация с ЕС в плане заключения Соглашения о глубокой и всеобъемлющей зоне свободной торговли (DCFTA) не сулило Армении значимые дивиденды. По подсчетам самих европейских экспертов, дополнительная годовая прибыль составила бы около 150 млн евро. Это почти соразмерно сумме ежегодной 30%-й скидки, которая будет делать Россия при поставке газа в Армению. С другой стороны, Армения с 2009 года находится в льготном режиме GSP+ Европейского союза, что делает возможным поставки на европейские рынки 6400 наименований товаров по нулевым или заниженным таможенным пошлинам. В итоге Армения из пищевых продуктов поставляет в ЕС только раков, а ежегодный экономический эффект от этого режима, по подсчетам экспертов, составляет около 20 млн долларов. Государство, находящееся в положении двусторонней блокады, ощущающее инвестиционный голод и остро нуждающееся (хотя бы политических) в длинных деньгах, в ближайшие примерно 10 лет от DCFTA не могло ожидать экономического эффекта, покрывающего издержки (их сейчас испытывает Украина) отказа от вступления в Таможенный союз.

Теперь о возможных перспективах при вступлении в Таможенный союз. Во-первых, Армения совместно с другими участниками ТС начнет переговоры с ВТО, куда она вошла, согласно экономистам, на очень невыгодных для себя условиях, хотя бы по части политики установления таможенных пошлин и субсидирования в сельском хозяйстве. Между тем, страны Таможенного союза после образования структуры еще не начали новые переговоры с ВТО. Появляется уникальный шанс улучшить условия сотрудничества с Всемирной торговой организацией.

Создание эффективных государственных институтов в рамках Таможенного союза может стать шансом модернизации Армении по европейской модели. Модернизация государственных институтов и инфраструктур - достаточно затратное дело. Экономика Армении (сепаратно) при своих ограниченных возможностях не может финансировать этот проект. Она не создает столько благ, чтобы вывести страну из болота технологического и институционального отставания. Помимо этого страна стоит перед демографической ямой, поскольку вскоре в репродуктивный возраст вступит поколение начала 1990 гг., которое можно сказать "не родилось" или "родилось" не на родине. С другой стороны не снижаются темпы миграции.

Конечно, Россия или другие страны Таможенного союза не будут напрямую финансировать проекты, нацеленные на то, чтобы, к примеру, судебная система Армении стала свободной, действовала более эффективно, а в госструктурах в целом сократилась коррупция. В самих государствах ТС с этим проблем хватает. Армения может финансировать реформы за счет прибыли от вложенных в свою экономику средств из Таможенного союза. В этом плане движущими экономику мегапроектами могут стать строительство новой атомной электростанции и модернизация армянской железнодорожной ветки вкупе с задействованием абхазского участка железной дороги. Для сравнения отметим, что ЕС не интересуется армянскими железными дрогами, а позиция Брюсселя по Армянской АЭС такова - "как можно скорее консервировать объект". Вступлением в ТС Армения получает от России газ и уран по низким ценам, а также возможность строительства новой АЭС, модернизации железнодорожной ветки на Иран с перспективой задействования абхазского участка. Это приведет к установлению прямой железнодорожной связи между Арменией и рынками Таможенного союза, что может стать отдушиной для армянской экономики, работающей в тисках блокады. Реформировать и развивать экономику в рамках Таможенного союза - шанс для Армении. В противном случае, она может столкнуться с "парагвайским синдромом". ВВП этого государства уже полвека как не растет.

Возникает вопрос, почему страны Таможенного союза должны быть заинтересованы в технологической и институциональной модернизацией Армении? По той простой причине, что и эти государства двигаются по стопам европейской институциональной модернизации. Они признают эффективность европейских внутригосударственных регуляций. Просто Армения в силу своих малых размеров и опыта проведения реформ в сотрудничестве с ЕС, может вырваться в лидеры и стать моделью (брендом) эффективной модернизации. В конце концов, для того, чтобы в будущем Таможенный союз стал привлекательной структурой, он должен построить эффективные институты и экономику. Если более упростить мысль, получится, что Армения может осуществить европейские реформы на средства Таможенного союза. При умелой политике останутся довольны все. Это удовлетворит амбиции России, поскольку Ереван будет находиться в ее геополитическом поле, также будет выгодно (не до конца конечно) ЕС, поскольку Армения продолжает реформы и изнутри все больше синхронизируется с Евросоюзом.

Вышеизложенные мысли, конечно, не могу свидетельствовать о том, что при вступлении Армении в Таможенный союз все будет именно так. Мы говорим о том, что есть шанс, однако как будет использована эта возможность, зависит от властей. Армения сама должна определиться - удовлетворяет ее нынешнее положение дел в экономике и качество работы госструктур? В противном случае она столкнется с известной истиной - если человек действительно не хочет стать свободным или развитым, невозможно сделать из него свободную и развитую личность даже силой. Сначала необходимо определиться с тем, удовлетворяет ли качество экономики и госинститутов, затем разработать видение задач, оценить свой потенциал и сделать шаг к развитию. Иными словами, как писал Булгаков, необходимо справляться с "разрухой у нас в головах". Это проблема государственной политики и общества в целом, которая будет успешной при выстраивании правильного политического "лифтинга".

Образно говоря его можно сравнить с механизмом работы "колеса обозрения". Вращающееся колесо символизирует механизм функционирования государства. Чтобы вступить туда люди со своими готовыми идеями должны стоять в очереди, покупать билеты и сесть на карусель. Вращаясь с колесом государства, они постепенно находят применение своими идеям, в конце концов, истощают свои профессиональны качества и сходят с колеса (уходят в отставку). Однако для того, чтобы "лифтинг" функционировал, необходимы стоящие в очереди люди с готовыми идеями, которые покупают билеты и собираются сесть в карусель. В случае Армении пока мы имеем дело скорее с замкнутым кругом, когда перед "колесом обозрения" не наблюдается очередь, а в колесо государства попала группа, заранее заплатив абонентскую плату на несколько десятков лет вперед. Иными словами, механизм "колеса обозрения" существует, не хватает только очереди людей с идеями и эффективного общественного давления на власть в Армении.

P.S. Символично и не случайно, что огромная конструкция колеса обозрения сооружена в центре Лондона.

Аршалуйс Мгдесян

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отослать информацию редактору.
Главное сегодня
NB!
24.03.17
Марин Ле Пен встретится с руководством Госдумы
NB!
23.03.17
К взорвавшимся на Украине складам подтянуты танки
NB!
23.03.17
«Зенит» не будет играть на Крестовском, но Смольный это уже не волнует
NB!
23.03.17
Порошенко просит помощи у НАТО для разминирования склада в Балаклее
NB!
23.03.17
Британские СМИ: Кремль нанимает киллеров
NB!
23.03.17
«Террористам теперь не нужны бомбы – автомобилей и ножей достаточно»
NB!
23.03.17
Марш Waffen SS в Риге: вчера с Гитлером, сегодня — с НАТО
NB!
23.03.17
Ошибка специалистов НАСА обнаружена школьником из Британии
NB!
23.03.17
Россия — 2018: новый плебисцит и новый консенсус о будущем страны
NB!
23.03.17
Фареры: мир с сепаратистами
NB!
23.03.17
Военный Донбасс: окраины Луганска под обстрелом, Монсон взял в руки ПК
NB!
23.03.17
«Первый канал» отказался от предложения EBU
NB!
23.03.17
«ВостокУголь» установит на Диксоне новый памятник героям обороны Таймыра
NB!
23.03.17
Новороссия обретает признаки государства
NB!
23.03.17
Каддафи вернется в Ливию?
NB!
23.03.17
«Евробратство»: Молдавия уверяет Румынию, что не смотрит в сторону России
NB!
23.03.17
ФСБ: Пресечена контрабанда американского огнестрельного оружия в Россию
NB!
23.03.17
«Перспектива есть, денег нет»: «зеленая» энергетика Украины
NB!
23.03.17
«Наибольшая угроза безопасности Латвии — министерство образования»
NB!
23.03.17
Грибаускайте: «Мы в безопасности, если не служим «росатомам» и Кремлю»
NB!
23.03.17
Первый мост через Неву: морские лошади и инженерные находки
NB!
23.03.17
Победители «Фукусимы» и «камикадзе»