Латвийские банки не знают, что делать с домами и квартирами, приобретёнными их дочерними предприятиями на аукционах у людей, не сумевших расплатиться с ипотекой. Продать данную недвижимость банки не могут, сдавать в аренду - не умеют. Об этом в эфире программы "Латвийского Радио-4" "Открытый вопрос" рассказал консультант местной Ассоциации коммерческих банков Казимир Шлякота.

Эксперт указал, что из-за ужесточения законодательства, регулирующего выдачу займов, ипотечные договоры больше практически никто не подписывает. Недвижимость в новостройках же приобретают в основном иностранцы, вместе с видом на жительство. Не лучшим образом обстоят дела с арендой квартир. Размер ежемесячной арендной платы в среднем в 1,5 раза превышает размер платежа по ипотеке, который человек платил бы, купив аналогичную жилплощадь в кредит - хотя, в других странах Европы стоимость должна быть сопоставимой.

По словам Казимира Шлякоты, дочерние предприятия банков, которые скупили жилплощадь должников, не могут сдать её самостоятельно - не хватает людей и навыков. В такой ситуации создаются все условия для существования и развития чёрного рынка аренды, когда люди сдают и снимают и сдают дома и квартиры неофициально, без оформлении договора и уплаты налогов.

Второй участник программы, юрист Янис Аболиньш, который стал первым в Латвии физическим лицом, получившим статус неплатежеспособного, заявил, что по его информации дочерние компании банков выкупили от 70 до 80 процентов всей имеющейся на рынке недвижимости. При этом ежегодно заводится 600-700 процессов о взыскании задолженности за ипотеку. Таким образом, недвижимость продолжает распродаваться на аукционах.

Казимир Шлякота отметил, что по данным Комиссии по регулированию общественных услуг на 1 октября в общей сложности в Латвии 11850 человек не может расплатиться с ипотечными кредитами. Консультант Ассоциации коммерческих банков также назвал маловероятным принятие в Латвии принципа "ключи вместо кредита", согласно которому должник, который не может расплатиться с банком за квартиру, может просто отдать ключи и быть освобождённым от долга. По словам Шлякоты, это невозможно, поскольку в Латвии очень сильно банковское лобби.

Казимир Шлякота добавил, что закон позволяет заключать подобные договоры и сейчас, однако за всё время в Латвии было заключено всего четыре таких договора. Подвох кроется в том, что первый взнос в этом случае составляет не менее 30%, и банк получает право в любой момент потребовать ключи от дома. "Я бы такую бумагу подписывать не стал", - сказал Шлякота.

Напомним, что ранее латвийский специалист по продаже недвижимости Михаил Лавренов рассказал ИА REGNUM: "Из своего американского опыта я знаю, что в США, после того, как банк забрал у тебя квартиру или дом, ты остаешься чист перед банком и законом, как банный лист. У нас же - ты остаешься по-прежнему должен. Долг продолжает висеть на тебе и накручиваться. Таковы особенности нашего законодательства. Некоторые жители Латвии, попавшие в долговое рабство, пытаются вылезти из данной ловушки следующим образом: они намеренно прекращают выплаты и банк забирает квартиру. Большего банк сделать не может - ведь долговых тюрем у нас пока нет, а если ты не зарегистрирован на официальной работе и трудишься без официального устройства или за границей, то и взять с тебя нечего. Затем эти люди приобретают жилье, зачастую равноценное утраченному ими - но уже по нынешним низким ценам. Потом они регистрируют его на кого-то из родственников и относительно спокойно в нем живут".