Серия научных дискуссий "От 17 октября к октябрю 17-го" в МГУ. Первый круглый стол: "Революция и парламентаризм"

Москва, 21 Октября 2013, 18:01 — REGNUM  Серия научных круглых столов МГУ "От 17 октября к октябрю 17-го" посвящена изучению альтернативных путей политического развития России в начале XX в. Первый круглый стол под названием "Революция и парламентаризм", приуроченный к 108-й годовщине Манифеста 17 октября 1905 года, прошел 17 октября 2013 года. Он начался со вступительного слова ведущего кандидата исторических наук, заместителя декана Факультета государственного управления МГУ Олега Айрапетова, который поставил перед участниками следующие вопросы: Возможно ли было избежать конфликта между императором Николаем II и Государственной думой в 1906 - 1907 гг.? Эволюционировала ли система государственного управления России начала XX в. к конституционной монархии? Давал ли парламентаризм Российской империи возможность мирного эволюционного развития?

Доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой политической истории ФГУ Александр Сидоров отметил перекличку событий эпохи революций начала XX века с реалиями нашего времени. Сто лет назад Российская империя переживала 1913 год - последний мирный год своей истории. Однако для всего мира уже наступило время революций. Вслед за революционными событиями 1905 - 1907 гг. в России начинается волна революций в странах Азии и Латинской Америки. Затем новый всплеск революций, связанных с Первой мировой войной. Конец XX века ознаменовался волной "бархатных" революций в странах Восточной Европы. В наше время мы стали очевидцами "цветных" революций и бурных событий "арабской весны".

Манифест 17 октября 1905 г. внес изменения даже в семантику легитимности государственной власти. Эту проблему развил в своем сообщении доктор исторических наук, профессор кафедры политической истории ФГУ Константин Соловьев. Манифест 17 октября с этой точки зрения представляет особое явление, поскольку в нем не использовались традиционные для российской власти категории. Их место занимают новые семантические единицы: "права", "свободы", "право", "закон". Манифест свидетельствует о том, что в сознании российской элиты происходил переход к концепции права. Новый язык манифестов, тем не менее, оказался недолговременным явлением. Уже последующие императорские манифесты знаменуют собой возвращение к прежней архаичной терминологии.

Тему о роли российской либеральной бюрократии в ходе политических перемен раскрыл в своем сообщении Дмитрий Андреев, кандидат исторических наук, доцент, заместитель заведующего кафедрой истории России XIX - начала XX вв. исторического факультета МГУ. Он призвал обратить внимание на менталитет, стилистику поведения российской либеральной бюрократии и дворянства, в среде которых выросли идеи российского конституционализма. По мнению Д.А. Андреева, своеобразный "латентный конституционализм" бюрократии способствовал успешной интеграции ее наиболее видных представителей (таких как П.А. Столыпин и И.Л. Горемыкин) в систему российского парламентаризма.

Дискуссию вызвал вопрос о причинах столкновения российского парламента с правительством, итогом которого стал роспуск I и II Государственных дум. Владимир Кошкидько, доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой регионального и муниципального управления ФГУ, проанализировал Манифест 17 Октября с юридической точки зрения. Не являясь конституционным актом, этот документ представляет собой некую политическую декларацию о программе реформ. Вскоре, однако, эта программа была свернута из-за стремления Николая II укрепить собственную власть. В частности, преобразование Государственного совета в верхнюю законодательную палату было прямым выходом за пределы мер, намеченных Манифестом 17 октября. Итогом стало создание такой системы управления, при которой принятие основных законов сосредоточилось в руках императора. Конфликт Николая II с первыми Государственными думами был результатом, в том числе, и этих ограничительных мер. Важную роль для судеб российского парламентаризма имел курс, избранный либералами в начале XX в. По мнению кандидата исторических наук, доцента кафедры истории России XIX - начала XX вв. МГУ Федора Гайды, избранный радикальными либералами курс не способствовал жизнеспособности российского парламентаризма. Осознавая себя частью единого с социалистами "освободительного движения", его правым крылом, конституционно-демократическая партия рассматривала Манифест 17 октября в качестве недолговечной уступки. Некоторые лидеры кадетов смотрели на Государственную думу как на аналог Учредительного собрания. Их действия в Думе (принятие довольно радикального адреса к императору, разработка не менее радикального аграрного законопроекта) вкупе с Выборгским воззванием стали для власти стимулом к ужесточению политического курса.

Алексей Гусев, кандидат исторических наук, доцент кафедры истории общественных движений и политических партий России МГУ, назвал основным фактором становления российского парламентаризма усиление революционного движения, особенно - Октябрьскую политическую стачку. Поражение революции привело к появлению неполноценного парламентаризма. Государственная дума стала институтом, который скорее имитировал парламент. После переворота 3 июня 1907 года ситуация только ухудшилась. Не имевшая влияния на действия правительства Дума воспринималась политическими партиями исключительно как средство пропаганды своих идей. Имитационный характер парламента становился предпосылкой новой революции. Доктор исторических наук, доцент кафедры регионального и муниципального управления Факультета Государственного Управления Сергей Пронкин, возражая против тезиса об имитационном характере Государственной Думы, отметил постоянно присущее ее депутатам стремление защищать свою независимость и влияние в системе государственного управления. Тон в Думе всегда задавали люди, стремившиеся вести себя независимо, в согласии со своими политическими и нравственными принципами. К ним можно отнести не только кадетов и октябристов, но даже В.М. Пуришкевича. Неудачное сотрудничество Государственной думы с правительством связано с амбициями политиков, а также с неустойчивой переходной моделью государственной власти в России 1906 - 1917 гг.

Директор по экономической политике Фонда "Центр стратегических разработок", кандидат экономических наук Кирилл Янков, представил единую модель развития российского парламентаризма. Он выделил три типа взаимоотношений парламента с исполнительной властью, характерные для России XX - начала XXI вв.: 1) парламент полностью подконтролен власти; 2) парламент независим от власти, но не вмешивается в ее дела, 3) парламент независим от власти и активно оказывает на нее влияние. Последний тип неизменно заканчивается государственным переворотом. Это произошло и с первыми двумя Государственными думами, и с Всероссийским Учредительным собранием, и с Верховным советом в 1993 г. Однако это еще не означает, что в России не может появиться самостоятельная и сильная законодательная власть. Проблему отношения леворадикальных сил к Государственной думе раскрыл в своем докладе доцент кафедры истории Московского государственного университета природообустройства Д.И. Рублев. Для российских социалистов легитимным органом власти было лишь Учредительное собрание, созванное после свержения самодержавия, но не Государственная дума, "дарованная" монархом. Тем не менее, последовательного бойкота Государственной думы придерживалась лишь маловлиятельная часть левого политического спектра, для которой парламент был неприемлем из идеологических соображений (анархисты, максималисты, махаевцы, небольшая часть левых большевиков). Наиболее же влиятельные левые силы в лице меньшевиков, большевиков, эсеров быстро отказались от этой стратегии под впечатлением от успеха оппозиционных сил на выборах и симпатий к Государственной думе со стороны российского крестьянства.

В докладе профессора кафедры политической истории Факультета Государственного Управления, ведущего специалиста Центра документальных публикаций РГАСПИ Ярослава Леонтьева представлен анализ массового насилия, развернувшегося на улицах городов после 17 октября 1905 г. Направленные против революционеров и еврейского населения погромы черносотенцев вызвали ответные массовые демонстрации сторонников революции. Лишь немногие бюрократы противодействовали погромным действиям черносотенцев. Среди них - занимавший в то время должность саратовского губернатора П.А. Столыпин.

В планах организаторов проведение новых круглых столов. Среди тем, которые планируется затронуть: "Революция и насилие", "Революция и армия", "Революция и национальный вопрос".

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отослать информацию редактору.
Главное сегодня
NB!
08.12.16
«На рынке нефти не сезон»
NB!
08.12.16
«Эффект Роснефти» не повлиял на рубль
NB!
08.12.16
National Interest: Являются ли США тихоокеанской державой?
NB!
08.12.16
Радио REGNUM. «Четверть часа о высоком». В гостях Мария Манакова
NB!
08.12.16
СМИ сообщили подробности неудавшейся посадки Су-33 на «Адмирал Кузнецов»
NB!
08.12.16
Женщины-депутаты недовольны переработками: «Еще мужей кормить»
NB!
08.12.16
Порошенко: ЕС нашёл компромисс по механизму приостановки безвизового режима
NB!
08.12.16
В Молдавии установят бюст короля «Великой Румынии»
NB!
08.12.16
Япония должна признать итоги войны
NB!
08.12.16
Последняя игра ЦСКА под руководством Слуцкого — провал
NB!
08.12.16
Жадность фраера погубит: похоронят ли Порошенко откровения его соратника?
NB!
07.12.16
«Меркель будет решать проблему, которую сама же и создала»
NB!
07.12.16
Сечин доложил Путину о приватизации 19,5% акций «Роснефти»
NB!
07.12.16
МОК продлевает санкции против России
NB!
07.12.16
«Заморозка» накопительной части пенсии на три года прошла II чтение Госдумы
NB!
07.12.16
Восстанавливаются пенсионные права осужденных и реабилитированных граждан
NB!
07.12.16
Приостановка компенсаций советских вкладов Сбербанка продлевается
NB!
07.12.16
«Севастополь ждет от нового губернатора решения социальных проблем»
NB!
07.12.16
Законопроект о фонде долевого строительства внесен в Госдуму
NB!
07.12.16
Атомная энергетика Украины — это сильная головная боль для Европы: обзор
NB!
07.12.16
Госдума устанавливает единый порядок индексации соцвыплат с 2018 года
NB!
07.12.16
В Ингушетии задержаны сотрудники Центра по противодействию экстремизму