"Закон об ответственности властей в сфере межнациональных отношений, равно как идея ввести институт миграционного омбудсмена, свидетельствуют о серьезной озабоченности администраций всех уровней проблемами миграции и межнациональных противоречий", заявил корреспонденту ИА REGNUM заведующий кафедрой теории и истории государства и права Филиала Российского государственного гуманитарного университета в Калуге, кандидат политических наук Олег Калугин, комментируя, одобренный 16 октября Советом Федерации РФ закон об ответственности властей в сфере межнациональных отношений.

По его мнению, данная реакция властей является запоздалой и эмоциональной: "Это говорит о том, что у руководства пока нет четкой стратегии в межнациональной сфере. Оно искренне не понимает, что нужно делать в плане успешной борьбы с незаконной миграцией. Правда, следует отметить, что ни одно правительство в мире не знает, как успешно решать подобные проблемы. Но, согласитесь, что нам, рядовым гражданам, от этого не легче".

"Все современные предложения по решению проблем незаконной миграции и межнациональной розни лежат в одной лишь административно-правовой плоскости: усилить контроль, создать дополнительные препоны при въезде в страну, ввести ответственность должностных лиц за состояние межнациональной сферы, создать новую бюрократическую структуру. Бесспорно, все это конечно важно и наверное нужно делать. Но все же думаю, что одного этого мало. Ведь можно сколько угодно администрировать и принять множество умных законов, а должного результата не будет. Мы уже давно живем в глобальном сетевом обществе, которым невозможно руководить чиновничьими директивами. Сеть можно перебить только более мощной сетью. Сложную систему можно победить еще более сложной системой. Этот закон кибернетики был известен еще в середине прошлого века. А мы все "администрируем", пишем законы, которые никто и наверное никогда так и не сможет реализовать", - сказал Калугин.

"Вот почему, необходимо срочно приступить к полномасштабным и глубоким исследованиям всех имеющихся этнических и конфессиональных групп, проживающих в стране. Нам известны лишь официальные структуры диаспор, но мы практически ничего не знаем о подноготной этих сообществ. А знать это жизненно необходимо. Как только требуемая информация начнет поступать, можно будет приступить к этапу конструирования новых социальных систем и переформатированию существующих. В любом случае нужны серьезные научные исследования. Время интуитивных решений в общественно-политической сфере уже прошло. Необходим постоянный мониторинг происходящих процессов и холодный расчет при принятии управленческих решений", - считает политолог.

"Россия уже давно болеет национализмом. Но еще лет десять назад межнациональная рознь была заметна лишь в ряде национальных республик и на некоторых отдаленных территориях. Сейчас, в большей или меньшей степени, это проблема всех регионов России. Появилось новое социальное явление - массовый русский национализм. Еще недавно это был нонсенс. Русские - это имперский народ-объединитель. Национализмом болели малые ущемленные народы. У русских никогда не было этого комплекса неполноценности. А сейчас появился. Пока сложно прогнозировать, во что это все выльется. Однако совершенно очевидно, с такими тонкими материями лучше не экспериментировать", - делает вывод эксперт.

Как сообщало ранее ИА REGNUM, Совет Федерации ФС РФ одобрил закон об ответственности властей в сфере межнациональных отношений. Глава муниципального образования может быть отправлен в отставку за то, что не предотвратил межнациональный конфликт. Закон относит к полномочиям органов госвласти субъектов РФ комплекс мер по обеспечению государственных гарантий равенства прав, свобод и законных интересов человека и гражданина независимо от расы, национальности, языка, отношения к религии и других обстоятельств. На региональные власти возложены полномочия по сохранению и развитию этнокультурного многообразия народов РФ, их языков и культуры, защите прав национальных меньшинств, социальной и культурной адаптации мигрантов, профилактике межнациональных и межэтнических конфликтов.