На заседании правительства Курской области прошло обсуждение прогноза социально-экономического развития региона на 2004 год и основных параметров прогноза до 2006 года. Прогноз, разработанный на основе Комплексной программы социально-экономического развития области, одобренной Министерством экономического развития РФ, а также с учетом предложений структурных подразделений правительства области, предприятий и организаций, представил председатель областного комитета по экономике и развитию Владимир Иванов. За базовые оценки взяты итоги функционирования экономики области за 9 месяцев текущего года и основные проблемы, на решение которых будет направлена политика правительства области в следующем году.

Увеличение налогооблагаемой базы определяется развитием промышленного комплекса. В 2003 году планировался рост объемов производства на 5 процентов. За 9 месяцев он возрос на 16,9 процента - за счет значительного роста показателей в энергетике и черной металлургии. Превышен уровень прошлого года и в других отраслях, исключая машиностроение и легкую промышленность. В то же время, учитывая замедление темпов роста в октябре-декабре в энергетике с 32 до 10 процентов (из-за остановки двух энергоблоков Курской АЭС на реконструкцию и ремонт), в черной металлургии с 27 до 19 процентов (из-за высокой базы прошлого года), в текущем году ожидается рост в промышленности на 6-8 процентов, то есть оценка близка к прогнозной.

В топливно-энергетическом комплексе на 2004 год и на перспективу стратегической задачей остается обеспечение надежной и безопасной работы КАЭС, продолжение строительства энергоблока 5, реконструкция действующих энергоблоков, решение проблем хранения и вывоза радиоактивных отходов и отработанного ядерного топлива. В 2004 году в энергетике предусматривается рост на 6 процентов. Динамика роста объемов выработки электроэнергии на КАЭС напрямую увязана с плановыми остановками энергоблоков на ремонт и реконструкцию, поэтому в 2005 году будет незначительный рост - на 1 процент, а в 2006 сохранится уровень предыдущего года.

В результате увеличения объемов добычи руды Михайловский ГОК вышел на проектную мощность, поэтому в 2004 году предусматривается рост всего на 2 процента и в последующие годы - сохранение объемов добычи руды. В то же время масштабный проект, предусматривающий создание металлургического комплекса на базе МГОК, позволит уже на первом этапе реализации увеличить объем продукции к 2007 году более чем в 2 раза.

Администрация области намерена принять меры по созданию стимулирующих условий для развития предприятий машиностроения и легкой промышленности, основной потенциал которых сосредоточен в Курске. Это реализация областной целевой программы "Энергосбережение", разработка и принятие областных законов "Об инвестиционной деятельности", "Об энергосбережении", "Об инвестиционной деятельности", проведение областных конкурсов инновационных и инвестиционных проектов.

Учитывая очевидную отсталость технической базы и низкую конкурентоспособность продукции, в ближайшие два-три года предприятия этих отраслей значительный прорыв не ожидает. В легкой промышленности планируется рост объемов производства на 3-5 процентов ежегодно. В машиностроении - на 2 процента. Пищевая и перерабатывающая отрасли - основной источник формирования бюджетов в районах. Здесь в 2003 году ожидается рост на 6 процентов.

В целом, в промышленности прогнозируется рост объема производства в 2004 году на 3 процента, до 2006 года ежегодный прирост - на 2 процента.

По сельскому хозяйству на 2004 год прогнозируется рост объема продукции в сопоставимых ценах на 4 процента (в действующих ценах - на 13 процентов). Одна из основных задач сельскохозяйственной отрасли на следующий год - преодоление убыточности, реструктуризация кредиторской задолженности сельхозпредприятий.

В строительном комплексе положение обусловлено значительным сокращением объемов капвложений на КАЭС (за 9 месяцев снижение - на 10 процентов), доля которых в общих объемах по области - около 50 процентов. В сентябре концерном "Росэнергоатом" выделены средства в размере 520 миллионов рублей, которые до конца года будут полностью освоены. В целом по году ожидается сохранение уровня прошлого года.

На 2004 год прогнозируется рост объемов инвестиций по области на 32 процента, что также связано с атомной станцией. В целом по Курской АЭС планируется освоить 9 миллиардов рублей или с ростом в 2,5 раза, в том числе на строительстве 5-го энергоблока 5,5-6 миллиардов рублей.

В 2004 году правительство области планирует развивать систему ипотечного жилищного кредитования. Уже подписано соглашение о сотрудничестве с московским агентством по ИЖК. Заключен договор на разработку областной программы развития ипотеки. Для развития ипотечного жилищного кредитования в областном бюджете следующего года необходимо предусмотреть как минимум 10 миллионов рублей.

Оборот розничной торговли за 9 месяцев увеличился на 11,4 процента, в целом по году рост ожидается в пределах 6-8 процентов. В 2004.2006 годах прирост оборота розничной торговли прогнозируется на уровне 5 процентов ежегодно.

В текущем году фонд заработной платы (объект обложения налогом на доходы физических лиц, составляющих 30 процентов налоговых доходов) прогнозировался в сумме 16,4 миллиарда рублей, ожидаемый показатель к концу года. 17,6. На 2004 год ФЗП запланирован в объеме 20,5 миллиарда рублей, с ростом 17 процентов к 2003 году.

Положительный финансовый результат (прибыль минус убыток) в 2003 году должен составить 1,03 миллиарда рублей, в 2004 году он прогнозируется в сумме 1,84 миллиарда рублей, в 2005-2006 годах, соответственно, 2,2 и 2,5 миллиарда рублей.

Члены правительства области, по сообщению пресс-службы губернатора Александра Михайлова, обсудили также проекты областного бюджета на 2004 год, подпрограммы "Переселение граждан Курской области из ветхого и аварийного жилищного фонда", областной целевой программы "Социальная поддержка и улучшение положения детей в Курской области на 2004-2006 годы", областного закона "О культуре". Рассмотрены вопросы о дополнительных мерах по повышению рождаемости на 2004-2005 годы и ходе выполнения постановления Правительства РФ от 6 марта 2003 года "О финансировании в 2003 году расходов, связанных с укреплением материально-технической базы учреждений социального обслуживания, оказанием помощи малоимущим пенсионерам и инвалидам и ликвидацией последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий".