Госмонополия на электросети в Белоруссии сохранится, а частные компании смогут стать собственниками генерирующих мощностей. Об этом 16 октября в Минске на пленарном заседании XVIII Белорусского энергетического и экологического конгресса заявил первый зампред Совмина Белоруссии Владимир Семашко.

По словам Семашко, законопроектом об электроэнергетике предусмотрена структурная реформа отрасли. Новым в законодательстве станет отказ государства от монополии на собственность объектов генерации электроэнергии, хотя в России и на Украине давно отказались и от госмонополии на транспортировку электроэнергии. Характеризуя законопроект, Семашко подчеркнул: "Прописано, что в большой энергетике станции может строить кто угодно, но сети мы никому не отдадим".

Напомним, за последние годы правительство Белоруссии привлекло ряд иностранных компаний к реализации проектов по модернизации объектов энергетики. В частности, в проектах участвовали компании из Турции, Китая, Чехии, Ирана и других стран, но самым масштабным проектом является строительство БелАЭС в Гродненской области: российские специалисты построят "под ключ" два энергоблока атомной электростанции общей мощностью 2400 (2х1200) МВт с реакторной установкой В-491. Ввод в эксплуатацию первого блока запланирован на ноябрь 2018 года, второго энергоблока - в июле 2020 года. Проект финансируется за счёт российского кредита объёмом около $10 млрд, из которого в 2013 году получено $351,4 млн по государственному экспортному кредиту правительства РФ на строительство БелАЭС.

Строительство АЭС в Белоруссии продиктовано желанием официального Минска уйти от зависимости от поставок российского природного газа и является мерой диверсификации источников энергии для повышения уровня национальной энергетической безопасности, подчеркнул Семашко. Он прокомментировал озабоченность официального Вильнюса строительством БелАЭС, отметив: "Мы провели все необходимые согласования и общественные обсуждения, какие только можно представить. В последний раз уже пригласили литовскую общественность на свою территорию и ответили на все возможные вопросы. В Литву направлена вся необходимая информация и на официальном уровне, но все равно Литва заявляет, что она чем-то недовольна".

Первый зампред правительства РБ напомнил о положительной оценке проекта БелАЭС со стороны МАГАТЭ, отметив, что официальный Минск выполняет все требования международного агентства, у которого нет претензий к белорусской стороне. Но таковые имеются у официального Вильнюса и, по мнению Семашко, являются необоснованными и неспособными повлиять на успешную реализацию проекта. "Реализация белорусского атомного проекта идет полным ходом, даже с некоторым опережением графика, завершаем подготовительный период, который есть на любой стройке, и в ближайшее время начнем строительные работы основного периода", - констатировал первый зампред правительства РБ.

Как сообщало ИА REGNUM, несмотря на итоги прошедшего в Литве референдума, официальный Вильнюс не отказался от намерения реализовать проект строительства новой Висагинской АЭС по "фукусимскому проекту" японской Hitachi взамен закрытой по требованию ЕС Игналинской АЭС. Озабоченность властей Литвы поддерживают представители прозападной оппозиции в Белоруссии, ранее критиковавшие Александра Лукашенко за отсутствие мер по снижению зависимсоти постсоветской республики от поставок российских углеводородов, а ныне критикующие его за реализацию проекта БелАЭС.

Сам Лукашенко отверг эти обвинения и заявил о намерении построить в Белоруссии вторую АЭС, которая ещё больше снизит зависимость Белоруссии от российских поставок нефти и газа. Так, 30 апреля в Минске Лукашенко заявил: ввод в эксплуатацию БелАЭС позволит республике сократить импорт российского природного газа на 5 млрд кубометров. Он сообщил, что против строительства в БелАЭС выступают "проплаченные Западом люди". Поясняя мотивацию противников строительства БелАЭС за рубежом, Лукашенко сказал: "Но они не хотят, чтобы мы построили современную АЭС и были их конкурентами. Более того, они ведь теряют рынки сбыта своей продукции. А если дешевле энергия, то у нас будут и дешевле товары. Идет конкурентная борьба". Лукашенко заявил: "Вы никого не слушайте, что, вот, Чернобыль, нам эта станция не нужна и так далее. Это все проплачено. Наша станция и российская в Калининграде - это кость в горле Евросоюзу и государствам Прибалтики. Они уже опоздали, у них не получается построить свою станцию, они будут нам уже не конкуренты, и им придется покупать нашу и российскую электроэнергию". Он отметил также: "И они нашу пятую колонну мобилизовали на то, чтобы бороться против строительства атомной электростанции".