Соединённые Штаты приняли решение сократить военную помощь Египту. После продолжительных колебаний, последовавших сразу за июльской "контрреволюцией" в Стране пирамид, администрация Обамы всё же пошла на этот шаг. Его последствия могут обернуться серьёзными осложнениями для отношений американцев с военными Египта. А также затронуть интересы третьей силы - Израиля.

Все два с половиной года брожений в соседней арабской стране израильтяне придерживались линии позитивного нейтралитета. Приход к власти в Египте "Братьев-мусульман" поставил Тель-Авив в сложное положение. Отстранение президента Мохаммеда Мурси, силовой разгон демонстрантов в Каире 14 августа, запрет политической деятельности "Братьев" 23 сентября придали израильтянам уверенность в восстановлении статус-кво на Синайском полуострове. Однако желанная стабильность в крупнейшей арабской стране не наступила. "Братья" загнаны в угол, но далеко не деморализованы. Именно антиизраильские настроения подпитывали пассионарность этой наиболее массовой египетской политической силы в последние дни, высветили её готовность к затяжному противостоянию с военной верхушкой Египта.

Последняя определила переходный этап к новой конституции и новым выборам длительностью в несколько месяцев. 4 сентября временный президент Египта Адли Мансур заявил, что он не намерен вносить никаких изменений в положения "дорожной карты" переходного периода. Через месяц "Братья" вновь вывели на улицы своих сторонников. На этот раз с главными антиизраильскими лозунгами. Это произошло в 40-ю годовщину так называемой "войны Судного дня" - 6 октября.

Египетские исламисты и поддерживающее их турецкое правительство во главе с Реджепом Эрдоганом открыто обвинили Израиль в причастности к июльской "контрреволюции". До лета текущего года исламская партия Египта не подала ни одного серьёзного враждебного жеста в сторону Израиля, не указывала на него, как на внешнего виновника эскалации в соседней стране. В сентябре 2011 года был всего лишь один эпизод с антиизраильским окрасом - нападение демонстрантов на посольство Еврейского государства в Каире. Но данный инцидент египетские власти быстро локализовали.

Ныне ситуация изменилась. Израильтяне ориентировались на непоколебимость поддержки американского союзника, который даже косвенным образом не должен ставить под удар "Кэмп-Дэвидскую" мирную конструкцию между Израилем и Египтом. Основа позиции Израиля к египетской внутриполитической турбулентности сводится к формуле "либо армия, либо анархия". Но из Вашингтона 9 октября пришёл недобрый для Тель-Авива сигнал. Ежегодная помощь Египту со стороны США общим объёмом в $1,5 млрд. (из них $1,3 млрд. - на военные нужды) сокращена. Под "секвестр" попали, со слов официальных представителей госдепартамента, отдельные "крупномасштабные военные системы" ("large-scale military systems", самолёты F-16, танки М1А1, вертолёты "Apache" и противокорабельные ракеты "Harpoon"), а также денежное содействие. В последнем случае это $260 млн. финансовой помощи США египетскому правительству.

Огласив своё решение, Соединённые Штаты, тем не менее, обратили внимание на продолжение помощи египетским военным в части поставок вооружений и военной техники для эффективной борьбы с террористической угрозой на Синайском полуострове. Некоторое успокоение было также внесено вбросами в СМИ США сообщений о временном, краткосрочном характере предпринятых Белым домом мер в отношении Каира. Впрочем, это малое утешение для Израиля.

На выбор администрацией Обамы столь демонстративного жеста в адрес военных Египта свою роль оказало множество факторов. В первую очередь, возникшая между двумя старыми партнёрами напряжённость в отношениях сразу после разгона митингующих в египетской столице 14 августа. По некоторым данным, в те дни президент США пытался дозвониться до главного действующего лица в армейском истеблишменте Египта министра обороны Абдель Фатаха ас-Сисси. Но тот не вышел на связь. Неслыханная дерзость, которую не может позволить себе никто из американских партнёров по всему миру, так сочли в Белом доме. Для американцев подобное игнорирование со стороны высшего армейского чина Египта было вдвойне досадным. Ведь с новым министром обороны, назначенным на должность в августе 2012 года бывшим президентом Мурси, связывались большие надежды. Это сейчас вашингтонские аналитики пишут о ас-Сисси как о "египетском националисте". Год назад тон экспертных характеристик был иным. Так, известный специалист по ближневосточным проблемам из вашингтонского Центра стратегических и международных исследований Джон Альтерман лестно отзывался о проамериканской ориентации нового главы военного ведомства Египта. По его комментарию, до этого занимавший должность главы военной разведки ас-Сисси тесно общался по региональным вопросам практического характера, как с американцами, так и с представителями Израиля.

В свою очередь, египетские военные были раздосадованы невнятной позицией администрации США на события в их стране. Временами из Вашингтона можно было услышать осуждающие действия военных реляции, которые чередовались призывами к противостоящим силам сесть за стол переговоров. Временами - заявления о продолжении военной помощи Каиру в полном объёме.

Помимо обнаружившихся внутренних противоречий между американцами и египтянами, свою роль сыграли и внешние факторы. Прежде всего, в виде оказанной саудовцами и шейхами ОАЭ финансовой помощи переходному правительству Египта. Белый дом решил наглядно продемонстрировать свои планы переложить часть ответственности на другие региональные силы. Саудовцы и эмиратцы выделили на цели египетской стабилизации около $12 млрд. Но не только деньгами измеряется интерес Вашингтона привлечь Эр-Рияд к активному вовлечению в Египте. Последние месяцы показали возможность образования в регионе нового, нестандартного альянса государств, поддерживающего верховенство власти военных в Египте. Это упомянутые выше Израиль, Саудовская Аравия и ОАЭ. Есть симптомы сближения их позиций не только по теме Египта. На днях эти страны выступили против назначения представителя Ирана в Комитет по вопросам разоружения и международной безопасности Генассамблеи ООН.

Наконец, причиной невнятной позиции США, приведшей к размыванию их отношений с рядом ближневосточных стран, стала прозаическая "передозировка" во внешнеполитической активности единственной супердержавы мира. При всей своей мощи американцы не смогли эффективно вести сразу несколько актуальных направлений в нынешней ближневосточной динамике. На них сразу навалились проблемы с Сирией, реанимацией палестино-израильского диалога. Необходимость корректировки курса в отношении Ирана после прихода там к власти нового президента с его командой. Плюс - проблемы у себя дома в виде бюджетного "shutdown".

Очевидно, американцы посчитали, что решение о приостановлении некоторых оружейных контрактов и финансовой помощи Египту на четверть миллиарда долларов подчеркнёт их принципиальность в деле защиты демократических процедур избрания властей в любом уголке мира. Вашингтон стремится расширить социальную базу в отношениях с внешними партнёрами, уйти от предыдущего курса на построение тесных связей с элитами, но не народами Северной Африки и Ближнего Востока. Мурси был избран большинством граждан Египта, при всей неоднозначности его политико-идеологических взглядов. Соглашаясь с силовой процедурой смещения законно избранного главы государства, американцы настраивают народы против себя. До 9 октября Соединённым Штатам удавалось балансировать между исламистами и военными Египта. Теперь они сделали шаг в сторону от военного командования страны. Причём, весьма неуклюже, что только подчёркивает утрату ими нити региональных событий. Нажим на ас-Сисси и его команду, возможно, был безальтернативен. Но только не в виде публичной "порки" египетских партнёров, переросшей в шумную медийную кампанию.

Михаил Агаджанян - политолог (Ереван)