Сбалансировать влияние Газпрома: страны Вышеградской группы обозначили энергетическую стратегию

Москва, 16 октября 2013, 10:48 — REGNUM  

14 октября 2013 года в Будапеште прошло совещание глав правительств стран Вышеградской группы (V4): Венгрии, Польши, Чехии и Словакии. Совещание в первую очередь было посвящено энергетической стратегии группы в регионе Центральной Европы и в целом в Евросоюзе. Участники совещания исходили из положения, что "вес Центральной Европы в будущем будет возрастать, как в плане экономического влияния, так и политической мощи". Место проведения совещания - Будапешт связано с тем, что 1 июля 2013 года председательство в Вышеградской группе перешло от Польши к Венгрии. Председательство Венгрии будет продолжаться один год. Кроме обсуждения энергетической проблематики, совещание в Будапеште глав правительств стран Вышеградской группы имело целью достижение общей позиции в преддверии ноябрьского саммита в Вильнюсе по "Восточному партнерству" и декабрьского саммита ЕС в Брюсселе по оборонной политике.

Главным достижением совещания в Будапеште стала поддержка использования ядерной энергетики всеми участниками группы. Подобный "единый фронт", по мнению глав правительств стран V4, не может игнорироваться Европейским Союзом. Государства центрально-европейского региона еще раз отметили, что каждая страна имеет суверенное право определять собственные направления энергетического развития. Хозяин встречи - премьер-министр Венгрии Виктор Орбан на совещании высказался в том смысле, что Вышеградская четверка рассчитывает на то, что ЕС не только не будет мешать, но окажет содействие означенным странам в расширении их ядерных энергетических мощностей. Орбан также полагает, что государствам группы V4 необходимо пересмотреть направления государственной поддержки инвестиций в энергетику. В частности, он считает, что какая-либо "дискриминация" в отношении ядерной энергетики неприемлема. Позднее по окончании совещания на пресс-конференции премьер-министр Словакии Роберт Фицо еще раз подтвердил, что суверенным правом государств в рамках ЕС является определение национальных приоритетов энергетической политики, будь это сланцевый газ или атомная энергетика. Словакия не согласна с намерением ЕС обсудить проблему использования атомной энергетики, как выразился дипломатично Фицо, в "некоторых странах".

Общее заявление по атомной энергетике стран Вышеградской группы противоречит стратегии их главного экономического партнера и инвестора - Германии, которая после катастрофы на японской АЭС Фукусима закрывает у себя все атомные электростанции. Между тем, атомная энергетика в странах Вышеградской группы остается и будет оставаться, как это подтвердило Будапештское совещание, важнейшей отраслью для производства электроэнергии. Сейчас в Венгрии на атомной электростанции генерируется 40% производимой в стране электроэнергии. В Словакии - 50%, в Чехии - 30%. Доли эти в будущем будут только возрастать. Премьер-министр Польши также высказался на совещании в пользу атомной энергетики, поскольку, по его мнению, ее развитие положительно влияет на всю ситуацию в энергетическом секторе Европы. В планах польского правительства начало работы после 2020 года первой в Польше АЭС, хотя польский премьер на совещании в Будапеште в очередной раз подтвердил, что поляки возлагают большие надежды на производство у себя сланцевого газа.

Помимо атомной энергетики, на совещании обсуждалось сотрудничество стран Вышеградской группы в других сферах энергетики. Так, было объявлено, что в январе 2015 года газовые сети Венгрии и Словакии соединит газопровод, который позволит транспортировать объем газа, равный 5 млрд. куб. метров в год. Подобного рода проект также реализуется между Словакией и Польшей. Создание сети газопроводов по меридиональному направлению позволит маневрировать поставками газа в Центральной Европе с севера на юг и с юга на север, в перспективе с использованием терминалов по приему сжиженного газа в портах Польши и Хорватии. На совещании в Будапеште в очередной раз была подтверждена решимость правительств по созданию в регионе единого газового рынка. Было объявлено, что группа V4 запускает у себя т. н. "газовый форум", первый из которых пройдет уже в этом месяце в Будапеште.

На совещании было подтверждено создание странами-членами группы общих зарубежных представительств для продвижения собственных экономических интересов. Первое представительство подобного рода - экономический центр Вышеградской группы, как единого целого, откроется в ближайшее время во Вьетнаме в городе Хо Ши Мине.

В преддверии декабрьского саммита ЕС по оборонной политике и политике безопасности Европы главы правительств стран V4 на совещании в Будапеште подтвердили свое намерение проводить общую оборонную политику в своем регионе. В этой связи в первой половине 2016 года будет окончательно сформирована общая боевая группа стран Вышеградской группы - практически одна бригада быстрого реагирования под польским командованием. Премьеры стран V4 согласились в следующем 2014 году увеличить свои военные бюджеты на €8 млн. евро в каждой стране - мера чисто пропагандистская, заметим мы, из-за ничтожности намеченной суммы.

В день совещания в Будапеште по энергетике Европейская комиссия опубликовала отчет о проектах по созданию единого энергетического пространства Евросоюза. Брюссель с 2014 по 2020 годы намерен использовать на эту цель €5,85 млрд. Всего планируется финансирование 250-ти проектов. Речь идет, по большей части, о развитии энергетической инфраструктуры, стягивающей Европу в единое целое. Включение проекта в единый перечень осуществляется на основании соответствия его пяти критериям:

- по исполнении проекта, по крайней мере, два государства-члена должны улучшить интеграцию своих энергетических сетей;

- проект должен соответствовать рыночным условиям;

- проект должен развивать конкуренцию путем предоставления больших возможностей для выбора;

- проект должен повышать безопасность поставок;

- проект должен способность интеграции в создаваемую систему возобновляемых источников энергии.

В случае если проект вызывает сомнение у частных инвесторов в достижении рентабельности, то при определении его целесообразности, приоритет будет отдаваться не коммерческой, а стратегической составляющей. Поэтому некоторые из объявленных в списке проектов имеют исключительно одну национальную определяющую, как, например, в случае с проектами строительства линии электропередач в Германии или терминалов по приему сжиженного газа в Греции и Литве. Очевидно, что в подобных случаях учитываются стратегические интересы отдельного государства-члена ЕС и Евросоюза, в целом. Список энергетических проектов Еврокомиссии уже получил критику от экспертов как "сборник различных приоритетов национальных правительств, а не последовательной политики ЕС".

Представленный Еврокомиссией список энергетических проектов не считается окончательным. Перечень проектов должен будет еще получить поддержку всех 28-ми государств-членов и в Европейском парламенте. Он может пересматриваться каждые два года. Означенное условие должно способствовать выработке странами-членами новых проектов в расчете на получение под них евросоюзного финансирования. Еврокомиссия намерена осуществлять финансирование энергетических проектов из представленного списка по новой схеме, запущенной в прошлом году, в которой учитываются политика роста занятости и гарантии кредитов для упрощения привлечения инвесторов.

Итак, на совещании в Будапеште Вышеградская группа определилась с развитием у себя атомной энергетики. Сделано это, прежде всего, в интересах Венгрии и Чехии, которым предстоит в самое ближайшее время определиться по тендерам строительства у себя новых энергоблоков. В обоих случаях российский Росатом претендует на участие в проектах. Развитие атомной энергетики в регионе Центральной Европы, по стратегическому замыслу местных правительств, должно сбалансировать газовую составляющую, представленную российским Газпромом на местном рынке. На совещании в Будапеште премьер-министр Польши Дональд Туск высказался в том смысле, что солидарность между странами Вышеградской группы будет иметь решающее значение для энергетической безопасности ЕС. Таким образом, четыре страны V4 совместно принимают меры по защите собственных интересов в сфере ядерной энергетики, а также поддержке добычи сланцевого газа. И та, и другая меры рассматриваются как средство диверсификации источников энергии. Страны Вышеградской группы ждут от Брюсселя финансовой помощи в осуществлении своих атомных энергетических проектов даже в том случае, если их партнером окажется российский Росатом.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.