"Евроинтеграция": "Европейские чиновники сами активно участвуют в "распиле" выделяемых странам "Восточного партнерства" средств". Молдавско-приднестровское урегулирование: "Приднестровцы в одночасье могут быть объявлены нарушителями законодательства РМ за незаконное проживание на территории Приднестровья".

"Евроинтеграция": "Европейские чиновники сами активно участвуют в "распиле" выделяемых странам "Восточного партнерства" средств"

По данным министерства финансов, за семь месяцев этого года Республика Молдова получила $53,7 млн. в виде кредитов и $48,8 млн. в виде грантов, пишет Noi. Как подсчитали эксперты независимого аналитического центра Expert-Grup, на каждого жителя республики в среднем пришлось по 30 евро внешней помощи, полученной за последние три года. Для примера: за тот же период Россия получила в среднем один евро на душу населения, а Украина - пять евро.

Ежегодно в РМ приходят миллионы долларов и евро от международных финансовых организаций и стран-доноров, продолжает Noi. Наиболее крупные финансовые потоки поступают в страну из трех источников: Евросоюза, Всемирного банка и США. Либо в виде кредитов (платежей, создающих долги) или грантов (платежей, не создающих долги). По данным Государственной канцелярии (именно она регистрирует все проекты/программы технической помощи в специальном регистре учета), абсолютным лидером среди помогающих Молдавии доноров является Евросоюз со всеми его финансовыми институтами, включая Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) и Европейский инвестиционный банк (ЕИБ). Причем после прихода к власти лояльно настроенного к Брюсселю Альянса за евроинтеграцию денежные вливания в Молдавию со стороны Еврокомиссии существенно возросли. Премьер-министр Юрий Лянкэ сам признал, что с 2009 года Евросоюз удвоил объем финансирования республики. Если в 2006-м финансовая помощь, предоставленная ЕС, составила всего 25 млн. евро, в 2007-2010-м речь шла где-то о 254 млн., то за последние три года она уже перевалила за 600 млн. евро.

На сегодняшний день на средства Евросоюза в РМ осуществляется 86 проектов с общим бюджетом в 271 млн. евро, пишет Noi. Например, 60 млн. евро ЕС выделил Молдавии на реформу юстиции. 30 млн. евро от Евросоюза правительство рассчитывает получить в виде технической помощи на выполнение предварительных условий подписания Соглашения об ассоциации. На строительство газопровода Унгены―Яссы ЕС предоставил грант в размере 7 млн. евро, правда, доля молдавской стороны в нем составляет только 3 млн. Еще 2 млн. евро в виде гранта выделены Евросоюзом на реставрацию Сорокской крепости. В рейтинге 10 самых дорогостоящих проектов, запущенных в Молдавии в 2012 году при финансовой поддержке доноров, первую строчку занимает проект "Реабилитация электрических сетей ГП Молдэлектрика" общей стоимостью 40,3 млн. евро. На реабилитацию кишиневских дорог (проект рассчитан до 2016 года) Евросоюз и его банковские подразделения выделят 22 млн. евро - тоже в виде гранта и концессионных кредитов. На поддержку мер по укреплению доверия (урегулирование приднестровского конфликта) в страну поступит грант в 10,6 млн. евро. Еще 5 млн. евро ЕС предоставит Молдавии на программу поддержки профессиональной подготовки в сфере образования.

По логике вещей, такая массированная помощь из-за рубежа должна была привести к экономическому росту и повышению жизненного уровня населения, продолжает Noi. Тем более что конечной целью программ международных финансовых организаций является именно оздоровление экономики. Но эффект почему-то оказался прямо противоположным. На вопрос "почему?" в глобальном масштабе пару лет назад ответили сами ученые-экономисты из Всемирного банка. Изучив полученные данные об использовании кредитов, специалисты ВБ пришли к удивившему их выводу: увеличение кредитов, оказывается, вызывает рост государственных доходов, в то время как увеличение грантов приводит к снижению доходов. Все до безобразия просто: иностранная помощь вызывает у развивающихся стран зависимость. Постоянное финансирование программ в целях развития (сокращение бедности, проекты по улучшению благосостояния и т.п.) ведет к потере стимула: зачем правительствам этих стран искать пути развития данных сфер, если заграница и так поможет? Кроме того, международная помощь стимулирует рост коррупции в развивающихся странах. Гранты и кредиты, как магнит, притягивают чиновников. Особенно безвозмездная помощь, которую не нужно возвращать. Это развязывает бюрократии руки. В результате расхищение средств идет на всех уровнях - от верхнего до нижнего чиновничьего звена.

Как говорят эксперты, сегодня борьба за освоение зарубежной помощи в Молдавии по жесткости сравнялась с тендерами на сверхприбыльные госзаказы, пишет Noi. Этот сектор по уши погряз в коррупции и казнокрадстве. Существует мнение, что в проектах, финансируемых за счет донорских средств, откаты составляют не менее 50%, а в некоторых случаях достигают и 70%. Иными словами, непосредственно на осуществление проекта направляется не более 30-50% выделенных сумм, остальные оседают в карманах чиновников. Не потому ли при создании Коалиции за проевропейское правление (КПП) правящие партии так жестко бились за "хлебное", с точки зрения зарубежных вливаний, Министерство транспорта и дорожной инфраструктуры, в итоге договорившись поделить его на троих, сделав "зоной общей ответственности"? А ЛДПМ настояла на изменении состава совета и принципа управления Дорожным фондом ― чтобы процесс распределения и использования средств фонда не сосредоточился в руках Демпартии? А министерство окружающей среды, курируемое либералами-реформаторами, активно занимается таким больше подходящим для министерства регионального развития и строительства занятием, как проведение водопроводов, вместо того, чтобы восстанавливать природу и заботиться об окружающей среде.

Самое удивительное во всей этой кредитно-грантовой вакханалии - демонстративная "слепота" европейских структур, закрывающих глаза на нечистоплотность молдавских политиков и чиновников и откровенное разворовывание средств еврофондов, продолжает Noi. Существует мнение, что демонстрируемое ЕС неведение - это плата за лояльность и приверженность официального Кишинева идее европейской интеграции. По другой версии, европейские чиновники сами активно участвуют в "распиле" выделяемых странам "Восточного партнерства" средств.

Некоторые представители гражданского общества утверждают, что порядка 30% средств, поступающих в Молдавию, разворовываются, пишет Noi. Но наряду с "агрессивным грантоедством" в РМ существует и такое понятие, как "пассивное грантоедство". Это когда Евросоюз выделяет существенные суммы на приближение отечественного законодательства к европейскому, а молдавские и иностранные эксперты с энтузиазмом осваивают выделенные средства, совершенно не заботясь о КПД своей работы. Суммы в таких программах технического содействия прокручиваются немалые. Пару лет назад, когда парламент обсуждал одну из разработанных правительством стратегий, депутатов очень удивили размеры денежных средств, проставленных напротив каждой позиции в плане внедрения этой стратегии. Например, разработка одного из законопроектов стоила 1 млн. леев (1 рубль = 0,4 лея - прим. ИА REGNUM), а написание нормативных документов во исполнение этого закона - 2 млн. леев. Допустим, заявили депутаты, данный законопроект будет состоять из 100 страниц. Делим 1 млн. леев на 100 и получаем, что одна страница закона обойдется в 10 тыс. леев! Не слишком ли? Чиновники тогда успокоили депутатов ― деньги-то на это берутся не из госбюджета, а являются технической помощью, выделяемой партнерами по развитию. К тому же значительная часть средств пойдет на оплату труда иностранных экспертов.

В таких условиях молдавским чиновникам просто не выгодно заниматься практическим воплощением написанных ими законов, программ и стратегий, продолжает Noi. Зачем, если через год-два доноры выделят очередную "скромную" денежную сумму на приобщение национального законодательства к европейским нормам и стандартам в той или иной сфере, которую в министерствах и ведомствах с глубоким чувством признательности и благодарности начнут осваивать? Как, например, в истории с Национальной стратегией регионального развития. В марте 2010 года правительство утвердило эту самую стратегию. Предполагалось, что она будет внедрена в два этапа: в 2010-2012 годах и в 2012-2019 годах. Но, не дожидаясь 2019 года (кто знает, что будет тогда?), в конце августа правительство утвердило новую Национальную стратегию регионального развития, рассчитанную уже до 2015 года. В правительстве это объяснили тем, что прежний документ, оказывается, уже "не базируется на тенденциях регионального развития Евросоюза".

Когда правительственные чиновники с гордостью рапортуют что "донор X предоставит Молдавии кредит на сумму Y для реализации проекта Z", это вовсе не означает, что вся указанная сумма пойдет на поддержку агросектора/реформу образования/повышение благосостояния населения и прочие заявленные цели, пишет Noi. И дело даже не в том, что по пути часть выделенных сумм оприходуют ответственные и не очень сотрудники министерств и ведомств. Просто в сметах расходов всех предоставляемых кредитов и грантов обязательно имеется такая позиция, как "Консультационные услуги" или "Менеджмент проекта". Например, в кредите Всемирного банка в $10 млн. для срочной поддержки сельского хозяйства после прошлогодней засухи на менеджмент будет направлено $650 тыс., а $350 тыс. - для распространения информации о данном проекте. То есть уже минус миллион долларов, который молдавским налогоплательщикам придется вернуть с процентами.

Особенно это касается проектов, проходящих как "техническая помощь", продолжает Noi. В подавляющем большинстве случаев это не столько технические гранты, сколько программы технического содействия. Иными словами, помощь в приобретении знаний и навыков в определенных сферах деятельности. Это значит, что те денежные средства, которые выделяются международными экономическими организациями и странами-донорами в рамках технической помощи, не поступают непосредственно в распоряжение принимающей стороны, а идут на оплату и организацию труда соответствующих специалистов ― консультантов. В основном, иностранных. Проще говоря, техническая помощь, оказываемая развивающимся странам, ― это ничто иное, как отмывание огромных денег на вполне законных основаниях с одновременным решением проблемы трудоустройства огромной армии международной бюрократии среднего и мелкого звена. Поэтому когда звучит красивая фраза "Евросоюз (Всемирный банк, Международное агентство по развитию и т. д.) окажут Молдавии техническое содействие в приобщении к европейским стандартам (создании рабочих мест и увеличении доходов в бедных сообществах; снижении уровня бедности; правовой реформе и прочее) размером в 5-10-20 млн. долларов или евро", это следует понимать так: в Молдавию приедет группа иностранных консультантов, которым и достанется львиная доля из этих 5-10-20 млн. долларов или евро.

По подсчетам эксперта стратегического управления, глобализации и стратегий социальной коммуникации Виорела Чуботару, порядка 50-80% объемов грантов, "предоставляемых" Молдавии, на самом деле, возвращаются обратно в ЕС - тем европейским компаниям, которые власти РМ вынуждены нанимать для "освоения" предоставленного финансирования, пишет Noi. По словам одного из бывших высокопоставленных чиновников, техническая помощь ― это целая бизнес-индустрия. Только по линии Евросоюза ежегодно прокручиваются миллиарды евро, которые как бы и даются странам-реципиентам, но которых эти самые страны как бы и не видят. Существует определенное количество иностранных компаний, которые регулярно участвуют в тендерах, организуемых международными организациями и странами-донорами. Поработав в одной стране, сотрудники таких компаний тут же направляются "помогать" (а на самом деле осваивать выделенные средства) другой стране-реципиенту. Кстати, обычная ставка иностранного консультанта в РМ составляет от $1 тыс. до 1 тыс. евро в день. Плюс командировочные и доплаты за работу в горячей точке (приднестровскую проблему ведь никто не отменял) и за вредные условия труда (плохая вода, плохое питание, плохое медобслуживание). Местные эксперты, которые в рамках проекта выполняют основную массу всей работы, получают в десятки раз меньше, чем иностранцы ― порядка $1 тыс. в месяц, подводит итог издание.

Минздрав упраздняет должность водителя в центрах первичной медпомощи - водить машины будут семейные врачи, пишут "Молдавские ведомости". Приказ подписал министр здравоохранения Андрей Усатый. Ясно, что не все врачи, особенно женщины, смогут получить водительские права. А если машина в пути сломается? А если нужно будет помогать больному? И вообще, водить и лечить - это разные профессии. В Молдавии давно ощущается нехватка семейных врачей. Теперь их будет еще меньше.

Не хватает и мест в детских садах, продолжают "Молдавские ведомости". Несмотря на это, в Кишиневе недавно проданы мэром Дорином Киртоакэ пять зданий садов, одно из них - основателю Либеральной партии, бывшему директору ПО "Молдавгидромаш" Мирче Русу. Как ни странно, при нехватке мест в детсадах школы пустеют, как пустеют и детские больницы. Куда деваются дети на пути из детсада в школу? Их увозят. Из сел семьями бегут в Кишинев, из Кишинева - одни в Европу, другие в Россию. Потом наши люди еще куда-то бегут от европейского кризиса или от ужесточения российской миграционной политики... Бег. Исход. Где только ни живут молдаване! Нация скитальцев, как некогда евреи и цыгане.

Любое государство социально по своей сути, а не потому, что очередная правящая партия или альянс решили его таким сделать, пишут "Молдавские ведомости". Но у нас социальную политику власть воспринимает как подачку, считая, что деньги в эту сферу можно вкладывать по желанию. Но социальная политика - это не благотворительность, подвластная только доброй воле дающего. Это обязанность государства, а социальные расходы - это вложения в гуманитарное производство: воспроизводство общества и человека.

Наше государство перестало воспроизводить общество и человека, продолжают "Молдавские ведомости". У нас воспитание и обучение детей - дело родителей, а поддержка стариков - дело детей. Граждане эту политику поняли и подчинились: детей увозят, старикам выплачивают пенсии из собственного кармана. А потом еще идут и голосуют за власть, которая перестала делать свою основную работу - проводить социальную политику. Власть, которая всерьез не понимает, зачем тратить деньги на людей, если они сами выкручиваются, не желая умирать.

Ненавидимая всей страной, идущая по краю пропасти, ведущая политику, сравнимую с турецким игом, власть хочет еще больше власти и мечтает выиграть новые выборы, ничего не давая налогоплательщику, пишут "Молдавские ведомости". Вернее, давая обманку - перспективу евроинтеграции. Именно обманку, потому что лидер фракции правящей ЛДПМ Валерий Стрелец открыто и цинично заявил, что правду о вильнюсских соглашениях мы узнаем только после их подписания.

Обществу надоело быть нищим, оно хочет зажиточности и европейского качества жизни, но если евроинтеграция - это победа над нищетой, то почему стратегия этой борьбы остается тайной? - продолжают "Молдавские ведомости" Как именно интеграция даст нам рабочие места, ликвидирует шокирующую разницу в доходах, создаст качественную и бесплатную (как в Великобритании и Франции!) медицину? Способствует ли евроинтеграция росту качества социальных услуг? Будет ли социальная политика рассматриваться как основа деятельности государства? Будут ли предприниматели по-прежнему утверждаться на рынке за счет экономии на работниках, недоплачивая им, экономя на создании нормальных условий труда? Все это хотелось бы узнать не после, а до Вильнюса, подводит итог издание.

Республика Молдова, Украина и Грузия - государства с наибольшими достижениями в процессе европейской интеграции в рамках "Восточного партнерства", пишет IPN. Государства разработали обширные реформы, направленные на изменение жизни граждан и повышение ее уровня, но реальные выгоды от этих реформ начнут ощущаться только с изменением менталитета граждан. Этой точки зрения придерживается директор программ Ассоциации по внешней политике Виктория Букэтару.

Республика Молдова является лидером в рамках программы "Восточного партнерства" по разделу синхронизации национального законодательства с европейскими стандартами, но у нее есть и недоработки, в том числе отсутствие стратегии информирования граждан, продолжает IPN. "Нужна широкая кампания по информированию населения об изменениях, необходимых в процессе приближения к европейским стандартам. Практически все, что происходит сегодня, проявляется на уровне государственных учреждений, а не на уровне населения. Граждане Республики Молдова должны знать и выгоды, которые сулит ассоциированное членство (в уставных документах ЕС такое понятие отсутствует; соглашение об ассоциации какой-либо разновидности "членства" в ЕС не подразумевает, равно как и перспективы такового - прим. ИА REGNUM), и ответственность, которую налагает вступление в ЕС. Информирование - обязанность не только правительства, но и гражданского общества", - сказала эксперт.

Виктория Букэтару отметила, что до сих пор граждане подверглись и различным кампаниям по дезинформации, пишет IPN. Наглядный пример тому - Закон об обеспечении равенства, который в понимании большинства касается лишь сексуальных меньшинств, что не соответствует действительности. Закон относится и к различным социально уязвимым категориям населения, включая людей с ограниченными возможностями (Тем не менее, европейскую бюрократию он интересует только в части защиты сексменьшинств, на что неоднократно указывали ЕС, ПАСЕ и другие европейские структуры, критикующие власти Молдавии за "недостаточную" борьбу с гомофобией и требующие все новых мер по борьбе с дискриминацией сексуальных меньшинств даже после того, как в мае 2012 года парламент Молдавии под давлением ЕС и вопреки позиции большинства населения и церкви принял в двух чтениях "Закон об обеспечении равенства", защищающий права сексуальных меньшинств - прим. ИА REGNUM). Крайне важно доводить суть реформ до понимания каждого, обсуждать их с гражданским обществом и населением. Реформы призваны изменить менталитет людей, и одними наказаниями за то, что кто-то дает или берет взятки, коррупцию не искоренить. Человек должен понять, что давать взятки неправильно - и только тогда, когда он это поймет, явление коррупции пойдет на убыль. Акцент необходимо сделать, в первую очередь, на образование.

Политическая ассоциация между Республикой Молдова и ЕС - это более интенсивный политический и институциональный диалог, большая солидарность, гораздо более тесная координация внешнеполитических позиций, как на региональном, так и на международном уровне, отметил исполнительный директор Ассоциации по внешней политике Виктор Кирилэ, пишет IPN. На практике политическая ассоциация - это изменение существующей институциональной структуры молдавско-европейского партнерства. Если до сих пор существовал Совет сотрудничества ЕС-Молдавия, Комитет сотрудничества ЕС-Молдавия, и Парламентский комитет ЕС-Молдавия, то с подписанием Соглашения об ассоциации появится Совет ассоциации ЕС-Молдавия на уровне министров и европейских комиссаров, Комитет ассоциации ЕС-Молдавия на уровне высокопоставленных должностных лиц и Парламентский комитет ассоциации ЕС-Молдавия. "Несомненно, соглашение об ассоциации принесет новые формы диалога и консультаций на региональном и международном уровне, в том числе в ходе региональных и международных конференций государств-членов "Восточного партнерства" и государств-членов ЕС. Соглашение об ассоциации не открывает, однако, путь для участия Молдавии в наднациональных институтах ЕС", - отметил директор АВП.

После парафирования соглашения, отметил эксперт, координирование позиций Республики Молдова в вопросах внешней политики со странами-членами ЕС будет более тесное, продолжает IPN. Республика Молдова все чаще будет присоединяться к позиции ЕС по вопросам внешней политики, региональным или международным проблемам. С точки зрения ожиданий обычных граждан, ассоциация с ЕС открывает новые возможности для усиления экономического сотрудничества путем создания Зоны углубленной и всеобъемлющей свободной торговли. Это локомотив эффективной экономической интеграции Республики Молдова в единый европейский рынок.

Директор Европейского института политических исследований Молдавии Виорел Чиботару отметил, что такой политический диалог является формой помощи Республике Молдова в процессе укрепления стабильности и государственных учреждений, пишет IPN. Соглашение об ассоциации означает, что Республика Молдова обязуется равняться на единую внешнюю политику ЕС. Присоединение Республики Молдова к европейским структурам - это следующий этап европейской интеграции, подводит итог агентство.

Молдавско-приднестровское урегулирование: "Приднестровцы в одночасье могут быть объявлены нарушителями законодательства РМ за незаконное проживание на территории Приднестровья"

Молдавские власти решили уравнять жителей Приднестровья, обладающих гражданством других стран, с гражданами Молдавии, пишет "Коммерсантъ-Молдова". О новой политике "Ъ-MD" заявил вице-премьер РМ Евгений Карпов, комментируя открытие пунктов миграционного учета на административной границе с Приднестровьем. "Приднестровские иностранцы" больше не будут сталкиваться с проблемами на правом берегу: они смогут спокойно пересекать границу Молдавии, в том числе через кишиневский аэропорт, что раньше было невозможно.

Молдавские власти уже презентовали пункты миграционного учета иностранцев, продолжает "Коммерсантъ-Молдова". Всего их девять. Три региональных - в Кишиневе, Бельцах и Комрате. И шесть вдоль Днестра - близ Дубоссар, в Криулянах, Резине, а также в селах Хаджимус, Гырбовец и Сенатовка. Бюро миграции и убежища (БМУ) МВД, чьи сотрудники будут вести учет на постах, подчеркивают, что речь идет не о миграционном контроле, а о новой услуге по регистрации иностранцев. "Услуга касается исключительно иностранных граждан, въезжающих на территорию Молдавии из Украины или транзитом через Украину. Выезжая из восточных районов страны (имеется в виду Приднестровская Молдавская Республика, на территорию которой претендует Кишинев - прим. ИА REGNUM) на территорию, подконтрольную конституционным властям, иностранцы смогут зарегистрироваться либо сразу на административной границе, либо в региональном офисе нашего бюро, либо в одном из районных отделов ГП Registru", - пояснила глава БМУ Ольга Поалелунжь.

Что касается Приднестровья, где проживают около 170 тыс. граждан РФ и 100 тыс. граждан Украины, то к ним у молдавских властей отныне будет "особое отношение", пишет "Коммерсантъ-Молдова". Что следует под ним понимать, разъяснил вице-премьер РМ Евгений Карпов, курирующий реинтеграцию страны. Раньше, отметил он, жители левобережья с российским, украинским или любым другим гражданством юридически приравнивались к иностранцам. "Они должны были зарегистрироваться в отделах госпредприятия Registru в течение 72 часов, в противном случае им грозил административный штраф с возможным выдворением за пределы страны. Теперь они могут быть уравнены в правах с жителями Молдавии, даже если у них нет молдавского паспорта. Достаточно жить в одном из восточных районов, чтобы не было необходимости регистрироваться", - пояснил чиновник.

Евгений Карпов сообщил, что поправки в миграционное законодательство позволят жителям Приднестровья с паспортами любого признанного государства находиться на территории Молдавии неограниченный срок, продолжает "Коммерсантъ-Молдова". Кроме того, приднестровцы с иностранными паспортами смогут спокойно пересекать границу Молдавии и пользоваться кишиневским аэропортом, что раньше было невозможно. В этих случаях отличать "приднестровских иностранцев" от всех остальных, по словам господина Карпова, будут путем проверки их места жительства, а также дипломатической структуры, выдавшей загранпаспорт. При необходимости, отметил вице-премьер, жителя Приднестровья могут попросить под собственную ответственность заполнить декларацию о том, что предоставленные им данные соответствуют действительности.

Всячески подчеркиваемое молдавскими чиновниками особое отношение к жителям Приднестровья не успокоило тираспольские власти, пишет "Коммерсантъ-Молдова". Глава МИД непризнанной республики Нина Штански обвиняет Кишинев в строительстве "полноценной серьезно модернизированной" границы. Обвинения в возведении полноценной границы в Кишиневе отметают. А вот модернизация действительно имеет место. Посты миграционного учета оборудованы компьютерами и сканерами паспортов. Регистрация одного иностранца, как подсчитали сотрудники БМУ, занимает 70 секунд. Посты работают 24 часа в сутки. "Новые офисы не занимаются миграционным контролем - только учетом прибывающих через молдавско-украинскую границу иностранцев. Более того, им вовсе необязательно регистрироваться здесь, на административной границе с восточными районами. Можно оформить регистрацию и в региональном офисе в Кишиневе, Бельцах или в Комрате", - отметил эксперт БМУ Валерий Чемортан. Правда, он не исключил, что в будущем функционал учетных офисов может расшириться.

Экс-глава МИД Приднестровья Владимир Ястребчак отметил, что установление миграционных постов вдоль Днестра - "вполне логичный шаг", учитывая тот факт, что Молдавия взяла на себя ряд обязательств перед Европейским союзом для получения упрощенного визового режима, продолжает "Коммерсантъ-Молдова". Однако, отмечает он, пока непонятен механизм по освобождению жителей Приднестровья от регистрации и штрафов. По его словам, именно это и создает конфликтную ситуацию, так как "любые ограничения вызывают недовольство". Он не исключает, что Тирасполь может ответить на действия Кишинева ужесточением контроля с их стороны, если права жителей Приднестровья будут ограничивать, подводит итог издание.

11 октября на заседании парламента депутаты от правящей коалиции, воспользовавшись отсутствием фракции Партии коммунистов (ПКРМ), в спешном порядке приняли в окончательном чтении скандальный закон №250 об установке миграционных постов вдоль Днестра (депутаты фракции ПКРМ добровольно предпочли борьбу с "гомосексуальными страстями" у входа в молдавский парламент голосованию внутри парламента - прим. ИА REGNUM), пишет "Пульс". Утверждение законопроекта, которым власти по сути легализовали разделение страны, прошло без особых прений. Хотя еще 10 октября в рамках обсуждения повестки парламента фракция ПКРМ потребовала сначала создать мониторинговую группу для изучения ситуации в приграничной зоне, а потом вернуться к обсуждению вопроса миграционных постов.

Единственная поправка, которая была внесена в законопроект, касается жителей Приднестровья, которым, дескать, не придется платить штрафы, если они не обладают молдавскими паспортами, продолжает "Пульс". При этом депутаты правящей коалиции проигнорировали тот факт, что подавляющее число населения левобережья - обладатели украинского и российского гражданства. Закон предусматривает штрафы за нарушение миграционного контроля. Так, если иностранные граждане нарушат сроки пребывания на территории Молдавии, то им грозит штраф в тысячу леев. Каким образом молдавские власти собираются контролировать миграционный поток на неконтролируемом Кишиневом участке в ходе обсуждения законопроекта депутаты правящей коалиции так и не могли пояснить. Более того, непонятен и механизм применения данных санкций в отношении нарушителей на практике. Вместе с тем проект также предусматривает лишение свободы на срок до 15 дней за нарушение содержания под стражей, то есть в случае несанкционированного ухода из центра временного размещения для иностранцев.

Ранее, в ходе обсуждения повестки дня депутаты ПКРМ потребовали снять рассмотрение данного законопроекта до детального изучения ситуации, которая сложилась после установления миграционных постов вдоль Днестра, продолжает "Пульс". С целью мониторинга ситуации депутат ПКРМ Василий Шова потребовал направить в граничащие с Приднестровьем районы группу депутатов. По результатам мониторинга депутатская группа должна будет представить парламенту отчет и только после этого можно будет вернуться к обсуждению законопроекта №250. Как отметил Шова, принятие данного законопроекта слишком преждевременное решение, тем более, когда парламент не имеет всей исчерпывающей информации о том, что происходит на административной границе с Приднестровьем.

Ранее парламентская фракция ПКРМ неоднократно предупреждала депутатов правящей коалиции о том, что с принятием данного закона, молдавские власти автоматически записывают жителей Приднестровья в категорию иностранных граждан, пишет "Пульс". При этом и премьер-министр Лянкэ, и министр иностранных дел Наталья Герман в сообщениях для прессы подчеркивали, что установка миграционного контроля вдоль Днестра никоим образом не коснется жителей непризнанной ПМР. Власти заявляют, что установка миграционных постов "упростит" процедуры временной регистрации иностранных граждан, въезжающих в Молдавию. При этом молдавские власти затрудняются объяснить, каким образом жители Приднестровья, не имеющие молдавского паспорта, смогут свободно пересекать миграционные посты с паспортами России или Украины.

При этом Кишинев уже установил вдоль Днестра шесть миграционных постов, несмотря на отсутствие законодательной базы, продолжает "Пульс". Данные меры в правительстве Лянкэ объясняют требованиями ЕС в рамках реализации плана действий по либерализации визового режима. Напомним, еще 5 июля текущего года партии правящей коалиции приняли в первом чтении законопроект о внесении изменений в Кодекс об административных правонарушениях, предусматривающих взыскание штрафов с иностранных граждан, не зарегистрировавшихся в молдавских миграционных органах в течение 72 часов после въезда на территорию страны.

С этой недели все иностранцы, въезжающие в Молдавию со стороны непризнанной Приднестровской Молдавской Республики, обязаны будут зарегистрироваться в территориальных офисах Бюро по миграции и убежищу (БМУ) РМ, пишет "Панорама". Молдавские власти уверяют, что это нововведение предпринимается для упрощения процедуры контроля над потоком жителей других государств, въезжающих на территорию страны, контролируемую Кишиневом.

Хотя представители тираспольской администрации считают, что установка постов означает фактическое признание границы между левым и правым берегом Днестра, Кишинев настаивает на том, что это необходимая мера для учета иностранцев, въезжающих в Молдавию, которая не затрагивает интересы жителей Приднестровья, не обладающих молдавским гражданством, продолжает "Панорама". На заседании молдавского парламента была одобрена поправка, которая предусматривает, что штраф за недекларирование въезда в РМ не будет применяться к проживающим в Приднестровье "держателям проездных документов, выданных иностранными властями". Ранее и члены профильной комиссии, за исключением депутатов от оппозиционной ПКРМ, одобрили поправку. Коммунисты при этом утверждали, что закон является несовершенным, и приднестровцы все равно могут попасть под его действие. Однако они не внесли никаких конкретных предложений.

Как отметила глава БМУ Ольга Поалелунжь, новый механизм регистрации, на самом деле, выгоден иностранцам и приднестровцам, пишет "Панорама". "Процедура очень проста, занимает не более 1-2 минут и является бесплатной. Сегодня устанавливается оборудование, что позволит упростить и ускорить процесс. Мы хотим, чтобы это был современный, быстрый и ненавязчивый механизм", - сказала она. Поалелунжь убеждена, что шесть региональных офисов БМУ, которые будут работать 24 часа в сутки, расширят возможности учета иностранцев, въезжающих в Молдавию из Украины через приднестровский участок границы, не контролируемый властями РМ.

У официального Кишинева практически все готово к открытию постов миграционного контроля по Днестру, пишет Noi. Оборудованы "модельные" офисы территориальных отделений Бюро по миграции и убежищу МВД (так официально будут называться миграционные посты). Новый закон предусматривает взыскание штрафов в 400-1000 леев с иностранных граждан (в Приднестровье подозревают, что и с приднестровцев) за несоблюдение правил въезда/выезда на территорию РМ и отсутствие регистрации.

Первоначально депутаты партий власти были далеко не в восторге от этой инициативы правительства, прекрасно понимая, какие козыри получат Тирасполь и оппозиция в случае фактического проведения границы по Днестру, продолжает Noi. И какой социальный эффект будет иметь данный миграционный механизм. Поэтому сначала отказ от установки миграционных постов поддержали представители всех парламентских фракций в специально созданной рабочей группе. Но правительство, европейские чиновники и лидеры правящей коалиции, как утверждает источник издания, "фактически выкрутили депутатам партий КПП руки".

На минувшей неделе Бюро по миграции и убежищу (БМУ) министерства внутренних дел запустило масштабную презентационную акцию под кодовым названием "не так страшен чёрт, как его малюют", пишет Noi. 7 октября, БМУ провело экскурсию для участников постоянного совещания по политическим вопросам в рамках переговорного процесса по приднестровскому урегулированию по офису территориального отделения бюро у села Гырбовец Новоаненского района. Затем аналогичная познавательная поездка была организована уже для прессы. Директор Бюро по миграции Ольга Поалелунжь на презентации показала представителям приднестровской, российской и украинской сторон, что к чему, и рассказала, какая методика контроля за миграционными потоками будет применяться на постах миграционного контроля. Молдавская сторона настаивает, что в этих "офисах" будет вестись именно учет, а не контроль граждан: иностранцы, въезжающие в Молдавию через пропускные пункты на приднестровской границе, будут проходить упрощенную процедуру контроля. А регистрация будет осуществляться быстро, бесплатно и добровольно.

Сейчас вся агитационная мощь официального Кишинева направлена на то, чтобы убедить, как общественное мнение внутри страны, так и приднестровскую сторону в том, что жителям Приднестровья, обладающим российскими и украинскими паспортами, регистрироваться в миграционных пунктах не придется и вводимый миграционный контроль их не коснется, продолжает Noi. Однако, пока это только слова: механизм, который "позволит сотруднику пограничной полиции отличить по предоставляемым документам и отметкам в паспорте жителя Приднестровья от иностранного гражданина и, следовательно, не налагать на него штраф", правительством еще не принят. А посты миграционного контроля заработают со дня на день. Поэтому в Тирасполе и опасаются, что все иностранные граждане, проживающие на территории ПМР, а также "лица без гражданства" (обладатели непризнанных приднестровских паспортов) в одночасье могут быть объявлены Кишиневом нарушителями законодательства Республики Молдова за незаконное проживание на территории Приднестровья, которая официально является составной и неотъемлемой частью РМ.

Даже если официальный Кишинев в ближайшее время выполнит свое обещание и освободит от административных санкций и ограничений граждан России и Украины, постоянно проживающих в Приднестровье, по мнению экспертов, нет никаких гарантий, что данная мера будет четко исполняться, пишет Noi. Как заявил один из политологов, "чиновники у нас, как известно, хорошо усвоили два действия - отнять и поделить, поэтому я не удивлюсь, если какой-нибудь особо ретивый сотрудник офиса территориального подразделения БМУ вдруг воспользуется своим служебным положением при проверке какого-нибудь жителя Приднестровья".

Несмотря на предложение парламентской рабочей группы не спешить, и рассмотреть и другие, более компромиссные варианты миграционного контроля (например, путем расширения полномочий миссии ЕС по приграничной помощи Молдавии и Украине EUBAM), правительство настаивает именно на постах миграционного контроля по Днестру, продолжает Noi. Спешка, с которой действует официальный Кишинев в этом вопросе, объясняется просто. По словам одного из правительственных чиновников, на днях в Молдавию должна приехать проверяющая инспекция из Брюсселя, чтобы "проконтролировать перед саммитом в Вильнюсе, как выполняет свои обязательства Кишинев, и поставить галочку".

Евробюрократия, так же, как и правительство РМ, спешит, пишет Noi. Всем им срочно необходимо, чтобы Молдавия до Вильнюса выполнила все предписания Брюсселя, парафировала на саммите в литовской столице соглашения об ассоциации и либерализации визового режима с ЕС (либерализация визового режима в ЕС для Молдавии не предусматривает парафирования или подписания соглашения; ожидается, что на саммите в Вильнюсе Еврокомиссия озвучит призыв к Европарламенту и Европейскому совету относительно либерализации визового режима для молдавских граждан - прим. ИА REGNUM), а в конце этого года или начале следующего европейские структуры утвердили новую программу финансовой помощи РМ (предположительно на 2014-2020 гг.). Потому что в мае 2014 года состоятся выборы в Европейский парламент. А это значит, что весь нынешний состав Еврокомиссии будет отправлен в отставку, а ему на смену придет совершенно новый.

Намеченные на май 2014-го европейские выборы обещают быть более чем интересными, продолжает Noi. По Лиссабонскому договору, председатель Европейской комиссии должен придерживаться тех же политических взглядов, что и одержавшая победу на выборах партия. А кто знает, кого предпочтут на грядущих выборах европейцы в свете нынешних финансово-экономических проблем, и как новый состав Еврокомиссии будет настроен к действующим либерально-демократическим молдавским властям. Пока, согласно всем прогнозам, социал-демократы опережают европейских консерваторов, в свое время назначивших действующего председателя Европейской комиссии Жозе Мануэля Баррозу.

В этих условиях для официального Кишинева крайне необходимо до майских выборов выбить из Евросоюза очередную программу финансовой помощи, пишет Noi. А для действующих высокопоставленных европейских чиновников это последний шанс поучаствовать в распиле выделяемых Молдавии и другим странам "Восточного партнерства" финансовых средств. Поэтому, когда сейчас правительство практически выкручивает руки депутатам из "Коалиции проевропейского правления", заставляя их проголосовать за законопроект об установлении постов миграционного контроля по Днестру под предлогом "у нас очень мало времени", не задумываясь о возможных последствиях, оно действует абсолютно искренне. В своем желании извлечь материальную выгоду, подводит итог издание.