Культурный продукт из США: "Фотография. Материнство. Идентичность" - кровосмешение и инцест в Лондоне

Москва, 14 октября 2013, 22:48 — REGNUM  В британской Guardian в минувший уикенд была дана публикация под интригующим заголовком "Эдипова экспозиция: Ли Ледар фотографирует секс собственной матери". (1) Фотограф Ли Ледар из США, 1976 года рождения, вновь и в который раз представляет в Европе свой проект под названием "Представьте, что вы действительно живы" (серия фото 2002-2008 годов). В 2008 году Ледар даже выпустил книгу с одноименным названием. На Западе Ледар "прославился" тем, что, говоря политкорректным языком, "использует фотографию для документирования своих высоко эротизированных отношений с собственной матерью". На практике сын фотографирует свою мать, занимающуюся сексом или представляющую себя в порнографическом неглиже. По мнению благожелательной к Ледару критики, творчество американского фотографа - это "неоднозначное исследование женской сексуальности на примере собственной матери".

В центре проекта помещен образ матери Ледара - Тины Петерсон. В молодости Тина работала профессиональной балериной. По окончании сценической карьеры она "подрабатывала" в любительской порнографии и стриптизе. Проект первоначально задумывался автором как книга, но, в конце концов, его итогом стала и серия художественных фотографий. Автор дал своему проекту гриф: "Не для легко восприимчивых". "Тихий американец" Ледар представил на серии фотографий, как он сам определяет, "эксгибиционисткую сексуальность" собственной матери. Ледар ищет оправдания своему неоднозначному творчеству, когда утверждает, что именно "сексуально агрессивное" поведение Тины в сочетании с ее "хрупкой психикой" стали "катализатором" для творческого сотрудничества между ней и сыном. По оценке Guardian, результаты творческого проекта Ледара используют идентичность Тины Петерсон, а также ставят под вопрос условные границы этических принципов и табу, связанных с отношением матери и сына. Кроме того, серия фотографий подрывает в искусстве стереотипы отношений к образу матери вообще.

Что же снято на творчески провокационной серии художественных фотографий Ледара? Вот авторские названия отдельных фото с выставки, проходящей сейчас в Лондоне: "Я и мама в благотворительном магазине, 2005", "Я и мама перед фотоавтоматом, 2008", "Тина задумалась, 2003", "Мама и любовник 22-х лет, 2002", "Тина и я в кровати, 2006". В серии фото представлена в прошлом явно привлекательная женщина в возрасте за 50. Она - мать фотографа, сделавшего снимки. На фото "Мать оперлась рукой на кровать, 2006" Тина позирует сыну так, будто она участвует в порнографических съемках. На другой фотографии - "Мама и любовник 22-х лет, 2002", эта же женщина обнаженная играет в кровати со своим любовником - человеком, который младше ее, по крайней мере, лет на тридцать. На фото "Тина задумалась, 2003" эта же полуобнаженная женщина лежит в кровати возле спящего молодого любовника. Означенные фото однозначно проецируют образ молодого любовника на сына героини - фотографа Ли Ледара. Это подтверждает фото "Тина и я в кровати, 2006", намекающая на сексуальные отношения сына и матери. В композиции "Я и мама перед фотоавтоматом, 2008" сын и мать - Ли Ледар и Тина Петерсон чувственно целуются.

В минувший уикенд означенная серия фотографий Ледара стала украшением представленной в Лондоне в Галерее фотографов художественной экспозиции "Фотография. Материнство. Идентичность".(2) Выставка будет открыта с 11 октября 2013 года по 5 января 2014 года. После Лондона она переместится за океан в Чикаго, где будет продемонстрирована тамошней публике с 25 апреля по 13 июля 2014 года. Устроителем выставки выступает некая Сьюзен Брайт. Помимо творчества Ледара, на ней представлены работы еще семи фотографов из США, Австрии, Израиля, Финляндии, Испании, Германии. Работы всех восьми художников, по свидетельству организаторов экспозиции, как правило, имеют автобиографический характер и выполнены в документальном жанре. По заявке устроителей выставки, ее целью является: оспорить давние стереотипы и "сентиментальное" видение материнства в гендерной роли и в домашней жизни, а также "тело" и идентичность каждого человека в рамках семьи. Подобное мудреное определение подразумевает, в конкретном случае серии Ледара, и допустимость кровосмесительных связей между поколениями в рамках одной семьи.

На нынешней выставке в Лондоне представлены не все провокационные работы Ледара с образом его матери. Бóльшее их количество было показано в 2009 году на его персональной выставке во время фестиваля фотографии в Арли (Франция). Некоторые названия этих фотографий весьма характерны и не нуждаются в переводе и комментариях: Mom After the Accident, Mom Fucking in Mirror. (3) Это слишком откровенная порнография Ледара была исключена из серии "Представьте, что вы действительно живы" для нынешней экспозиции в Лондоне "Фотография. Материнство. Идентичность".

Оценивая неоднозначное творчество американского фотографа, Guardian пишет в своей статье: "Возникает закономерный вопрос: почему он и она делают это? Когда Ледара спросили, то он смог пуститься в теории концептуального искусства. Он сказал, что "очень откровенные и близкие отношения у меня с моей матерью... были развиты в рамках работы. Комментарии идут вокруг сексуальных границ через... наложение на меня как субъекта. Она попросила меня быть соучастником ее сексуализации. Я видел в ее сексуальности средство антагонизма ее отцу и противодействие его ожиданиям того, как она должна вести себя, как мать, как дочь и как женщина в ее возрасте". Таким образом, Ледар прямо по Фрейду демонстрирует эдипов комплекс сразу в трех поколениях своей семьи. Ледар фотографирует сексуальный контакт своей матери с человеком младшего поколения. Для Тины эта сексуальная связь замещает образ ее отца, а для делающего фото сына Тины, как он объясняет, эта связь проецируется на него самого через эдипов комплекс. Во время работы Ледар, по его словам, "перемещался между различными чувствами: от неудобно к абсурдно и смешно. Она [т. е. мать] представляла себя мне и через меня весьма конфронтационным образом". Фотографии собственной матери, занимающейся сексом, воспринимаются большинством публики как умышленная провокация. Но Ледар предъявляет зрителям своего творчества и другие более мрачные образы, отражающие подсознательные страхи старения и смерти. Так для одной фото композиции Ледара его мать позирует и представляет себя трупом.

Ли Ледар был рожден Тиной Петерсон в 1976 году. Он оставил родной дом в возрасте 15 лет. "Концептуальному искусству" он обучался у известного американского фотографа и кинорежиссера Ларри Кларка. В своих фильмах Кларк исследует природу подростковых субкультур, чьи представители зачастую вовлечены в нелегальные и аморальные дела, такие как употребление наркотиков, секс и насилие. Ледар в своем творчестве далеко перешагнул за рамки дозволенного у Кларка. На самом деле, Ледар повествует об интимности сына с собственной матерью и эротических инцестуальных отношениях с ней. Ледар признается, что действует на пограничной территории, и здесь, безусловно, возникает этический вопрос. Но, по мнению Ледара, исследование сексуальности без этого невозможно. Характер восприятия серии Ледара о собственной матери выходит за пределы традиционной морали и культуры. Означенный проект в большей мере рассказывает не о Ледаре и его матери, а о культурной среде, обществе и персонально о зрителе, потребляющем культурный продукт, созданный американским фотографом.

(1) Leigh Ledare: the man who photographs his mother having sex - in pictures // http://www.theguardian.com/artanddesign/gallery/2013/oct/09/leigh-ledare-photographs-mother-having-sex-pictures-naked#/?picture=419352160&index=5

Oedipal exposure: Leigh Ledare's photographs of his mother having sex // http://www.theguardian.com/artanddesign/2013/oct/09/leigh-ledare-photographs-mother-having-sex

(2) Photography, Motherhood аnd Identity // http://thephotographersgallery.org.uk/photography-motherhood-and-identity

(3) Leigh Ledare, an erotic family album // http://we-make-money-not-art.com/archives/2012/11/leigh-ledare.php#.UlwArtLxqSk

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.
Главное сегодня
NB!
26.05.17
Трамп «проспал» речь о необходимости нового оружия в Прибалтике
NB!
26.05.17
Конец беспределу: в Госдуме решили бороться со склонением детей к суициду
NB!
26.05.17
Японский план «примирения» СССР с Германией
NB!
26.05.17
Под огнем — 18 населенных пунктов ДНР: сводка боевых действий за сутки
NB!
26.05.17
Росприроднадзор: Сжигание не считается утилизацией отходов!
NB!
26.05.17
В РФ утвержден порядок субсидирования ставок по экспортным кредитам
NB!
26.05.17
«Нефть несет потери»
NB!
26.05.17
«Когда говорят: «Куда нам идти, к Европе или Китаю?» — никуда не идти!»
NB!
26.05.17
Радио REGNUM: первый выпуск за 26 мая
NB!
26.05.17
В Шовгеновском районе Адыгеи прорвало дамбу
NB!
26.05.17
Адыгею заливает водой: введён режим ЧС
NB!
26.05.17
Премьер Черногории об инциденте с Трампом: «Безобидная ситуация»
NB!
26.05.17
«Россия должна изобрести велосипед, а не тащиться в хвосте 90-х»
NB!
26.05.17
Художник, которого раздражала глупость
NB!
26.05.17
Российские эндокринологи поставили под угрозу жизни тысяч больных?
NB!
26.05.17
Директор ФБР пал жертвой собственных интриг
NB!
26.05.17
Как Петр I защитил Россию одним Кроншлотом
NB!
26.05.17
Наглость Троцкого, давшая старт иностранной интервенции в Россию
NB!
26.05.17
Новая трасса Москва – Петербург: путь через войну с экологами
NB!
26.05.17
Почему распалось Закавказье
NB!
26.05.17
ВМФ России получит первый вертолётоносец в 2022 году: нужен ли он?
NB!
26.05.17
Чем Порошенко не угодили соцсети и бухгалтеры?