В понедельник 14 октября 2013 года лидер партии Христианско-демократический союз (ХДС) и канцлер Германии Ангела Меркель провела второй тур переговоров с представителями Социал-демократической партии Германии (СДПГ) о создании правительства "большой коалиции". Первый тур переговоров с социал-демократами прошел 4 октября. Переговоры идут по схеме участия в них семи представителей от каждой из сторон. 10 октября 2013 года Меркель провела переговоры о создании коалиционного правительства с представителями партии зеленых, которых на переговорах возглавляла сопредседатель этой партии Клаудиа Рот.

По итогам прошедших 22 сентября 2013 года парламентских выборов партии ХДС не хватает в Бундестаге всего пяти голосов до парламентского большинства. Поэтому для создания нового правительства Меркель необходим коалиционный партнер. Возможный выбор невелик: всего две партии - СДПГ и зеленые. Третья партия парламентской оппозиции - "Левые" (Linke) сейчас призывает социал-демократов и зеленых не идти на коалицию с Меркель, а сформировать коалиционное "красно-красно-зеленое" правительство. В обзоре, опубликованном 30 сентября 2013 года общественным каналом ARD, утверждается, что 48% немцев выступают за "большую коалицию" СДПГ и ХДС. Коалицию ХДС и зеленых поддерживает 18%, а за красно-зелено-красную коалицию выступают только 16%.

Определенные трудности на пути создания коалиционного правительства в Германии таятся в самих партиях, возможных партнерах ХДС. Социал-демократы действуют, исходя из опыта прежней "большой коалиции", правительство которой под руководством Меркель работало в 2005-2009 годах. Итогом "большой коалиции" для социал-демократов стал самый низкий результат на выборах 2009 года у СДПГ за всю послевоенную историю. Поэтому нынешнее руководство СДПГ не желает персональной ответственности за оформление нового коалиционного соглашения с ХДС. Оно хотело бы, чтобы соглашение получило одобрение путем персонального голосования всех 472 тысяч членов партии.

Предварительные требования социал-демократов к Меркель озвучены в конце сентября. В германских СМИ появилась информация о том, что социал-демократы "мечтают" о шести министерских постах для своей партии. СДПГ потребовала равного партнерства в правительстве по схеме 50 на 50. За ХДС остается пост канцлера, социал-демократы получают портфель министра финансов. Названа и фамилия кандидата от СДПГ на этот пост. Им мог бы стать Йорг Асмуссен - бывший чиновник министерства финансов. Кандидатура Асмуссена могла бы устроить Меркель, поскольку он не числится в радикальных кругах у социал-демократов.

Часть партийного руководства СДПГ готова пойти на "большую коалицию" с ХДС даже ценой отказа от ультимативного требования повышения налога на богатых. За "большую коалицию", по-видимому, с условием предоставления персонально им министерских портфелей выступают руководители СДПГ Зигмар Габриэль и Франк-Вальтер Штайнмайер. Оба имеют опыт работы в правительстве Меркель в 2005-2009 годах. Известно, что в переговорной группе СДПГ непримиримую позицию по вопросу о коалиции с ХДС занимает Ханнелоре Крафт - лидер социал-демократов и нынешний премьер-министр земли Северный Рейн-Вестфалия. В германских СМИ заговорили о Крафт, как о вероятном кандидате в канцлеры на выборах 2017 года. От этого и идет ее "непримиримость". Сейчас перед вторым туром переговоров с ХДС социал-демократы озвучили главное свое условие для создания "большой коалиции" - введение в Германии новым правительством Меркель минимальной заработной платы. СДПГ и зеленые провели свои избирательные кампании в 2013 году под лозунгом введения минимальной заработной платы в стране в размере €8,50 в час. Против этой идеи по-прежнему решительно выступают консерваторы в рядах ХДС, рыночные экономисты и Бундесбанк. Они опасаются, что минимальная заработная плата снизит конкурентные преимущества Германии. После войны вопросы заработной платы были оставлены в компетенции предпринимателей и профсоюзов. Но в настоящее время около 32% трудящихся в Германии не охвачены профсоюзами и коллективными соглашениями по труду.

Наиболее оживленно в германской прессе на исходе минувшей недели обсуждалась возможность коалиции ХДС с зелеными. Из факта прошедших в минувший четверг переговоров невозможно понять, насколько серьезны намерения Меркель, обратившейся к зеленым. Возможно, это только маневр, призванный продемонстрировать социал-демократам, что они не единственный потенциальный партнер будущей коалиции. Прецедента коалиции ХДС и зеленых на федеральном уровне пока что нет. До сегодняшнего дня черно-зеленые коалиции работают в Германии только на муниципальном уровне. Сейчас ХДС и зеленые совместно правят в таких крупных городах Германии, как Франкфурт-на-Майне и Бонн. На земельном уровне ХДС и зеленым удалось сформировать коалиционное правительство всего лишь один раз - в 2008 году в Гамбурге.

В германской прессе в последние годы довольно много обсуждается возможность того, что именно партия зеленых станет партией нового среднего класса. Показательно, что партия зеленых в Германии сейчас пользуется популярностью в больших и университетских городах. Если мы оценим развитие германского общества, то зеленые действительно выглядят, как представители нового среднего класса - это просвещенные экологически, с достаточно высоким уровнем доходов офисные служащие - люди, пришедшие на смену прежних городских слоев, ориентированных на традиционные либеральные ценности. В больших городах - это 20-30% потенциальной поддержки партии зеленых. На прошедших выборах зеленые выступили чуть хуже, получив 8,4% голосов. Это чуть меньше, чем в 2009 году - 10,7%. Эксперты полагают, что зеленые в прошедшую предвыборную кампанию ошибочно настаивали на пункте увеличения налогов, чем оттолкнули от себя частично свой электорат - представителей новых средних слоев. Это и сказалось на итогах выборов. Зеленые сейчас имеют в Бундестаге самую малую из имеющихся четырех парламентских фракций.

Свою претензию на политическую роль представительства нового среднего класса партия зеленых может осуществить только через участие в правительстве. Коалиция зеленых с консерваторами в настоящее время дает такую возможность. Как представитель интересов нового среднего класса, партия зеленых могла бы занять освободившуюся после удаления из большой политики либеральной партии СвДП ее нишу - маленького, но важного "третьего", определяющего возможность создания правящей коалиции.

Основными политическими темами зеленых Германии остаются: энергетическая политика, ориентированная на создание энергетики, основанной на возобновляющихся источниках, на этой основе полная трансформация промышленности и сельского хозяйства, антикризисная политика в Европе на основе солидарности, иммиграционная политика на основе интеграции беженцев, современная семейная политика, основанная на партнерстве и сожительстве, а не на институте традиционного брака и, разумеется, перераспределение общественного богатства.

Соединение правоцентристских консерваторов с партией, вышедшей из контркультуры 1970-х годов, ранее казалось немыслимым. Однако за годы своего лидерства в ХДС Меркель хорошо продемонстрировала, что эта консервативная партия может и должна меняться. В принципе, прежнее правительство Меркель уже было открыто символически к идеологии зеленых своими представителями: министром иностранных дел геем, министром финансов в инвалидной коляске, министром экономики вьетнамского происхождения. Налоговая политика и европейское антикризисное управление в духе солидарности - вот точки нынешнего несогласия между ХДС и зелеными.

Среди руководства зеленых, которые могут пойти на соглашение с Меркель, называют премьер-министра земли Баден-Вюртемберг Винфрида Кретчманна и бургомистра Штутгарта Фритца Кюна. Кречманн - первый и пока единственный зеленый земельный премьер-министр. Сторонники коалиционного соглашения в руководстве зеленых хотели бы ограничиться для достижения блока с ХДС в платформе одними проблемами экологии. Это благоприятная тема, поскольку после аварии на Фукусиме Меркель пошла на беспрецедентный шаг - свертывание ядерной энергетики в Германии. Мера эта шла в русле идеологии зеленых.

Тем не менее, зеленые глубоко разделены в вопросе участия в коалиционном правительстве с ХДС. Партия зеленых состоит из двух неформальных фракций: Realos - реалистов и Fundis - левых, иначе "фундаменталистов". В формальной практике партии зеленых избрание на руководящие посты происходит по парам так, чтобы один был мужчина, а другой - женщина. Один в паре представляет Realos, другой Fundis. 8 октября 2013 года зеленые избрали пару руководителей своей фракции в Бундестаге. Одним стал представитель "левых" Антон Хофрайтер, другим - представитель Realos Катрин Геринг-Экардт. Пара Хофрайтер - Геринг-Экардт демонстрирует, что во фракции зеленых все-таки сейчас сильны Fundis. В ходе прошедшей избирательной кампании тон в "Союзе-90"/"зеленые" задавали именно они. Под их влиянием в предвыборную программу были включены пункты, оттолкнувшие многих избирателей из среднего класса, прежде всего, - требование существенного повышения налогов. Показательно, что накануне коалиционных переговоров оба новоизбранных лидера фракции зеленых и ряд других руководителей этой партии озвучили претензии в адрес Меркель и ее правительства. Они предложили пригласить на коалиционные переговоры Юргена Триттина - одного из ведущих теоретиков партии и представителя "левых" в ней. "Фундаменталисты" против соглашения с Меркель. Это делает не простым путь к коалиции зеленых с ХДС. По-видимому, зеленые готовы пойти на коалицию с ХДС, но только в том случае, если Меркель сделает щедрый жест по отношению к их партии.

В минувшую субботу видный деятель ХДС и правительства Меркель министр финансов Христианско-демократического союза Вольфганг Шойбле в кулуарах осенней конференции Международного валютного фонда (МВФ) в Вашингтоне заявил, что новое коалиционное правительство в Германии будет сформировано в середине ноября. На нынешней неделе христианские демократы проведут новые раунды переговоров о создании коалиции с СДПГ и зелеными. После них, сообщил Шойбле, и будет решено, с кем христианские демократы сформируют новое правительство. Вероятность создания коалиции ХДС с социал-демократами против коалиции с зелеными эксперты оценивают как восемь против двух. Заметим, что теоретически и практически возможен и вариант "супебольшой коалиции". В последнем случае создание коалиционного правительства из представителей ХДС, СДПГ и зеленых будет означать эксперимент, когда в германской большой политике исчезнет оппозиция. Подобный вариант стал бы большим успехом Меркель.

Меркель выиграла прошедшие выборы благодаря двум обещаниям: не повышать налоги и продолжать реформы ЕС в свойственной ей жестком духе политики экономии. Очевидно, что для создания "большой коалиции" ей придется поступиться "принципами", которые при ближайшем рассмотрении не так уж и принципиальны. Налоги могут быть частично увеличены, а минимальная заработная плата установлена в Германии. Для Меркель существует и третий возможный вариант - попытаться создать правительство меньшинства, которое будет нуждаться в поддержке в Бундестаге СДПГ или зеленых при принятии каждого законодательного акта. Опыта подобной политической конструкции в Германии нет. По-видимому, подобный эксперимент все-таки привел бы к досрочным парламентским выборам.

Как бы там ни было, но 22 октября 2013 года должно состояться первое заседание нового Бундестага. Президент Германии может попросить Меркель продолжить деятельность в качестве временного главы правительства на период создания коалиции. Время для этого есть до начала нового года. Если решение не будет найдено, то президент Гаук может стать первым главой государства в послевоенной истории Германии, который назначит досрочные парламентские выборы в стране.