Промышленность, новые производства и недострои: интервью премьера Чувашии

Чебоксары, 14 октября 2013, 14:31 — REGNUM  Премьер-министр Чувашии Иван Моторин дал интервью ИА REGNUM, в котором рассказал о ситуации в промышленности и экономике, дал оценку темпам строительства полигона ТБО и застройки "Нового города", обозначил примерные сроки рекультивации Пихтулинской свалки, а также сообщил о судьбе ряда недостроев республики.

ИА REGNUM: Глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев заявил, что ситуация в российской экономике - худшая после кризиса 2008 года. При этом нулевые темпы промпроизводства обеспечил добывающий комплекс, а обрабатывающая промышленность - в минусе. Уровень экономического развития страны впервые ниже среднемирового, и ведомство не видит, как исправить ситуацию в 2014 году. Получается, что Чувашия обречена, потому что у нас только обрабатывающая промышленность, и мы опять можем получить наибольший спад?

В республике падение не будет таким явным, как в 2009 году, когда темпы промышленного производства снизились почти на 30%. Я прогнозирую спад по отношению к прошлому году в районе 5%. При оптимистичном варианте к концу года мы наверстаем часть отставания, которое было в первом квартале, и приблизимся к прошлогодней отметке. Это при условии сохранения темпов, которые предприятия достигли в третьем квартале.

Тенденция падения промышленного производства наметилась ещё в конце прошлого года, когда ряд предприятий машиностроительного комплекса начал снижать производство и отгрузку продукции. Особенно это было видно на производстве вагонной и тракторной техники: уменьшилась рентабельность продукции. Например, если в пиковое время цена вагона доходила до 2,3 млн рублей, то буквально за полгода она упала до 1,5 млн. Поскольку многие проекты, и не только в Чувашии, реализовывались за счёт привлечения банковских инвестиций, то появились сложности в обслуживании кредитов и рентабельной работе предприятий. И такая тенденция была по целому ряду направлений.

2013 год добавил нам проблемы в химической отрасли, были определённые вопросы и по производству пищевых продуктов. Проблемы, в частности, касались сбыта продукции и удорожания сырья.

ИА REGNUM: Многие сегодня увязывают падение экономики с последствиями вступления в ВТО.

В регионе очень тяжело профессионально провести анализ данных процессов, так как мало кто знаком с договорами, которые заключались при вступлении в ВТО. Кроме того, у нас пока нет экспертов в вопросах ВТО. Хотя, надо признать, за последние полгода значительно увеличилось число заявлений от предприятий с просьбой обратиться в комиссии, регулирующие соответствующие процессы на федеральном уровне. В частности, это касается введения утилизационных сборов, а также роста за последние 3-4 года объёмов ввоза подержанной техники, которая вытесняет нашу собственную новую. Об этом говорят, например, в том же "Сеспеле", где производят полуприцепы: на предприятии заверяют, что не боятся ни китайской, ни европейской техники, с ними могут конкурировать достойно и по цене, и по качеству. Угрожающая во всех смыслах ситуация связана с тем, что сегодня доля старых, подержанных прицепов, составляет, по данным специалистов, 70%! Страшное дело...

Оппоненты могут сказать, что мы тогда в ВТО ещё не вступили. Но мы по многим направлениям долгий период фактически работали по условиям ВТО. И уже тогда ряд факторов говорил о том, что идёт ухудшение. Определённое торможение в развитие экономики внесло снижение внутренней и внешней инвестиционной активности, а также повлияли факторы, связанные в первую очередь с обострением конкуренции с образцами импортной продукции на традиционных для наших компаний рынках. И здесь, наверное, была бы важна вводная со стороны правительства России, в первую очередь, для того, чтобы сориентировать производителей продукции. Для нас и наших предприятий сейчас важнее и интереснее устойчивый, стабильный инвестиционный спрос со стороны российских компаний. О внешних рынках, к сожалению, наши предприятия пока думают мало.

ИА REGNUM: Ранее уже заявлялось, что "Промтрактор-вагон", занимающий весомую долю в машиностроении, приходит в себя и наращивает производство. Прошлогодние объёмы уже достигнуты?

Если говорить о денежном выражении, то эти объёмы не достигнуты - как я уже пояснял, из-за снижения рентабельности продукции: стоимость вагона сократилась более чем на треть. (В прошлом году было отгружено продукции на 14 млрд рублей). Сегодня речь идёт о месячном производстве вагонов. Со слов собственников, в августе и сентябре они вышли на 400 вагонов - это соответствует некоторым месяцам прошлого года. Ориентир к концу года - 500 вагонов.

ИА REGNUM: Ещё одно предприятие, которое появится в Чувашии в структуре тракторного концерна, - комбайновый завод из Красноярска. Всё проходит в плановом режиме?

Да. В начале следующего года на заводе планируют выйти на конвейерную сборку. Комбайны - продукция для нас новая, она будет интересна для потребителей Чувашии и ближайших регионов.

ИА REGNUM: Чувашские тракторы в народе называют Чувашпиллер. А у комбайнов есть такой брэнд?

Думаю, что за этим делом не станет. Хотя если серьёзно, то, как поясняют собственники, они следуют мировому тренду: то есть хотят создать своего рода супермаркет техники, где будет предлагаться вся линейка продукции и ее сервисное обслуживание, чтобы покупатель не бегал из одного места в другое. Понятно, что машиностроительный рынок сегодня очень тяжёлый, большой объём продукции сразу не реализуешь. Но как серьезный производитель в этой области концерн должен работать на всех рынках: коммунальной, сельскохозяйственной, специальной и иной техники. Какой будет результат, посмотрим, когда этот проект будет запущен.

ИА REGNUM: Продолжая тему новых производств. Насколько известно, в республике реанимируется проект по производству продуктов лизина. Раньше об этом говорилось в рамках венчурного фонда. Появились новые инвесторы?

Действительно, есть группа инвесторов, которая заинтересована в строительстве завода по производству лизина. Более того, уже идут активные работы, к концу года собственники планируют выйти на сертификацию продукции. Я и по сей день считаю, что проект важный, и если мы его реализуем, то это будет очень достойный проект для инвестиционного имиджа региона.

ИА REGNUM: Вы уже поднимали вопрос пищевого производства. Надо полагать, что его падение в первой половине года напрямую связано с закрытием пивного завода "СанИнБев" в Новочебоксарске. Местному "Букету Чувашии" по силам восполнить эту нишу?

Они разное пиво выпускают, и поэтому не пересекаются, хотя рынок общий. "Букет Чувашии" будет отвоёвывать свой рынок у всех иных игроков этого рынка. Предприятие открыто заявило об увеличении планов производства, уже завершён первый раунд переговоров о закупке оборудования и поэтапного наращивания производства. Ориентир - рост производства в два раза за четыре года. Собственники считают, что это по силам, потому что есть спрос, есть интерес к продукции, они пытаются выйти в другие регионы. Для республики это важно, в том числе потому, что акцизный налог полностью остаётся в регионе. Правительство со своей стороны планирует оказать поддержку через пакет инвестиционных льгот.

ИА REGNUM: От заводов хотелось бы перейти к строительным проектам - в частности, к "Новому городу". Вы удовлетворены темпами развития проекта?

Проект реанимирован, в следующем году планируется выйти на 30 тыс. жилья в год. В принципе, идёт плановое развитие, плановая работа по освоению участка. В настоящее время больше актуален вопрос строительства детсада и школы. Застройщики хотели бы эти вопросы синхронизировать с республиканскими министерствами, а также снять проблемы по тем инженерным сетям, которые были построены "Коммунальными технологиями". Думаю, что этот вопрос мы снимем с повестки дня в 2014 году.

ИА REGNUM: До сих пор на слуху трёхстороннее соглашение по застройке "Богданки", где власти рассчитывают получить большую долю социального жилья. Будет ли подобное соглашение и в "Новом городе"?

Действительно, нас интересует в первую очередь не коммерческий успех проекта, а решение социальных программ в жилищной сфере, на которые указывают и президент России Владимир Путин, и глава республики Михаил Игнатьев. Сейчас власти Чебоксар рассматривают два варианта. Это заключение соглашения с застройщиками по типу "Богданки". Второй вариант, который администрации нравится больше, - передача земельного участка под социальную застройку. Я также второй вариант считаю более рациональным и правильным, он исключает зависимость от действий застройщика - будет он выполнять условия соглашения или нет. Кроме того, это позволит принимать оптимальные решения при расселении граждан из аварийного жилья и предоставлении квартир детям-сиротам. Переговоры идут. Надеюсь, что в ближайшее время будут завершены.

ИА REGNUM: Чебоксарцы, а также застройщики "Нового города" не раз ставили вопрос по Пихтулинской свалке. Тем более, что полигон ТБО строится. Когда этажи мусора наконец сменит зеленый ландшафт, о чём говорится уже несколько лет?

По информации Минприроды, после встреч главы Чувашии в федеральных ведомствах Пихтулинская свалка отдельной строкой включена в проект программы, которая вносится на согласование в отраслевые министерства. В дальнейшем поступит в правительство России для утверждения программ на 2014-2025 годы по ликвидации накопленного экологического ущерба в РФ. Согласно проекту, финансирование из федерального бюджета будет в 2016 году. То есть эта проблема обозначена на федеральном уровне, и Пихтулинская свалка будет рекультивирована с участием федеральных, республиканских и муниципальных средств. Если будет такая возможность, то мы, конечно, постараемся сдвинуть сроки на 2015-й, или на 2014 год. Уже сегодня границы санитарной зоны, по предварительному заключению Роспотребнадзора, уменьшены до 300 метров, что не препятствует жилищному и иному строительству в районе "Нового города".

ИА REGNUM: Пихтулинская свалка напрямую связана с крупным федеральным проектом - строящимся полигоном ТБО в Новочебоксарске. Последняя озвученная дата возможного пуска - конец 2014 года. Если по полигону и объездной дороге есть внятная публичная информация, то по мусоросортировочному комплексу - туманные перспективы. Либо это от неполноты информации у журналистов, либо там действительно ничего не понятно.

Я уже ранее отмечал, что для меня в целом вопрос строительства полигона болезненный. Сейчас в республике работает комиссия Минрегиона России, которая оценивает реализацию различных программ, получивших федеральную поддержку. В том числе был задан ряд вопросов и по полигону ТБО. Пока есть неудовлетворённость темпами строительства и самое главное - теми вложениями, которые должен обеспечить частный инвестор. И у правительства Чувашии есть неудовлетворённость ходом строительства, масса вопросов и претензий были к подрядчику, который регулярно срывал все сроки и графики. Сейчас договор с ним расторгнут, пересогласованы объёмы строительства первой карты. В итоге строительство первой карты, обусловленное этими контрактами, ориентировочно будет завершено в первом квартале следующего года. Кроме того, в ближайшее время будет сдана объездная дорога.

Что касается мусоросортировочного комплекса, то сейчас разрабатывается вариант привлечения частного инвестора через соглашение о концессии. Уже подписано распоряжение о концессионном соглашении, разработаны условия проведения конкурса. Предполагается, что победитель получит право на эксплуатацию первой карты. Но при этом возьмёт на себя обязательства по строительству второй карты складирования (мощность 100 тыс. тонн в год), мусоросортировочного комплекса (мощность не менее 150 тыс. тонн в год) и мусороперегрузочной станции с элементами сортировки в Чебоксарах (мощностью не менее 150 тыс. тонн в год). Объем инвестиций концессионера должен составить не менее 750 млн рублей. Уже есть предварительная проработка по потенциальным участникам.

С другой стороны, есть общеизвестный судебный спор по использованию данного земельного участка под мусоросортировку, на который претендует победитель конкурса 2010 года. Администрация Чебоксар заявляла, что данный вопрос будет решён, сроки несколько раз переносились, но проблема до сих пор не снята.

Понятно, что никого такие темпы реализации проекта не удовлетворяют. Но сегодня в той ситуации, в которую мы попали, я другого варианта решения не вижу. И ответственности ни с себя, ни с органов власти не снимаю. При этом полигон, уверен, будет построен и позволит на многие годы снять вопрос с переработкой и захоронением отходов.

ИА REGNUM: Есть ещё значимые проекты, которые имеют не только экономическую, но и культурологическую, туристическую ценность. В 2015 году Чувашия примет командный чемпионат по лёгкой атлетике, где одним из условий является гостиничное обеспечение. В то же время многие годы говорится о достройке отеля "Сувар". Очередной чемпионат Чувашия опять встретит недостроем?

Со своей стороны, мы проекту всячески помогали и помогаем, но здесь большая часть вопросов зависит от нынешнего инвестора (компания "Одис"). К сожалению, пока никто не решился на сотрудничество с данным инвестором на понятных условиях. Ни инвесторы, ни банки. Поэтому проект, на мой взгляд, находится в "замороженном" состоянии. Что касается гостиничных комплексов в целом, то сегодня я больше надеюсь на другой проект. Владельцы отеля "Волга" заявили о желании открыть новую трёхзвёздочную гостиницу в районе "Первой площадки". Планируемые сроки открытия - вторая половина следующего года.

ИА REGNUM: Но ведь в Чувашию пытался зайти и "Хилтон" - несколько лет назад была такая информация.

Действительно, в 2006-2007 годах рассматривался такой вопрос. Ряд фондов, которые работают и строят объекты в интересах группы компаний "Хилтон", заявляли о желании построить отель в Чувашии под эту гостиничную сеть. Интерес у них вызвали только две конкретные площадки: в районе филармонии и возле Чувашского драмтеатра. Они были готовы построить отель на одной из этих территорий, однако переговоры завершились отказом. Кулуарно высказывалось мнение, что нужно ввести гостиницу "Сувар" - на тот момент уже были приняты соответствующие решения, территориально и по рыночным параметрам данные гостиницы были бы конкурентами. Но подчеркну, что мы эту тему не бросаем и вернемся к обсуждению в ближайшее время.

ИА REGNUM: Вернёмся к вопросу лицея-интерната имени Лебедева. Вроде бы, вопрос решён и решение озвучено почти год назад - строить на базе музыкального училища. Но пикеты дошли до Москвы, и вопросы продолжаются. Возможен ли возврат к первоначальному проекту - строительству здания на месте бывшего?

Надеюсь, что те, кто вышел на митинг возле нашего представительства в Москве, понимают проблематику и самое главное - хотят участвовать в решении этой проблемы. У нас сегодня люди активные в разной области и можно организовать любой митинг по любой причине. Я уже не раз приводил в пример, когда в строящемся "Волжском-2" был организован митинг против строительства детского сада.

Что касается лицея, то думаю, что мы попали в такую ситуацию в большой степени из-за ошибочных решений, которые принимались на рубеже 1990-2000-х годов. Когда лицей сначала находился на балансе республики, потом начало меняться законодательство, и он был передан муниципалитету, а теперь стоит вопрос о возврате в республиканскую собственность. Отсутствие средств на достойное содержание, а порой и просто нежелание заниматься этой проблематикой отразилось на общем состоянии зданий. И таких зданий у республики немало. Например, остро стоит вопрос по педколлежду, где большая часть помещений нуждается в реконструкции. Есть недостроенная часть здания техникума строительства и городского хозяйства. И этот перечень первоочередных, важных задач по приведению в нормативное состояние имущественных комплексов по линии Минобразования можно продолжать.

Что касается старого места, то сегодня нет ни проекта, ни финансового подтверждения. Кроме того, имущественный комплекс не передан республике, а в ряде общежитий живут люди, которые не имеют отношения к лицею, и стоит вопрос передачи здания в муниципальный жилищный фонд города Чебоксары. То есть пока вопросов больше, чем ответов.

Если говорить о средствах, то сегодня строительство нового комплекса на старом месте по самым скромным оценкам будет стоить от 600 млн до 1 млрд рублей. Для региона это очень серьезная сумма - особенно с учётом других недостроев и ситуации в экономике, с чего мы и начали разговор. Поэтому было принято решение вернуться к изначальной концепции лицея, совместив начальное и среднее музыкальное образование. В бюджете этого года заложены средства на проектирование. После утверждения проекта начнётся реконструкция музыкального училища им. Ф.Павлова и новых зданий под лицей Лебедева - эти объекты есть в плане мероприятий празднования 550-летия Чебоксар.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.
Главное сегодня
NB!
28.05.17
Россия возрождает спутниковую систему обнаружения ракетных пусков
NB!
28.05.17
Газомоторное топливо отменит нефтяную зависимость?
NB!
28.05.17
«Высылка дипломатов из Эстонии — плевок в лицо Матвиенко»
NB!
28.05.17
Аварийное расселение в Карелии: за что снимали губернаторов
NB!
28.05.17
Доигрались: «Польша пытается снизить напряженность в отношениях с РФ»
NB!
28.05.17
Кургинян: Демонизация СССР приведет к катастрофе в России
NB!
27.05.17
Террористы обещают Западу «кровавый Рамадан»
NB!
27.05.17
На каких условиях возможно создание Энергетического союза ЕАЭС?
NB!
27.05.17
«Боруссия» (Дортмунд) одолела «Айнтрахт» в финале Кубка Германии
NB!
27.05.17
Главное о Турции с 22 по 28 мая 2017 года
NB!
27.05.17
«Арсенал» обыграл «Челси» в финале Кубка Англии
NB!
27.05.17
«Ювентус» одержал волевую победу над «Болоньей» в конце матча
NB!
27.05.17
Мост в бесконечность
NB!
27.05.17
Россия: флот без крыльев – деньги на ветер
NB!
27.05.17
Сталин в ссылке. Ленин в мавзолее. Николай II в иконостасе
NB!
27.05.17
Страны G7 допустили усиление санкций против России
NB!
27.05.17
Японский поцелуй в губы ради Курил
NB!
27.05.17
Севастополь митингует
NB!
27.05.17
Мэра Москвы сравнили с Нероном
NB!
27.05.17
Грузия—НАТО: Стратегическое партнерство или стратегическая зависимость?
NB!
27.05.17
«Собянин, не уродуй Москву долгостроями»
NB!
27.05.17
Истоки противостояния между Брюсселем и Будапештом