В армянской и российской информационной среде почти год муссировалась тема выбора Армении, оказавшейся на интеграционной развилке Россия-Запад. Огромную палитру самых разных мнений, представленную в лице армянских и российских аналитиков, экспертов и политологов, омрачало лишь одно: отсутствие внятной оценки европейского экспертного сообщества. Пара-тройка невнятных точечных комментариев из Старого Света не отражали общую суть картины в том виде, в каком ее представляли в странах Евросоюза. Зато после 3 сентября, когда президент Армении Серж Саргсян заявил о предстоящем вступлении страны в Таможенный союз, правила игры словно подменили: еврочиновники и эксперты разных мастей, а также местечковые армянские евроинтеграторы бросились алармировать изо всех сил, крича вслед уходящему поезду. Не докричались. Тем не менее, интересно, что (уже постфактум) думают в Европе по поводу упущенной Армении, а также о возможных сценариях взаимоотношений Ереван-Брюссель в обозримом будущем. С этими вопросами ИА REGNUM обратилось к известному европейскому эксперту, аналитику "Центра европейской политики" Аманде Пол, которая любезно согласилась ответить на наши вопросы и поделилась своей точкой зрения.

ИА REGNUM: Армения 3-го сентября текущего года сделала свой окончательный выбор между евразийской и европейской интеграцией. Он вам известен. Европейцы отреагировали довольно резко и отказались подписывать какие-либо документы с Арменией в ноябре в Вильнюсе. Ереван же заявляет о готовности продолжить сотрудничество с ЕС. Насколько этот подход реализуем?

На запланированном в Вильнюсе саммите "Восточного партнерства" Армения действительно не сможет подписать ни один документ, однако это ни в коей мере не означает, что тем самым сотрудничеству между Арменией и ЕС будет положен конец. Вопрос лишь в том, что какие бы соглашения ни были подписаны между Арменией и ЕС в будущем, они не будут носить слишком значимый характер, поскольку ограничения, навязанные Еревану Москвой, оставляют мало места для маневров. Тем не менее, ЕС не может себе позволить "махнуть рукой" на Армению и полностью от нее отказаться, имея в виду важность для нее армянского общества. Армения в свою очередь все еще нуждается в финансовой поддержке ЕС, а также заинтересована в отмене визового режима. Для реализации этих целей Армении придется продолжить работу, направленную на проведение политических и экономических реформ, чтобы привести их в соответствие с критериями ЕС. Но делать это будет очень сложно.

ИА REGNUM: Может ли решение Армении о вступлении в ЕС повлиять на баланс сил на Южном Кавказе. Если да, каким образом?

Что касается баланса сил в регионе, то Россия всегда занимала здесь лидирующие позиции и, несмотря на появление других игроков, никогда их не теряла, хотя и было зафиксировано незначительное послабление ее влияния. Как бы там ни было, решение Армении усилило российское влияние и уменьшило и без того слабое присутствие Запада в регионе. И это плохая новость, потому что на процесс модернизации и демократизации этого изменчивого и нестабильного региона, и без того протекающий не слишком динамично, наложены дополнительные "тормоза". Между Арменией, в значительной степени подконтрольной России, и Азербайджаном, пытающимся балансировать между Россией и Западом, остается только Грузия. Маленькая отважная Грузия, которой столько пришлось настрадаться от России за прошедшие 7 лет. Россия, что совершенно очевидно, стремится сорвать Грузию с орбиты ЕС, так как это означало бы ее полную победу на Южном Кавказе, что далеко не положительным образом сказалось бы как на странах самого региона, так и близлежащих государствах. Таким образом, возникает острая необходимость в поддержке процесса евроатлантической интеграции Грузии. Поддержка Тбилиси в этом процессе не только укрепит решимость грузинских политиков следовать по пути реформ, но и может оказать положительное влияние на соседние страны, которые на примере Грузии увидят преимущества безвизового режима и материальных благ.

К большому сожалению это как раз тот самый случай, когда все три страны региона хотят иметь нормальные взаимоотношения с Россией. Но эта страна, по-видимому, ведет игру на основе принципа политики "с нулевой суммой" - либо вы с нами, либо - против нас. По всей вероятности при нынешнем российском правительстве ситуация вряд ли изменится.

ИА REGNUM: США неоднократно публично высказывали свою поддержку процессу сближения ЕС со странами постсоветского пространства, в том числе с Арменией. Как может выбор руководства Армении отразиться на отношениях с Вашингтоном? Возможно ли их похолодание?

США вне всякого сомнения были разочарованы решением Армении о присоединении к Таможенному союзу, и в то же время вряд ли речь здесь идет о свободном выборе Еревана. Совершенно очевидно, что Москва в состоянии держать под контролем проводимую Арменией внешнюю политику ввиду зависимости Армении от России в вопросах безопасности, энергетики, а также учитывая долю российского капитала в армянской экономике. В целом сильно сомневаюсь, что решение Армении скажется на взаимоотношениях с США. Вряд ли этот вопрос на данный момент входит в число приоритетных для Обамы. На самом деле во внешнеполитической повестке Америки Южный Кавказ не более чем сноска внизу страницы, если говорить образно. Ключом к изменению уязвимого положения Армении является решение нагорно-карабахского конфликта.

ИА REGNUM: Интересно ваше мнение по поводу того, правильный ли выбор сделала Армения, и был ли у нее выбор вообще? Если да, то к каким последствиям мог бы привести выбор в пользу ЕС?

Уверена, что Армения совершила серьезную геополитическую ошибку. Данное решение может послужить лишь дальнейшему ослаблению суверенитета страны и усилению позиций олигархов, наполняющих свои карманы за счет рядовых граждан, пользующих свой народ, как дойную корову. Гораздо более мудрым решением было бы продвижение в сторону ЕС и парафирование соглашения о Глубокой и Всеобъемлющей зоне свободной торговли (DCFTA) на саммите "Восточного партнерства" в Вильнюсе. Последствия, конечно же, были бы серьезными, как и в случае с Украиной, Молдавией и Грузией, которые подверглись суровой каре и угрозам (энергетика, торговля, трудовая миграция). В случае с Арменией у России была на руках карта безопасности (иными словами, Карабах), которую она успешно и разыграла.

ИА REGNUM: Выясняется, что при вступлении в ТС Нагорный Карабах тоже де факто входит в ТС. Как может это обстоятельство сказаться на процессе урегулирования нагорно-карабахского конфликта. Ряд экспертов полагают, что это первый шаг на пути окончательного решения вопроса в пользу Армении.

Согласно международному праву, Нагорный Карабах является территорией Азербайджана. Следовательно, любые попытки включить его в состав Таможенного союза были бы незаконны. Таким образом, Армения может быть включена в состав Таможенного союза в рамках ее международно-признанных границ. В то время как Россия и другие участники Таможенного союза пытаются заверить Азербайджан в том, что никогда не позволят Карабаху стать частью ТС (отсюда и комментарии заместителя российского министра промышленности и торговли Георгия Каламанова относительно создания своего рода КПП между Нагорным Карабахом и Арменией), было бы наивно полагать, что, учитывая тяжелое экономическое положение в Карабахе, никаких усилий по продвижению карабахских товаров приложено не будет. Безусловно, существует потенциал для создания нового витка напряженности между Арменией и Азербайджаном, однако не думаю, что это как-то повлияет на установившийся статус-кво, поскольку именно это положение вещей устраивает Россию.

Подготовил Эмиль Бабаян