"Честно говоря, я уже перестал удивляться совершенно абсурдному положению отношения официального Бишкека и населения Киргизии к иностранным инвесторам. В ситуации довольно небогатой, мягко говоря, страны, обремененной гигантским долгом и слабо работающей экономикой, казалось бы, с зарубежных бизнесменов, несущих валюту в дырявый бюджет, должны пылинки сдувать. Но республика уже который год развивается не по логике, а по парадоксу", - заявил заведующий отделом Средней Азии и Казахстана Института стран СНГ Андрей Грозин, комментируя ситуацию в Иссык-Кульской области Киргизии, где накануне прошли митинги против "Кумтора", сообщает сайт StanRadar.com.

По мнению эксперта, "в постоянных наездах на иностранный бизнес можно найти свою логику". "Трясут тех, с кого можно что-то стрясти. Собственно киргизский бизнес, в том числе знаменитые оптовые рынки, в сравнении с той же "Центеррой" - мелочь, не заслуживающая серьезного внимания. Кроме того, "родной" бизнес характеризуется тем, что он является базисом ряда региональных и центральных кланов, и "доить" его - себе дороже. К тому же внутриреспубликанские бизнес-переделы происходили в 2005 и 2010 годах, а сейчас "время паузы", до следующей "революции". А иностранцы - канадцы, русские, китайцы, казахи - "чужие", и их "доить" самое милое дело", - пояснил он.

Андрей Грозин отметил, что "самые знатные "киргизские дояры" сидят в парламенте и ни за что не несут абсолютно никакой ответственности". "Собственно, другой "логикой" наездов на иностранцев является именно это - структура власти в Киргизии располагает к давлению на иностранный бизнес. Просто потому, что центральная власть слаба и не в состоянии исполнять свои прямые обязанности по защите инвесторов. А 120 "микропрезидентов" реализуют личные, семейные, партийные, клановые, региональные интересы и в силу полной бесконтрольности, интеллектуальной слабости и атрофированного чувства государственности не понимают и не желают понять, что за Киргизией с каждым месяцем закрепляется имидж центральноазиатского "Сомалиленда". Большинству депутатов, да и их назначенцев в правительстве до этого нет дела", - подчеркнул он.

Политолог считает, что "население Киргизии, развращенное безнаказанностью и вдохновляемое примером "элиты", также часто ориентируется на вышеописанную стратегию". "По их мнению, инвестор должен что-то построить, раздать денег и еды, принять на работу очередного "братишку" и, вообще, взять на содержание всю округу. Мне вот, например, легко представить, как бы на такую "демократию" отреагировали все соседи Киргизии - как в Андижане или в Жанаозене", - сказал он.

По словам эксперта, "речь не о том, что именно так и надо воспитывать в населении и элите чувство гражданской ответственности за страну". "Я говорю о том, что Киргизия сейчас настолько запущенный случай, что еще год-два такой "внутренней политики" и стране либо понадобится свой Пиночет, а также массовые репрессии "элиты" и наиболее отмороженной части "народа" на местах, либо экономика продолжит тихо деградировать и разваливаться", - пояснил он.

Андрей Грозин особо отметил, что в настоящее время даже государственно гарантированные иностранные инвестиции в Киргизии не могут считаться надежно защищенными. "Поэтому еще две-три конных атаки на иностранных геологов или энергетиков и перед Бишкеком его основные партнеры в Москве и Пекине поставят ряд условий: либо защищайте наш бизнес своим силовым ресурсом, либо иностранный бизнес законодательно закрепленным образом будут защищать с оружием в руках внешние силы. Через частные военные компании, например", - подчеркнул он.

По словам эксперта, "частные военные компании, по большому счету, частными являются лишь относительно потому, что работают в государственных интересах и преследуют те же цели и следуют тем же планам, что и регулярные армии, хотя им предоставлена свобода в выборе средств достижения данной цели". "Уверен, что если на объектах иностранного бизнеса в Киргизии будут находиться строгие иностранные граждане с автоматическим оружием, никаких погромов, угонов техники и поджогов бань не будет. Этот выход, кстати, смотрится совершенно нормально - в Африке иностранцы уже давно используют ЧВК своих стран для охраны и обороны своего бизнеса. Чем сегодняшняя Киргизия отличается от, скажем, Кении? Уже почти ничем, к сожалению", - подытожил политолог.