Когда результаты выборов заранее известны, может создастся впечатление, что они представляют собой всего лишь формальную процедуру пролонгации власти действующего президента и всей правящей элиты. Это справедливо не только для нынешних выборов в Азербайджане, но и для выборов в большинстве постсоветских государств. Об этом ИА REGNUM заявил эксперт Центра проблем развития и модернизации ИМЭМО РАН, президент Научного общества кавказоведов Александр Крылов.

При этом, по его словам, это не значит, что избиратели полностью лишены возможности проявить свою волю и изменить или хотя бы повлиять на этот результат. "Это вовсе не так. Разница между нынешними выборами и теми, которые имели место в советские времена, вполне очевидна, хотя бы для тех, кто эти времена еще не забыл. Нужный властям результат выборов может обеспечиваться путем разнообразных махинаций, однако в последние годы эти махинации не имеют столь тотального характера, как это было прежде и как сегодня это пытается представить проигравшая оппозиция. Дело не столько в махинациях властей, сколько в уровне протестных настроений в обществе. Если эти настроения находятся на высоком уровне - никто не заставит большинство избирателей прийти и проголосовать за кандидата от власти. Даже если избиратели опасаются массовых фальсификаций при голосовании большинства участников против власти и в пользу оппозиции, у них есть возможность не прийти на выборы и таким образом продемонстрировать свое отрицательное отношение к действующей власти. Можно прийти и испортить бюллетени, чтобы они стали недействительными или забрать эти бюллетени с собой и затем путем их сбора и подсчета продемонстрировать нелегитимность прошедших выборов. В последние годы ничего подобного не происходит, что свидетельствует о том, что при всем критическом отношении к нынешним политическим лидерам и правящим на постсоветском пространстве элитам большинство избирателей они все же устраивают в куда большей степени, чем те альтернативы, которые у них имеются. Поэтому оценивать проходящие в Азербайджане выборы (как и большинство других недавних выборов в постсоветских странах) как просто формальную пролонгацию власти было бы упрощением", - выразил уверенность Крылов, добавив, что сложившаяся сегодня в этой закавказской республике ситуация является результатом тех процессов, которые происходили в течение двадцати лет после распада СССР и отражает нынешнее состояние общества в постсоветских государствах.

"Имелись и примеры таких выборов, где результат вовсе не был заранее предопределен. Это имело место в таких разных постсоветских странах, как Абхазия, Грузия и Украина. Их пример показывает, что конкурентные выборы сами по себе не решают проблем общества, их значение не стоит абсолютизировать", - подчеркнул собеседник.

По словам Крылова, в Азербайджане хоть и существует оппозиция, но она очень разная и пока явно не в состоянии составить реальную альтернативу нынешним властям. "При всем многообразии оппозиционных сил, их условно можно разделить на две основные части. Прозападная оппозиция в течение десятилетия находится в состоянии раздробленности и идеологического кризиса. Раздробленность и неспособность договориться между собой всегда отличали политиков либерального толка, в этом ничего неожиданного нет. Идеологический же кризис во многом стал результатом той политики, которую проводят по отношению к Азербайджану США и Евросоюз. Во время перехода власти к нынешнему президенту Ильхаму Алиеву и в первые годы после этого в среде ориентированной на ценности западной демократии части общества были высоки надежды, что США и весь "коллективный Запад" будет оказывать на власти Азербайджана давление, чтобы на деле осуществить претворение в жизнь декларируемых демократических лозунгов. Поэтому был высок уровень надежд, что давление Запада на Ильхама Алиева обеспечит проведение в стране "идеальных выборов", которые приведут прозападную оппозицию к власти (иные варианты выборов этой частью оппозиции даже не рассматривались). Теперь очевидно, что подобные расчеты были наивными: Запад предпочел вести "реальную политику" и его главной задачей вовсе не было проведение "идеальных выборов" и построение демократии в Азербайджане. Запад признал легитимной передачу власти "от отца к сыну", проигнорировал резко негативную позицию прозападной оппозиции по данному вопросу, а потом признал легитимными результаты всех прошедших в Азербайджане выборов", - напомнил он.

Одновременно Александр Крылов подчеркнул, что сама азербайджанская оппозиция прозападного толка оценила эти выборы с абсолютно противоположных позиций. "В глазах же прозападной оппозиции все проведенные в Азербайджане в последнее десятилетие выборы были нелегитимными, так как они отличались массовыми нарушениями и махинациями. Фактический отказ США и ЕС от принципиальной позиции по распространению в мире подлинной демократии привел к идеологическому кризису тех политических сил в Азербайджане, которые придерживаются западной ориентации (в соседних странах в этом плане была очень сходная ситуация). Большую роль сыграла и политика азербайджанских властей, оказывающих постоянный и жесткий прессинг на оппозиционных лидеров и партии. В сложившихся условиях возможность проведения легальной политической деятельности являются весьма ограниченными, что также осложняет положение прозападной части оппозиции", - заявил президент Научного общества кавказоведов.

По словам Крылова, в результате такого развития событий выигрывает вполне определенная третья сила, а именно исламисты. "Это играет на руку радикальной исламской оппозиции. Вполне справедливым представляется мнение тех азербайджанских политологов, которые подчеркивают, что в сложившейся ситуации политическая жизнь страны "переместилась в мечети". И если возможности и влияние легальной оппозиции продолжат сокращаться, это может привести к далеко идущим последствиям. Число стран, где радикальные силы ведут свою вооруженную борьбу, постоянно растет. Возможность выхода на азербайджанскую политическую арену таких сил под радикальными исламскими лозунгами и последующей масштабной дестабилизации не может не оказывать влияния на нынешние выборы: она повышает популярность идеи сохранения нынешнего статус-кво, что играет в пользу нынешнего лидера Ильхама Алиева и во многом объясняет заранее предопределенный результат сегодняшних выборов", - уверен Крылов.

Эксперт не прогнозирует каких-либо существенных изменений во внешней политике Азербайджана по итогам президентских выборов. "Во внешней политике не следует ожидать радикальных изменений, которые после выборов произойдут по воле нынешних азербайджанских лидеров. Весьма вероятно, что будет продолжен курс давления на Армению "по всем направлениям" с целью добиться ее дипломатической капитуляции или создания благоприятных условий для отвоевания Карабаха. При этом на политику Баку продолжит оказывать большую роль внешний фактор: политика основных мировых игроков, ситуация к югу от нынешних азербайджанских границ, которая чревата многими новыми вызовами и угрозами, причем не только для Азербайджана. В области внутренней политики сохранение политической стабильности и преемственности власти может способствовать решению социально-экономических проблем азербайджанского общества. Это может стать возможным, если им будет уделяться больше внимания, если на их решение будет направлена более высокая часть энергетических доходов. Но захотят ли власти после нынешних выборов начать реформы и пойти на подобное перераспределение - покажет будущее. Если в ближайшие годы социально-экономические проблемы сохранят свою остроту или ситуация станет хуже (что может быть связано и с созданием Таможенного союза) - степень уязвимости Азербайджана в плане внутриполитической дестабилизации будет нарастать. Это будет благоприятствовать деятельности тех политических сил, которые придерживаются радикальных взглядов и готовы пойти по "сирийскому" или "ливийскому" пути", - отметил он.

Что касается нагорно-карабахского конфликта, Александр Крылов не видит предпосылок для сдвигов в этом вопросе за исключением одного "но". "Нынешние выборы не изменят ситуацию в регионе, они никак не повлияют на имеющийся военно-политический баланс сил в зоне Карабахского конфликта, который делает невозможным силовое решение проблемы. Вряд ли можно ожидать, что выборы будут способствовать сближению позиций конфликтующих сторон с перспективой выработки общего взаимоприемлемого для Армении и Азербайджана решения. Если не произойдет каких-то радикальных изменений на их южных границах, и если не произойдет дестабилизации внутри каждой из стран, то наиболее вероятным сценарием на ближайшие годы будет сохранение нынешней "устойчивой нестабильности". Но вероятность радикальных изменений на южных границах весьма велика. Намеченный на 2014 г. вывод войск США и их союзников из Афганистана, нарастающая год от года дестабилизация так называемого Большого Ближнего Востока и Северной Африки, продолжающееся расползание зоны нестабильности из этого региона по всем направлениям уже в скором времени может оказать негативное влияние на Южный Кавказ. В этом случае внешний фактор еще больше осложнит решение Карабахской проблемы и будет способствовать еще большей дестабилизации всего региона.