22 октября в Подмосковье состоялось сетевое совещание главных инженеров и заместителей начальников по автоматизированным системам управления (АСУ) служб перевозок железных дорог. По данным, полученным корреспондентом ИА REGNUM в пресс-центре ОАО "Российские железные дороги", заместитель министра путей сообщения Хасян Зябиров заявил, что "важнейшими задачами сегодняшнего дня являются совершенствование плана формирования поездов, развитие инфраструктуры железных дорог, увеличение веса и длины грузового поезда, повышение эффективности эксплуатации подвижного состава".

Для выполнения поставленных задач была разработана качественно новая концепция управления перевозочным процессом. 18 октября железным дорогам России были переданы технология и программное обеспечение пилотного проекта системы "СИРИУС", которая должна выполнить роль "объединителя" информационных технологий в управлении перевозочным процессом. "Это - важнейший шаг в оптимизации систем управления, - отметил замминистра.

Сетевая интегрированная российская информационно-управляющая система "СИРИУС" работает в режиме реального времени и предназначена для анализа, прогноза и принятия решений по организации перевозочного процесса по управлению вагонным и локомотивным парками, погрузкой и выгрузкой подвижного состава. В основу планирования и регулирования транспортных потоков положен метод ситуационного моделирования взаимосвязанных между собой объектов управления. Метод универсален и может быть применен для любых объектов (в том числе, для транспортных коридоров, морских портов, сухопутных пограничных переходов, регионов массовой погрузки сырья и т.д.).

"СИРИУС" при организации планирования и управления эксплуатационной работой использует долгосрочные и среднесрочные маркетинговые прогнозы, представленные в виде грузопотоков, которые готовит система фирменного транспортного обслуживания (СФТО) ОАО "РЖД". Задача "СИРИУС" - минимизировать расходы. Система на основе сводного плана рассчитывает технические нормы эксплуатационной работы и обеспечивает исполнение каждой согласованной заявки на перевозку, включая импорт и транзит через территорию России.

Повышение экономической эффективности перевозочного процесса на железнодорожном транспорте должно осуществляться за счет повышения доходов в результате переключения высвобождаемого парка вагонов на дополнительные перевозки и сокращения эксплуатационных расходов и уровня выплат штрафов за просрочку в доставке грузов и возврате вагонов собственникам. Такой эффект может быть достигнут только при правильной организации оперативного управления перевозочным процессом. Поэтому основным направлением развития автоматизированной системы "СИРИУС" является организация информационного обеспечения управления перевозками на всех уровнях вертикали управления. Это, в свою очередь, позволит в полной мере повысить качество транспортного обслуживания владельцев грузов, сократить число случаев превышения сроков доставки грузов, снизить связанные с этим финансовые потери железных дорог, более качественно использовать подвижной состав.