Министерство культуры РФ, Галерея МЦИ и Антикварные ряды "Николай" представляют первую выставку в Антикварных рядах Николай "Голландцы в Сибири".

Выставка составлена из произведений голландских живописцев XVII - XIX веков, ранее не экспонировавшихся в Москве, из собраний сибирских музеев (Томский областной художественный музей, и Омский областной музей изобразительных искусств им. М.А.Врубеля), а также двух уникальных полотен из российской частной коллекции, появление которых вызовет особый интерес у публики и специалистов.

Сибирские музеи располагают интересными, а иногда уникальными образцами творчества нидерландских мастеров. Целый ряд картин принадлежит признанным живописцам, таким как Давид Тенирс Младший, М. де Хонденкутер, И.Я. ван Остаде. Тем не менее, они нечасто попадают в сферу внимания, даже специалистов.

Для экспозиции были отобраны наиболее значительные и качественные образцы. Около 30 картин показывают все многообразие жанров: видовые и архитектурные пейзажи, мифологические и бытовые сюжеты, портреты и натюрморты.

Среди экспонатов следует выделить "Портрет женщины, стоящей у верджинела" Г. ван Донка, интересный образец раннего портрета, один из трех известных сегодня подписных портретов художника, "Пирушку" И.Я. ван Остаде, относящуюся к лучшему периоду творчества мастера, "Портрет молодой женщины в виде Флоры" Н.Маса, ученика Рембрандта, "Интерьер католической церкви" неизвестного художника, "Натюрморт с крабом" П.Класса, "Город на берегу. Вид Праги" Д.Верхарта, "Гулянье на улице" С.Вранкса и "Лес на берегу пруда" Л. ван Юдена.

История включения этих работ в коллекции разнообразна, но в основном связана с начальным периодом формирования коллекций западноевропейской живописи в музейных собраниях. Все они созданы в XX веке, как правило, не имеют местных корней и составлены из работ, входивших в дореволюционные частные собрания Москвы и Петербурга.

Оказавшись после Октябрьской революции в различных музейных коллекциях и фондах, впоследствии они были распределены по музеям, которые открывались в областных центрах и крупных городах. Особенно активно этот процесс развивался в 1920-е годы. В это время в Сибири почти одновременно были созданы две художественные коллекции - в Томске в 1922 году и в Омске в 1924 году.

Часть работ, переданных в коллекции сибирских музеев, была известна по дореволюционным каталогам и старым описям и входила в частные собрания: кн. Юсуповых, кн. Н.В.Гагарина, К.Т.Солдатенкова, С.Н. и Н.С.Мосоловых, Г.А.Брокар и др., потом их следы были утеряны. Настоящая выставка восстанавливает фрагменты истории отечественного коллекционирования.

Справка:

Антикварные ряды "Николай" образованы в 2003 году как объединение наиболее влиятельных участников антикварного рынка России и стран западной Европы. Создание в Москве антик-центра самого высокого класса стало структурной потребностью рынка на его пути к европейскому уровню развития. Во многом концепция проекта перекликается с концепцией знаменитого парижского Лувра Антикваров (Le Louvre des Antiquaires), который является одним из важнейших системообразующих элементов мирового антикварного бизнеса.

Здание в Ветошном переулке, в непосредственной близости к Красной площади, историческом торговом районе Зарядье, где многочисленные пассажи назывались "рядами", получило органичное наименование Антикварные ряды. Антикварные ряды "Николай" призваны создать новую среду для существования антикварного рынка в стране, обеспечить его прозрачность для публики. Галереи, ставшие участниками проекта, задают высокий уровень ведения антикварной торговли, и располагают предметами искусства, экспонирующимися в рамках выставок Русского музея, Исторического музея, Музеев Московского Кремля и других ведущих российских музеев.

Среди стратегических задач, стоящих перед инициаторами создания Антикварных рядов - популяризация художественной культуры, развитие проектов, направленных на воспитание у российского общества потребности в общении с предметами старины, осознание значимости культурных ценностей, возрождение и продолжение традиций.

Московский Центр Искусств. "За последние три года Московский Центр Искусств определился как выставочное пространство, где произведения искусства - и старого, и современного, демонстрируются не по отдельности, а в возможной целостности коллекции. Причем под коллекциями не только частные, но и государственные музейные собрания, а также коллекции галерей - в России и за рубежом.

Сегодня музеи идут на самые невероятные ухищрения, чтобы привлечь в свои залы избалованную разного рода зрелищами и пресыщенную новшествами публику. Принцип аттракциона, и привлекающий зрителя, и побуждающий его вместе с развлечением "заглотить" положенную порцию эстетической и философской информации, оказывается теперь одним из наиболее эффективных. Наши музеи только лишь осваивают этот путь, и в авангарде - отнюдь не столичные "гранды". Но Московский Центр Искусств и в этом направлении выгодно отличается от большинства своих земляков.

Выходит, что на примере Московского Центра Искусств мы имеем дело с новым образованием - галереей музейного типа, или музеем с галерейными методами менеджмента. Именно такие институции становятся известными за пределами своих стран, поскольку как раз их объединяет ориентирующий на инновации Европейский музейный форум при Совете Европы", - Андрей Толстой.