Ученики 239-го физико-математического лицея Санкт-Петербурга продемонстрировали свои решения актуальных городских проблем, в частности, очистки крыш домов от сосулек, сохранения и чистки скульптур Летнего сада, на VI Петербургском инновационном форуме. Об этом сегодня, 4 октября сообщает корреспондент ИА REGNUM.

По краю картонного фасада движется механизм из деталей детского конструктора плюс электроника. Это "Карлсон". Он ездит по кромке крыши и отламывает пластмассовые сосульки - из того же конструктора. Параллельно ему по полу выставочного зала - будущему тротуару вдоль фасада - катится кузов на колесах. Это "Малыш". "Карлсон" бросает в него пока отломанные, но впоследствии срезанные ультразвуком, сосульки. "Малыш и Карлсон" связаны указкой или системой Bluetooth. Достигая края кромки, верхний робот касается датчика и либо останавливается, либо движется обратно. По замыслу авторов, "Малышу и Карлсону" достаточно проехаться всего один раз за шесть часов, чтобы поддерживать крышу дома в хорошем состоянии. За это время сосульки не успеют достигнуть критического размера.

"Проезжает робот сорок раз по кромке крыши, к примеру, - рассказывает один из авторов, восьмиклассник 239-го лицея, - и срезает в одном и том же месте тридцать сосулек, допустим. Непорядок, - думает робот, - и заносит координаты этой точки на карту крыши".

Так школьники планируют производить мониторинг состояния кровли и фиксировать места утечки тепла. А чтобы "Малыш и Карлсон" случайно не нанес вред прохожим или автомобилям, робот будет в дальнейшем оснащен камерой для фиксации движущихся объектов. Заметив приближающийся предмет, система приостановит свою работу.

Рядом с очищающимся от сосулек фасадом дома в зеленой размеченной площадке угадывается Летний сад. Посередине - полуметровая скульптура, вокруг суетятся "смотритель" и "хранитель". Этот тандем - система SummerGardenBot, призванная осуществлять контроль за состоянием статуй.

"Роботы ездят по Летнему саду и, что очень важно, не сталкиваются", - рассказывает один из авторов, тоже восьмиклассник. "Смотритель" осматривает скульптуру, составляет ее 3D-модель, позиционирует себя относительно нее, фиксирует загрязненные участки и отправляет всю информацию второму роботу. "Хранитель" подъезжает и очищает скульптуру специальной встроенной щеткой. Таким образом, используя видеозрение, система распознает карту местности, детектирует положение роботов, рассчитывает траекторию движения и позиционирования, при помощи Kinect создает объемную модель статуи с последующим ее очищением.

"Мы любим роботов и искусство", - прокомментировал руководитель проектов, педагог 239-го лицея Игорь Лосицкий. Поводом для изобретения таких общественно полезных механизмов стала подготовка к всемирной олимпиаде по робототехнике - World Robot Olimpiad-2013, которая пройдет 14-17 ноября в Индонезии. Темой нынешней олимпиады была определена охрана памятников всемирного наследия ЮНЕСКО. У участников было задание выбрать конкретный объект и подготовить связанный с ним проект.

"Исторический центр нашего города - памятник всемирного наследия, и мы предложили свою идею, как сохранить и защитить его", - рассказывает педагог. "С Летним садом все сложнее, - поделился Лосицкий. "Мы посетили его после реконструкции... Нельзя оценить шедевры искусства, когда они подменяются не очень удачными копиями. Это как смотреть картины Эрмитажа, распечатанные на плохом принтере". Учитель признался, что, возможно, отклик на реконструкцию сада был несвоевременным, однако он нашел отражение в конкурсном проекте.

Игорь Лосицкий также упомянул, что роботом "Малыш и Карлсон" уже заинтересовались для использования его на практике, однако этот вопрос находится лишь на стадии идеи. Пока же школьники готовятся к международной олимпиаде по робототехнике, а ее призерами они уже становились в прошлом году в столице Малайзии, Куала-Лумпуре.

Тогда команда 239-го лицея Hand-Friend, состоящая из учеников 10-11-х классов, выступила в старшей творческой категории в финале олимпиады и заняла первое место со своим проектом "Грета" - роботом, играющим в ладушки с человеком.