Американские компании активизировали свою деятельность в Иране еще до наступления оттепели в отношениях Вашингтона и Тегерана, пишет газета Le Figaro.

Американские предприятия без лишнего шума начали восстанавливать свои позиции в Иране, говорится в статье. "Большая часть американских компаний, в том числе котирующихся на американском внебиржевом рынке Nasdaq, направили в прошедшие месяцы своих эмиссаров в Иран", - утверждает французский промышленник, сотрудничающий с Ираном. Эти эмиссары довольно часто используют швейцарские паспорта, поскольку именно Берн представляет американские интересы в Иране с момента разрыва дипломатических отношений в 1980 году.

В статье также отмечается, что иранский автомобильный сектор особенно активно обхаживает General Motors. Американский гигант вступил в контакт с Iran Khodro, который до 2012 года работал с Peugeot по производству моделей 206 и 405, которые французская группа прекратила поставлять в Иран по причине западных санкций. В последние полгода представители General Motors посещают Иран и обсуждают вопрос о возобновлении деятельности GM, занимавшей прочные позиции в стране во времена правления шаха.

Этим летом GM через Азербайджан переправила в Иран модели Camaro, при этом, по словам источника газеты, речь идет о первой пробной партии. Эта инициатива не нарушает декрет, подписанный Бараком Обамой 3 июня 2013 г., который вводит запрет на поставки и продажу комплектующих или услуг в автомобильный сектор со стороны иностранных компаний, но не запрещает поставку автомобилей, отмечается в статье.

"Renault был основным зарубежным оператором с 90 тыс. производимых автомобилей в 2012 году, поэтому американский закон в первую очередь направлен против Франции. Кроме того, этот декрет можно назвать настоящим отмыванием иранского автомобильного рынка, расчисткой места для американских компаний до достижения политических договоренностей между Тегераном и Вашингтоном", - сетует французский источник, выражая сожаление, в том числе, и по поводу слабой реакции французских властей на американский декрет.

Американские компании нацелились также на вытеснение своими компаниями, например, Boeing, соперников в авиационном секторе, в частности Airbus. Еще до подвижек в американо-иранских отношениях в ходе ГА ООН американские промышленники отмечали, что духовный лидер Ирана аятолла Али Хаменеи дал разрешение на "прямые контакты" с представителем "великого сатаны", пишет газета. "Французы должны отдавать себе отчет в том, что в случае достижения соглашения между нами и американцами их предприятиям достанутся крохи", - цитирует газета иранского дипломата.