В Школы русского языка (ШРЯ) в наступившем учебном году уже приняты 336 детей (набор завершится в ноябре), а в предыдущем году в них обучалось 487 детей. На состоявшемся 3 октября круглом столе "Проблемы развития этнокультурного образования: дошкольное и школьное образование иностранных граждан и внутренних мигрантов. Инструменты борьбы с ксенофобскими настроениями через систему образования", проводимым при поддержке проекта правительства Москвы "Москва наций", методист лаборатории социокультурной и языковой адаптации кафедры ЮНЕСКО московского института открытого образования Татьяна Криворучко рассказала об успехах и сложностях обучения детей-мигрантов в этих школах. По ее словам, подобное обучение, помимо всего прочего, способствует цели продвижения русского языка, сообщает корреспондент ИА REGNUM.

"Некоторые говорят: "С какой стати мы их тут обучаем и платим свои деньги?". Но мы же говорим о продвижени русского языка. Дети впитывают русский язык, культуру, обычаи и, даже, возвращаясь домой, продолжают интересоваться этим. Это и есть продвижение русского языка. Говорить, что это напрасные деньги,наверное, неверно. Мы все заинтересованы в том, чтобы как можно больше людей говорили на русском и знали русскую культуру".

Криворучко рассказала, что в 2006 году была создана городская программа создания системы структурных подразделений ШРЯ на базе общеобразовательных учреждений. ШРЯ, по ее словам, это не отдельная школа. Она, скорее, напоминает подготовительные классы при общеобразовательной школе, когда в классы по возрастным группам набираются дети, которые вообще ни на каком уровне не владеют русским языком: "Группа насчитывает порядка 12-15 человек совершенно разной национальности - в одном классе могут быть ученики и из Китая, и из Вьетнама, и из Киргизии, и из Таджикистана, и из Белоруссии - то есть совершенно разные дети, которые пришли и проживают в данном районе".

Специалистами кафедры ЮНЕСКО Московского института открытого образования были созданы учебные пособия для интенсивного годичного обучения русскому языку и социокультурной адаптации. Материалы в этих пособиях, по словам эксперта, собраны так, что после этой годичной школы дети могут успешно пойти в общеобразовательный класс. В основном в ШРЯ преподается русский - речевая практика, лексика грамматика, фонетика. Также предусмотрено трудовое обучение - творческие мастерские для маленьких, а для более старших - компьютерные занятия либо какие-то творческие проекты. Также обязательны уроки физкультуры. Перед поступлением в класс ребенок проходит входное тестирование, где выясняется его уровень владения языком, а в декабре проводится промежуточное тестирование, после чего для ученика разрабатывается индивидуальный маршрут: "Мы смотрим, как продвинулись дети, с некоторыми необходима логопедическая работа, кому-то - психологическая помощь". Также, как заметила Татьяна Криворучко, в ШРЯ определяется, в какой класс общеобразовательной школы готов пойти ребенок, поскольку образование приезжих детей может не соответствовать уровню российской школы: "Дети приезжают из Киргизии, Таджикистана - из каких-то дальних республик, где они могли учиться где-то в аулах, и, конечно, программа не на том уровне. Педагоги смотрят уровень знаний и уже согласовывают, в какой класс может поступить ребенок, чтобы не создавалось психологического дискомфорта для него и русскоговорящих детей, которые учатся в этом классе".

Она рассказала, что во второй половине дня есть учебные часы, где даются знания по другим предметам - вводятся какие-то математические термины, понятия по истории, а три часа в неделю посвящены социокультурной адаптации - изучению истории российского государства, Москвы, правовых вопросов, культуре и традициям русского народа, правил поведения, гимна России:"Приучаем детей к тому, чтобы они уважали русскую культуру, но уважать, не зная ее, невозможно, поэтому вначале мы всему этому их обучаем, чтобы они научились жить в этом обществе". По мнению Татьяны Криворучко, ШРЯ очень хорошая система интенсивного обучения, после которой дети мигрантов и русскоговорящие дети вместе могут совершенно спокойно работать, не мешая друг другу и не создавая дискомфортную обстановку". Интеграции в общество способствует и кружковая работа, куда дети-мигранты идут не отдельно, а вместе с русскоговорящими ребятами.

Криворучко отметила, что обучение проходит эффективно и на итоговом тестировании дети показывают высокие результаты, а случаи невыполнения заданий тестов единичны. Однако, по словам Криворучко, работа ШРЯ сталкивается с рядом проблем как материального, так и правового характера. Поскольку сейчас принято подушевое финансирование, а языковые классы насчитывают от 12 до 15 человек, страдает педагог. И, хотя школы пытаются внутри распределять финансирование, поддержка правительства Москвы оказалась бы не лишней: "Сейчас каждый директор пытается распределять внутри школы фонд, но хотелось бы, чтобы это была официальная поддержка".

Вторая проблема, по ее словам, состоит в том, что не все родители могут купить детям медицинский полис, сделать все необходимые прививки. Эта проблема не решается, а, между тем, некоторые родители из-а этого не отдают детей в школу.

Криворучко отметила в ШРЯ проводится большая работа с родителями, которые у своих детей учатся русскому языку. Родители приглашаются на школьные праздники и могут в дистанционной форме отслеживать, чему обучаются их дети. В 2012-2013 году ШРЯ работали в 11 образовательных учреждениях Москвы, в том числе и в двух вечерних школах. 487 детей обучались в этом учебном году русскому языку в ШРЯ. В 2013 году в ШРЯ приняты 336 детей, однако набор продлится до ноября. Большинство обучающихся в 2012-13 учебном году - приезжие из Киргизии (31%), Таджикистана (16%) и Азербайджана (10%).