В конце сентября президент РФ Владимир Путин внес в Государственную Думу законопроект, содержащий поправки к Уголовному кодексу РФ. Проектом, в частности, предусмотрено возмещение вреда, причиненного в результате террористического акта, "за счет лица, его совершившего, а также за счет средств близких родственников, лиц, состоящих с ним в родстве (свойстве), и иных лиц, жизнь, здоровье и благополучие которых дороги ему в силу сложившихся личных отношений". При этом оговаривается, что принятие решения о возмещении возможно в случае наличия "достаточных оснований полагать, что деньги, ценности и иное имущество получены ими в результате террористической деятельности и (или) являются доходом от такого имущества". Данная инициатива вызвала активное обсуждение в регионах Северного Кавказа. Свое мнение о законопроекте ИА REGNUM высказали северокавказские эксперты.

Исалмагомед Набиев, председатель независимого профсоюза предпринимателей и водителей Дагестана:

Компенсировать ущерб, нанесенный боевиками, за счет родственников нужно только в том случае, если они пособничали, покровительствовали им или соучаствовали в их преступлениях. Относительно других случаев все указано в Конституции, в законах. Есть, в частности, презумпция невиновности.

Не дай Бог, конечно, но представим, допустим, что мои дети, уже взрослые люди, подозреваются в преступлении. Я не согласен с тем, что они делают. Как я могу отвечать за них? Конечно, морально я несу ответственность. Я воспитывал их. Но говорить: "Ты должен отвечать за своего сына, мы конфискуем у тебя все имущество, и выгоняем на улицу", - неправильно. Каждый человек должен отвечать за свои действия.

Радикализм свойственен сегодня в основном молодым людям. Далеко не все родители одобряют действия своих взрослых детей, но часто они уже не могут на что-либо повлиять. Если факт совместных преступных деяний будет доказан, тогда, естественно, должны нести ответственность перед законом все соучастники связанные родственными отношениями.

Хажисмель Тхагапсоев, координатор Общественного совета при главе Кабардино-Балкарии, профессор Кабардино-Балкарского государственного университета:

Путин не первым предлагает возложить материальную ответственность за ущерб от терактов на родственников террористов. Данную практику используют многие страны. На мой взгляд, тут все зависит от того, кого именно определять в качестве родственника террориста. Насколько известно, в декларациях о доходах чиновников взрослые дети, теща, тесть и прочие не считаются близкими родственниками. Если такой же принцип будет действовать в отношении террористов, то, думается, эту меру можно вводить. То есть: как спрашивают с наших чиновников, так же пусть спрашивают и с террористов.