Михаил Агаджанян: Турецкий "противоракетный тендер": приглашение к новым торгам?

Москва, 3 Октября 2013, 15:47 — REGNUM  

26 сентября СМИ Турции сообщили о принятом властями страны неожиданном решении. По итогам многолетнего турецкого тендера на приобретение систем ПВО/ПРО дальнего радиуса действия (кодовое обозначение тендера - Turkish Long Range Air and Missile Defence System, T-LORAMIDS) предпочтение было отдано китайскому образцу. Система HQ-9 (экспортное обозначение FD-2000) китайской компании "CPMIEC" была изначально в аутсайдерах тендера. На фоне остальных конкурсантов, она отставала по своим тактико-техническим характеристикам. Военно-политическая подоплёка вопроса также не способствовала победе китайской системы. Но "карты" легли непредсказуемым образом.

В июне текущего года авторитетные зарубежные издания отметили вероятность склонения Анкары к выбору китайской HQ-9. Тогда многие расценили это как очередную хитрость страны-заказчика, приглашающей американцев, европейцев и россиян к продолжению торга вокруг тендера.

Комплексы "Patriot" версии РАС-3 производства американского консорциума "Raytheon & Lockheed Martin", разработка франко-итальянского консорциума "Eurosam" - SAMP/T, а также российские С-300ВМ (экспортный вариант под классификацией "Антей-2500") все годы тендера (он стартовал в 2009 году) шли "на корпус впереди" китайского конкурента.

После размещения на территории Турции мобильного радара передового базирования AN/TРY-2, а также постановки на боевое дежурство вдоль турецко-сирийской границы комплексов "Patriot" в январе-феврале этого года, экспертное мнение склонялось к мысли о неминуемости выигрыша США в объявленном Турцией тендере. Автор этих строк также представлял ситуацию в выгодном для американцев свете. На момент весны 2013 года практически ничто не предвещало принятия Анкарой неадекватного тесным американо-турецким связям, членству Турции в НАТО решения.

Россия с самого начала тендера трезво оценивала свои шансы. Её представители открытым текстом выражали сомнения по поводу шансов С-300. Российские комплексы не инкорпорируются в натовскую систему борьбы с воздушными целями. Об этом в июле прошлого года заявил российский посол в Анкаре Владимир Ивановский. Главной причиной скепсиса россиян был факт необходимости интеграции новых систем ПВО/ПРО в военно-техническую матрицу кооперации Турции с НАТО. На это обращали и, кстати, продолжают обращать внимание до сих пор зарубежные военные аналитики. Как туркам удастся совместить китайские HQ-9 с работой натовского радара AN/TРY-2 и другими своими компонентами общей противовоздушной обороны с Североатлантическим альянсом - остаётся неясным.

В июле 2011 года турецкая газета "Hurriyet", которая, что интересно, стала "разносчицей" сообщений о победе в тендере китайцев уже в наши дни, со ссылкой на "высокопоставленный источник в НАТО" отмечала: "Если, скажем, китайцы победят в конкурсе, их системы будут прямо или косвенно взаимодействовать с системами разведки НАТО, а это может привести к утечке секретной информации китайцам, пусть и неумышленно".

Китай предложил максимально выгодные ценовые и производственные условия для продвижения своего образца. По наиболее низкой цене ($3 млрд.) при сравнении с конкурирующими аналогами, а также с предложением совместного производства системы. Впрочем, коммерческая сторона вопроса вряд ли сыграла решающую роль в турецком выборе. Предложение китайцев было наиболее конкурентоспособным в ценом сегменте тендера. Но ведь и американцы имели козыри сопоставимого характера. Компания "Raytheon" отмечала факт наладки выпуска на турецких оборонно-промышленных мощностях компонентов для "Patriot". По принципиально важному для Турции вопросу (производство комплектующих для систем ПВО/ПРО на турецкой территории) американцы также демонстрировали сильную позицию. Турции обещалось выполнение на её производственных мощностях работ в $2 млрд., изготовление на месте около 80% комплектующих для систем.

США интриговали Турцию не только выгодными ей военно-техническими и экономическими предложениями. Американцы, кстати, как и европейские участники тендера, задействовали "тяжёлую артиллерию" в военно-политической аргументации, наставляющей турецких партнёров по НАТО "на единственно правильное решение". Несмотря на высокие тактико-технические характеристики российского и китайского образцов, их интеграция в систему ПВО/ПРО НАТО невозможна, - прямым текстом доносили до всех заинтересованных сторон западные участники тендера.

Но решение принято. Или, скорее, продемонстрирована его возможность. В этой истории просматриваются нотки раздражённости Анкары действиями своих американских и европейских партнёров. Не возьмёмся утверждать, что подобная раздражённость сыграла (или ещё сыграет) основную роль в принятии окончательного решения по тендеру. Тем не менее, многое указывает на стремление турецкой стороны итогами тендера показать американцам и европейцам свою досаду.

Турция явно раздосадована как нерешительностью США в сирийском кризисе, так и выставленными европейцами препонами на пути её интеграции в ЕС. В первом случае правительство Эрдогана делало ставку на скорейшее смещение президента Асада, прямое военное вовлечение США в сирийский конфликт. Но натолкнулось не только на сверхосторожный подход главного союзника по НАТО, но и задействование Вашингтоном сдерживающих Анкару от военного вмешательства в сирийские дела шагов. На европейском направлении продвижения турецких интересов обозначилась ещё бóльшая стагнация.

И всё же девальвация отношений Турции с её евроатлантическими партнёрами явно не входит в ближайшие планы команды Эрдогана. В следующем году ему предстоит избирательный "экзамен", выдвижение своей кандидатуры на президентских выборах. Китайцы важный для Анкары партнёр, но малополезный в вопросе стыковки внутриполитических устремлений нынешних турецких властей с интересами западных держав. Версия о той или иной степени участия Запада в последних гражданских волнениях в Турции не опровергнута. Зачем тогда Эрдогану вывешивать перед коллегами по евроатлантическому цеху "красную тряпку" в виде итогов тендера по системам ПВО/ПРО?

Можно предположить, что Анкара оставила в своём распоряжении возможности отыгрывания ситуации назад. Просто вбросом информации о предпочтении китайской HQ-9 она подняла ставки в политическом торге с американцами и европейцами на более высокий уровень.

Михаил Агаджанян - эксперт (Ереван)

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отослать информацию редактору.
Главное сегодня
NB!
07.12.16
Путин дал высокую оценку работе ФСБ в период выборов
NB!
07.12.16
В Израиле рекомендовано проверить подарок Дмитрию Медведеву
NB!
07.12.16
Благодарность и самобичевание: глава Карелии овладел «искусством выживания»
NB!
07.12.16
Пятилетнюю девочку сбили на территории детсада
NB!
07.12.16
По подозрению во взятке в $2 млн задержан депутат Новгородской думы
NB!
07.12.16
Скворцова рассказала, когда граждане ощутят изменения в медобслуживании
NB!
07.12.16
Образцы в фотоцентре: Обама, Елизавета II.. Усама бен Ладен. Дальше Гитлер
NB!
07.12.16
Global Times: Альянс США и Японии не сможет удушить Китай
NB!
07.12.16
Саратовские власти оставили дома без тепла, предложив людям согреваться самим
NB!
07.12.16
«Европе надоело топить бездонную киевскую топку своими деньгами»
NB!
07.12.16
Правительственные войска Сирии контролируют 80% территории Алеппо
NB!
07.12.16
Петербургский парламент отказался раскрыть тайну своих голосований
NB!
07.12.16
Экс-генерал НАТО рассказал о возможном «захвате» Россией Прибалтики
NB!
07.12.16
Губернатору ХМАО наплевать на детей — Жириновский
NB!
07.12.16
Разрушенные души сирийцев. ВИДЕО
NB!
07.12.16
Украинский депутат: «Польша хочет повторить Крым на Галичине»
NB!
07.12.16
Радио REGNUM: первый выпуск за 7 декабря
NB!
07.12.16
«Качество продуктов падает»: как обеспечить продовольственную безопасность
NB!
07.12.16
В Сирии от ран скончался полковник ВС РФ Руслан Галицкий
NB!
07.12.16
«Нефть готовится к падению»
NB!
07.12.16
В Петербурге принят бюджет-2017, санкционирующий рост тарифов на проезд
NB!
07.12.16
Китайские ученые разработали нетоксичное ракетное топливо