"Украину, Молдавию и Грузию гонят в геополитический зоопарк": Молдавия за неделю

Москва, 3 октября 2013, 10:15 — REGNUM  

Геополитика: "Остается единственный рычаг: дестабилизация политической ситуации в Молдавии до такой степени, чтобы Европа шарахнулась от такого партнера". Молдавия - Россия: "Готова ли Молдавия принять обратно и обеспечить рабочими местами 190 тысяч нелегальных гастарбайтеров из РФ?" Молдавско-приднестровское урегулирование: "Приднестровье обещает помочь приграничным районам Молдавии и Украины путем распространения на них российской "мягкой силы".

Геополитика: "Остается единственный рычаг: дестабилизация политической ситуации в Молдавии до такой степени, чтобы Европа шарахнулась от такого партнера"

На саммите "Восточного партнерства", который пройдет 29 ноября 2013 года в Вильнюсе, Республика Молдова вступит в новую фазу отношений с ЕС, пишет IPN. К чему это приведет, и как эти отношения отразятся на жизни молдавских граждан в стране и за рубежом? Что мы выиграем от этого процесса, и что должен сделать каждый из нас, чтобы польза от этого стала реальной? Как отразятся новые условия на отношениях Республики Молдова с другими странами?

Ожиданий, связанных с вильнюсским саммитом, много и разного характера, как много и разных социальных групп в сильно раздробленном молдавском обществе, продолжает IPN. И все же можно говорить о двух крупных категориях ожиданий: удержание власти или приход к власти в Республике Молдова и либерализованный визовый режим в ЕС для граждан Молдавии. Первая мега-категория ожиданий относится к интересам политического класса, вторая - к интересам общества.

Прямо или косвенно, весь молдавский политический класс делает ставку на результаты вильнюсского саммита, независимо от того, открыто проявляет этот интерес или маскирует его, пишет IPN. По большому счету, эта мега-категория ожиданий распадается, в свою очередь, на две: ожидания власти и ожидания оппозиции. Что бы ни говорили власть и оппозиция о заботе о собственном народе и национальных интересах в свете предстоящего саммита, первичный интерес другой: для одних - удержать власть, для других - прийти к власти.

Как ни странно, у власти нет особых ожиданий, связанных с собственно результатами вильнюсского саммита, продолжает IPN. Для нее важно только, чтобы саммит "Восточного партнерства" состоялся в установленные сроки и чтобы в его повестке дня фигурировал вопрос о Молдавии. И не только потому, что Соглашение об ассоциации, в которое включено и соглашение о свободной торговле, намечено лишь парафировать, а не подписать, как в случае с Украиной. Результаты саммита важны в той степени, в какой они могут помочь партиям Проевропейской коалиции получить примерно через год подписание этих документов, а также либерализованный визовый режим в ЕС для молдаван в максимально короткие сроки. В этом смысле Вильнюс имеет большое значение как первый реальный шаг, подтверждающий необратимость европейского курса развития страны. Но чтобы за этим первым шагом последовали другие, коалиция должна удержаться у власти и после Вильнюса, и после очередных парламентских выборов в конце следующего года.

Следовательно, высшая ставка, которую Проевропейская коалиция может преследовать в Вильнюсе, это использование всех действий, связанных с этим саммитом, для консолидации своих позиций и обеспечения своего пребывания у власти минимум еще на один четырехлетний мандат, пишет IPN. В противном случае под угрозу ставится не только парафирование в этом году и возможное подписание в следующем году упомянутых выше соглашений, но и интеграция Молдавии в пространство европейских ценностей в целом. С этой точки зрения политический интерес Проевропейской коалиции удержаться у власти становится в то же время обязательством перед определенной частью общества, которая поддерживает курс на европейскую интеграцию Молдавии. "Обязательство" остается в силе до тех пор, пока о себе не заявила политическая сила, которая сумеет убедить избирателей в том, что может довести до конца начатое партиями, находящимися сегодня у власти, и сделает это успешнее и лучше их.

По другую сторону, есть достаточно много влиятельных сил, которые заявляют о намерении убедить Молдавию свернуть с курса на европейскую интеграцию и отдать предпочтение Евразийскому союзу, продолжает IPN. Речь, прежде всего, о влиятельной Партии коммунистов - главной силе парламентской оппозиции, а также о Партии социалистов и, частично и косвенно, - о Либеральной партии, каждая из которых имеет нескольких представителей в законодательном органе страны. На данный момент парламентская оппозиция не в силах отодвинуть, отложить или отменить присутствие Молдавии на саммите в Вильнюсе парламентским путем, так как не располагает необходимыми для этого голосами. И тогда остается единственный доступный для нее рычаг: дестабилизация политической ситуации в Республике Молдова до такой степени, чтобы Европа шарахнулась от такого партнера ради собственного спокойствия. Отсюда и массовые, систематичные и многосторонние акции протеста, проводимые первыми двумя вышеназванными партиями, при поддержке, прямой или косвенной, многих других политических субъектов, как внутренних, так и внешних. Отсюда и лозунг парламентской оппозиции о досрочном отстранении действующего правящего альянса и проведении досрочных парламентских выборов.

Конечно, у нынешнего правительства много грехов, за которые его следовало бы наказать вплоть до замены другим, пишет IPN. И если бы не Вильнюс и то, что последует после Вильнюса, оппозиция, скорее всего, придерживалась бы правил политической борьбы в демократическом обществе, готовясь к очередным выборам в ноябре 2014 года, подсчитывая и искусно жонглируя "проколами" партий Проевропейской коалиции, которых, опять же, наберется с лихвой. Но ставки высоки и для парламентской оппозиции. Чтобы остановить процесс европейской интеграции и сохранить теоретический, по меньшей мере, шанс для другой интеграционной модели, другого варианта нет, кроме как прийти к власти, возможно, в результате досрочных выборов, проведенных как можно скорее, или на волне народного бунта, так называемой "бархатной революции". После Вильнюса, а особенно после подписания Соглашения об ассоциации с ЕС, которое предусматривает и юридические последствия, европейский курс Молдавии становится реально необратимым...

Внепарламентская оппозиция - левая, правая, центристская - оказалась в деликатной ситуации, продолжает IPN. Внепарламентские партии, разделяющие европейский выбор правящего альянса, не спешат поддержать коалицию открыто, опасаясь помочь ей укрепить свои позиции сейчас и на парламентских выборах в следующем году. Ведь никто не хочет копать себе яму. По этим же соображениям внепарламентские партии левого толка не торопятся стать топливом для "локомотивов" евразийского вектора Молдавии. Справедливости ради нужно заметить, что и парламентские партии - левые, центристские и правые - не стимулируют более активную позицию внепарламентских формирований в поддержку той или иной интеграционной идеи, либо из высокомерия, либо из-за недостаточности коммуникационных способностей, либо по другой причине.

Политические партии, о которых шла речь выше, представляют различные социальные группы с различными взглядами на курс развития страны, в которой они живут, пишет IPN. Некоторые опросы вообще дают результат "пятьдесят на пятьдесят": половина населения выступает за Европейский союз, существующий уже, другая половина - за Таможенный союз, пока только в проекте. Тем не менее, на сегодняшний день есть один общий пункт, который объединяет практически всех граждан Молдавии. Почти все жаждут (или не имеют ничего против) беспрепятственно передвигаться в пределах ЕС. Можно сказать, что это самое большое ожидание, которое население Молдавии питает в связи с предстоящим саммитом в Вильнюсе. И это не необоснованное ожидание. Помимо парафирования двух соглашений, подписание которых может состояться в течение примерно одного года, на саммите в Вильнюсе Республика Молдова рассчитывает получить положительную реакцию Еврокомиссии на либерализацию визового режима для молдаван в пределах ЕС. Возможная рекомендация Еврокомиссии Европейскому парламенту, озвученная на вильнюсском саммите, означала бы благоприятное решение, принятое Европарламентом до середины апреля следующего года. Это крайне важный и осязаемый момент для граждан Республики Молдова, связанный с процессом европейской интеграции страны.

Повторим еще раз: это большое преимущество, благо, которое молдаване могут получить реально и в ближайшем будущем, продолжает IPN. Это будущее стало заметно ближе после давления, оказываемого в последнее время Российской Федерацией на Молдавию и другие страны "Восточного партнерства". Уже известна реакция ЕС на российское эмбарго на молдавские вина, и эта реакция - проявление высшей солидарности с Республикой Молдова. Также известно, что в высших кругах Брюсселя раздаются призывы к либерализации визового режима для молдаван "здесь и сейчас" в ответ на реальные или возможные ограничения по отношению к молдавским мигрантам в России. Политические силы, которые добьются этого преимущества, получат большой козырь в политическом противостоянии за власть в ближайший период. А тем политическим силам, которые, возможно, попытаются после этого изменить европейский курс Республики Молдова, придется иметь дело, прежде всего, с собственными гражданами, которые вряд ли захотят отказаться от права свободного передвижения в европейском пространстве, подводит итог агентство.

Восточную Европу трясет меж двух гигантов, когда бремя упущенной возможности интеграционной открытости сегодня превращается в горькую политическую чашу, сдобренную не самыми хорошими экономическими эффектами, пишет "Пульс". "Старая" власть Украины, "новая" власть Молдавии, непонятная власть Грузии и вполне себе расчетливая власть Армении приближаются к моменту, когда каждый шаг будет оплачен деиндустриализацией, сокращением уровня жизни населения, окончательным загниванием хозяйственного комплекса или, наоборот, расцветом кооперации, доступом к льготным кредитам, субсидируемым источникам энергии и т.д. Москва сегодня никого насильно не тянет, справедливо полагая, что для руководителей со здравым умом план дальнейших действий выработан и ясен, в то время как ЕС проявляет необычное для себя желание набить брюхо новыми странами-аутсайдерами и доказать, что, мол, есть еще империя на континенте.

Наверное, сегодня никаких "историй успеха" бы и не было, если бы Россия, Белоруссия и Казахстан не создали ядро интеграционного процесса на Востоке, продолжает "Пульс". Нет сомнений, Молдавию, Украину, Грузию и прочих по сей день мурыжили бы домашними заданиями, имеющими мало смысла для республик, постоянно указывали на недоразвитость и незрелость, жонглировали бы понятиями "демократия" и "права человека", "реформа" и так далее, пока что-нибудь бы да и не сбило страну-кандидата с ног. Однако же стоило Москве, Минску и Астане показать, что есть еще возможность объединить усилия во имя лучшей и достойной жизни, как Брюссель сорвался с цепи: к чертям домашнее задание, принесите одну лишь тетрадь, и хватит, права человека обождут еще четыре-пять лет, вы все, "истории успеха", быстро и строем марш на Запад без разговорчиков. Может быть, в более сытую годину и был бы толк даже от такой принудительной "псевдовестернизации", однако же гонят Киев, Кишинев и Тбилиси в загон, геополитический зоопарк, на окраину окраины, где есть все для управления извне и нет ничего для развития изнутри.

В истории Евросоюза и раньше были неудачные проекты, всевозможные нефункционирующие региональные форумы, но "Восточное партнерство", пожалуй, побило все рекорды, пишет "Пульс". На 2 миллиарда выделенных евро в странах-участницах не сделали ровным счетом ничего, однако умудрялись видеть глубокие реформы и поразительные успехи, отметая попытки сторонних наблюдателей разобраться в сути успехов и клеймя таковых последними антиевропейскими лозунгами. Выстраивание Евросоюзом нового санитарного кордона вокруг России сделано путем предательства целых народов. Во имя эфемерной евроинтеграции в странах-кандидатах шли на беспрецедентные антисоциальные меры, а связи с Россией в сфере финансово-экономического сотрудничества принудительно разрывались. Россия - 140-миллионный потребительский рынок - становился недосягаем для стран "Восточного партнерства" по политическим мотивам, да, надо сказать, Москва и не особо горела желанием субсидировать своих потенциальных противников, указывая, что все, кто хочет работать с РФ, имеют на это право, но проводить антироссийскую политику за счет Москвы не позволят никому, и никакие отсылки на имперскую политику и нежелание внять новым реалиям не помогут. Россия привлекательна для любого производителя товаров и услуг и легко заменяет уходящих с ее рынка, в то время как Молдавия, Грузия и Украина вряд ли могут заменить россиян европейцами, "поддержка" которых оборачивается утратой экономического суверенитета и конкурентоспособности.

О том, что Евросоюз явно нервничает и спешит, боясь упустить Восточную Европу, говорят уже прямым текстом, продолжает "Пульс". Вот министр иностранных дел председательствующей в ЕС Литвы Линас Линкявичюс заявил, что зону свободной торговли, словно топором обрубающую налаженные связи на Востоке, запустят с Украиной, не дожидаясь ратификации документа, что само по себе кажется нонсенсом. По его словам, соответствующее решение было принято в рамках заседания комитета постоянных представителей стран ЕС. "Важность этого решения заключается в том, что можно будет сразу же после подписания, если оно состоится, ввести в действие так называемое временное применение положений соглашения об ассоциации - большая часть из которых касается соглашения о глубокой и всеобъемлющей зоне свободной торговли", - сказал он. Министр назвал главную причину такого шага: "Хотя это решение и техническое, оно очень важно в свете необратимости процесса".

Необратимость - вот что главное! - пишет "Пульс". Не существует в ЕС даже понятия об альтернативности - всех загонят в восточнопартнерский сарай и там запрут, авось до утра кто-то и сам помрет, но на Восток не интегрируется. "С этим можно поздравить", - добавил дипломат, что было похоже на язвительную усмешку. Не остановившись на этом, Линкявичюс заявил, что такой план действий "очень важен не только для Украины, но и для других стран". "Когда другие страны - Молдавия и Грузия - как мы надеемся, подпишут соглашения, это будет прецедентом - для них позже также будет применяться тот же порядок", - пояснил он, и это повод в Кишиневе сесть и глубоко задуматься, если ты только не обладаешь политической монополией на различные уклонения от налогов или мздоимство с бизнеса через госструктуры. Последнее и самое четкое предупреждение всем, польстившимся на европейские звездочки, сделал президент России Владимир Путин, продолжает "Пульс". Глава государства призвал объективно и непредвзято смотреть на вещи и не строить иллюзий, что ЕС будет хоть кого-то тащить из грязи в князи. Статус болота для Восточной Европы Брюссель не отменит и вскоре начнет сваливать в него и собственный мусор, подводит итог издание.

В шутку или всерьез, ходит среди бессарабцев такое предложение - якобы, не помешает поставить в Кишиневе памятник Горбачеву, потому что без него СССР существовал бы до сих пор, пишет Vocea Basarabiei. С этой точки зрения и Путин заслуживает как минимум бюста перед представительством ЕС в Республике Молдова. Если бы не нынешний кремлевский лидер, Россия могла бы заменить СССР на постсоветском пространстве. А так в эту сторону движется ЕС. И, не в последнюю очередь, Североатлантический альянс.

Как известно, Путин считает, что исчезновение Советского Союза стало самой ужасной геополитической катастрофой прошлого века, продолжает Vocea Basarabiei. Он серьезно поработал для того, чтобы смягчить последствия этого "бедствия", которое до сих пор заставляет его страдать. Он создал Таможенный союз. Он использовал и кнут, и пряник, для того, чтобы вернуть бывшие советские республики под крыло Кремля. Несмотря на то, что он кажется сильным, успешным политиком, лидером, претендующим на восстановление былого величия России, который, якобы, поднял страну с колен, на самом деле Путин - обычный неудачник. Лузер. Посудите сами, пишет Vocea Basarabiei. При нем страны Прибалтики вступили в ЕС и НАТО. В первые же годы его правления к Североатлантическому и Европейскому союзам присоединились бывшие сателлиты Москвы в советском блоке - Польша, Чехия, Словакия, Венгрия и т.д. Тогда из-под контроля Москвы ускользнула Украина. Пророссийский кандидат проиграл президентские выборы, и Киев под руководством Ющенко поставил на евроатлантическую интеграцию, изменив вектор на европейский. И даже последующий приход к власти его фаворита Виктора Януковича не помог Путину вернуть утерянные территории. Напротив, недавно развернутая им торговая война подняла на Украине невиданную ранее волну антироссийских настроений, что исключило любую возможность возвращения Киева в лоно Кремля.

Также Путин проиграл в борьбе за Сербию, продолжает Vocea Basarabiei. Вместе с международным признанием независимости Косово пришел конец всем планам российского доминирования на Балканах. Уже в первые годы своего нахождения у власти Путин потерял Азербайджан, который заключил соглашение о стратегическом партнерстве с США, отдалившись от России на безопасное расстояние. В 2005 году СНГ покинул Туркменистан, а в 2008 - Грузия (Грузия официально перестала быть членом СНГ в августе 2009 года, Туркмения является членом СНГ по сей день - прим. ИА REGNUM). В отсутствие других путей Путин полностью уступил власть в Чечне преступнику и садисту Рамзану Кадырову, и, таким образом, потерял ее - страну, которая благодаря деньгам российских налогоплательщиков стала практически независима от Москвы.

Путин отмахнулся от немецкого предложения технологической помощи и быстрой модернизации в обмен на уход из Приднестровья, пишет Vocea Basarabiei. В результате, Россия остается страной с чрезвычайно уязвимой экстенсивной экономикой, находящейся в опасной зависимости от экспорта газа и нефти. Замедление экономического роста в последние месяцы лишь увеличивает угрозу, нависшую над внутриполитической стабильностью.

Вертикаль власти, великорусская уверенность и православное мессианство, введенные Путиным, уничтожили имперскую толерантность русского общества, разделив его, продолжает Vocea Basarabiei. В этих условиях так называемый евразийский проект - это просто профанация, пропагандистская подделка без шансов на успех. И вот, в конце концов, ассоциация Украины и Республики Молдова с ЕС станет для Путина концом той страны, о которой он мечтал. Именно он является последним президентом, который окончательно потеряет все то, без чего Москва, как сказал Збигнев Бжезинский, никогда не удовлетворит свои имперские аппетиты.

Горбачев тоже не хотел разрушать СССР, пишет Vocea Basarabiei. Напротив. Он лишь хотел усовершенствовать его. И Путин мечтал восстановить былую "Великую Россию", а не похоронить ее. Этих двух политиков связывает то, что оба они позорно провалились, получив результат, противоположный ожидаемому, подводит итог издание.

Молдавия - Россия: "Готова ли Молдавия принять обратно и обеспечить рабочими местами 190 тысяч нелегальных гастарбайтеров из РФ?"

Как сообщили в Федеральной миграционной службе (ФМС) РФ, на территории России сейчас находятся 190 тыс. граждан Молдавии, нарушивших режим пребывания, пишет "Коммерсантъ-Молдова". В их отношении, отметили в ФМС, будет принято решение о закрытии въезда в РФ. С начала года во въезде на российскую территорию было отказано 6,9 тыс. граждан РМ. В ФМС подчеркивают, что никакой политики в этом нет, а Молдавия далеко не лидер среди стран СНГ по количеству нарушителей. В молдавском правительстве о проблеме знают, но на вопрос о том, как ее решать, ответить затрудняются.

"Наша информационная система на текущий момент выявила сведения о 190 тыс. граждан Молдавии, нарушающих режим пребывания. В отношении них будет принято решение о закрытии въезда в РФ", - заявила пресс-секретарь ФМС Залина Корнилова. По ее словам, об одномоментном выдворении нарушителей речь не идет. "Им (при выезде) ставят отметку о выдворении за пределы страны. Впоследствии их не впускает в Россию пограничная служба", - пояснила госпожа Корнилова. Согласно статистике ФМС, всего въезд в Россию был закрыт для 233 тыс. иностранцев, нарушивших миграционное законодательство. Въезд закрывается, если иностранный гражданин превысил законный срок пребывания, совершил два или более административных правонарушения либо если вынесено решение суда по его выдворению или депортации.

С начала года, по данным ФМС, в Россию закрыт въезд 6,9 тыс. граждан Молдавии, продолжает "Коммерсантъ-Молдова". На внутреннем сленге ФМС тех, кому закрыли въезд в Россию, называют "закрытниками". Упомянутые выше 190 тыс. граждан Молдавии - это потенциальные "закрытники", входящие в группу риска. В нее входят иностранцы, пребывающие на территории РФ с целью осуществления трудовой деятельности, но не оформившие соответствующие документы и превысившие разрешенный законом 90-дневный срок пребывания без миграционного учета. По данным ФМС, всего в группе риска в настоящий момент 3,6 млн иностранцев.

Политическую подоплеку ужесточения контроля за мигрантами из Молдавии в связи с очередным охлаждением отношений Москвы и Кишинева в ФМС отметают, пишет "Коммерсантъ-Молдова". По словам Залины Корниловой, нарушители выявляются с помощью информационно-аналитической системы ФМС, которая учитывает все въезды и выезды иностранцев, оформленные ими документы, а также правонарушения. В настоящее время в системе собраны досье на 126 млн иностранцев. Госпожа Корнилова также сообщила, что российские власти сотрудничают с белорусскими коллегами, чтобы пресекать попытки выдворенных из России нарушителей вернуться туда через Белоруссию. Также в ФМС отмечают, что Молдавия не входит в число государств, чьи граждане массово нарушают российское законодательство. Лидерами по числу нарушителей в ведомстве называют Узбекистан, Таджикистан, Киргизию, Азербайджан и Украину.

О том, что в "миграционной проблеме" нет никакой политики говорит и председатель Конгресса молдавских диаспор Александр Калинин, продолжает "Коммерсантъ-Молдова". По его словам, все проводимые меры связаны с официально заявленным курсом властей России на ужесточение миграционного режима. Это, говорит господин Калинин, касается не только граждан Молдавии, а всех прибывающих в РФ иностранцев. По его словам, миграционный режим будет ужесточаться и дальше, что связано с решением навести порядок в российском миграционном законодательстве. Чтобы избежать запрета на въезд Александр Калинин рекомендует соблюдать миграционное законодательство и не совершать административных и уголовных правонарушений.

В правительстве Молдавии знают о существующей на российском направлении "миграционной проблеме" и морально готовы к тому, что число молдавских "закрытников" будет расти, пишет "Коммерсантъ-Молдова". Но, судя по всему, какого-то четкого плана действий в этой связи у властей нет. Во всяком случае пресс-секретарь министерства труда, социальной защиты и семьи Иляна Русу не смогла сказать, готова ли Молдавия принять обратно и обеспечить рабочими местами 190 тысяч потенциальных "закрытников". По данным Национального агентства занятости населения, сейчас в республике 8200 вакантных рабочих мест: в легкой промышленности, в строительстве, в сфере услуг. Иляна Русу лишь выразила надежду на то, что ситуация с мигрантами улучшится, отметив в то же время, что Россия уже третий год затягивает подписание с Молдавией соглашения об обеспечении безопасности труда, которое предусматривает различные социальные гарантии для мигрантов, такие как пенсии, предоставление рабочих мест, уплату подоходного налога, накопление трудового стажа, подводит итог издание.

Молдавско-приднестровское урегулирование: "Приднестровье обещает помочь приграничным районам Молдавии и Украины путем распространения на них российской "мягкой силы"

Встреча премьер-министра Молдавии Юрия Лянкэ и лидера Приднестровья Евгения Шевчука 23 сентября завершилась, как и предполагалось, подтверждением позиций сторон, пишет Noi. Официальный Кишинев, невзирая на все трудности, заявил о намерении, если уже не подписания, то, хотя бы, парафирования соглашения об ассоциации с Евросоюзом. Ранее молдавским властям недвусмысленно было сказано о том, что разделенность страны помешает успешной интеграции в ЕС. Поэтому представители правого берега неоднократно заявляли о своей готовности перейти к обсуждению так называемой "третьей корзины", то есть политических вопросов, в том числе статуса Приднестровья - в составе РМ. В то же время, Тирасполь активно демонстрирует свое намерение идти "другим путем", а в отношениях с Кишиневом соглашается лишь на "политику малых шагов" (Согласно официальной повестке дня переговоров, политические вопросы из "третьей корзины" подлежат обсуждению только после решения всех практических вопросов социально-экономического и гуманитарного характера между Молдавией и Приднестровьем - первой и второй "корзин" - прим. ИА REGNUM).

На пресс-конференции в Тирасполе по итогам встречи с Евгением Шевчуком премьер-министр РМ Юрий Лянкэ заявил о том, что зона свободной торговли с Евросоюзом благотворно скажется на развитии экономики Молдавии и Приднестровья, продолжает Noi. Для Приднестровья до конца 2015 г. останется в силе действующий режим торговли с ЕС - автономных торговых преференций. Плюс переходный период - до девяти лет для разных групп товаров - пока они станут конкурентоспособными. Однако в Тирасполе недоверчиво относятся к этой перспективе и считают, что подписание соглашения о зоне свободной торговли с ЕС приведет к осложнению ситуации в экономике Приднестровья и к обострению отношений между правым и левым берегами Днестра. А переходный период для левого берега слишком мал, чтобы предприятия Приднестровья могли благополучно вписаться в условия свободной торговли с ЕС.

Пока Кишинев пытается увлечь Тирасполь преимуществами европейской торговли, Приднестровье обещает помочь процветанию приграничных районов Молдавии и Украины путем распространения на них российской "мягкой силы", пишет Noi. Накануне встречи в Тирасполе министр иностранных дел непризнанной ПМР Нина Штански предложила "в ответ на существующие региональные вызовы" создать "Евразийский регион Приднестровье". "Дополнение действующих в Приднестровье значимых и важных российских социально-гуманитарных проектов экономическими и политическими станет логичным и закономерным ответом на существующие риски и угрозы, связанные с европейскими устремлениями политических элит Кишинева и Киева", - отметила Нина Штански.

В Тирасполе стороны еще на год продлили действие подписанного 30 марта 2012 года протокольного решения "О принципах возобновления полноценного грузового железнодорожного сообщения через территорию Приднестровья", продолжает Noi. В прошлом году подписание документа позволило разблокировать грузовое движение по территории Приднестровья, прерванное в марте 2006 года. По мнению некоторых приднестровских экспертов, это решение выгодно лишь молдавской стороне. "Документ этот, который надо рассматривать вкупе с соглашением между таможенниками двух республик, не самый удачный. Он дал возможность таможне Молдавии разместиться в городах ПМР - Бендерах и Рыбнице", - считает политолог Андрей Сафонов. Более того, "к сентябрю 2013 года Молдавия не пошла на уступки Приднестровью ни по одному вопросу. Какой тогда смысл в продлении этого соглашения? В прямом вывозе приднестровской продукции, снабжённой молдавскими таможенными сертификатами, на Украину?... Но ни один из важных для Приднестровья рынков не требует вывоза экспорта на Украину. Рыбницкий цементный комбинат тоже намеревался побороться за румынский рынок. И этому предприятию не требуется везти готовую продукцию на Восток. А везти её через Молдавию в Румынию можно и без таможенных постов РМ в Рыбнице или Бендерах. Получается, если что-то и вывозится на Восток, то не много. И что в сухом остатке? А в нём только односторонняя уступка Приднестровья".

Что же касается всех остальных - политических вопросов, в том числе о взаимодействии молдавской полиции и приднестровской милиции в Бендерах, о введении миграционных постов на границе с регионом, - то их решение пока никак не продвинулось, однако сторонами было заявлено намерение продолжать их обсуждение, пишет Noi. "В области политических вопросов у нас наибольшие разногласия. Мы сегодня не обсуждали детали политических противоречий. Мы по-прежнему считаем, что необходимо обсуждать болевые проблемы, в которых можно достигнуть компромиссных решений - социальные вопросы. Мы сегодня продемонстрировали это подписанием договоренностей", - сказал Евгений Шевчук. При этом он подчеркнул, что Тирасполь оставляет за собой право на введение пропорциональных мер для защиты проживающих в Приднестровье людей - в случае, если Кишинев будет проводить какие-либо изменения в своей миграционной политике.

По словам же Юрия Лянкэ, "даже существующие сегодня определенные ограничения для жителей региона будут сняты", продолжает Noi. "Я вас убеждаю, что решение будет позитивным и направленным на упрощение существующего сегодня порядка выезда из РМ граждан России и Украины, проживающих на территории Приднестровья", - заявил он. Юрий Лянкэ уточнил, что, налаживая учет иностранцев, въезжающих со стороны Приднестровья, Молдавия "выполняет обязательства перед Еврокомиссией".

Парламент и правительство не могут договориться по вопросу открытия миграционных постов на административной границе с Приднестровьем, пишет "Коммерсантъ-Молдова". Депутатам эта идея Кабмина не нравится, и они предлагают альтернативные способы миграционного контроля на восточной границе. Правительство настаивает на открытии постов, утверждая, что сейчас "это единственное приемлемое решение" проблемы миграционного контроля, который позволит получить либерализацию визового режима с ЕС. Планы Кабмина установить миграционные посты на административной границе с приднестровским регионом стали предметом жарких споров депутатов и правительственных чиновников Молдавии, продолжает "Коммерсантъ-Молдова". Рабочая группа парламента в качестве меры по нормализации ситуации в Зоне безопасности на Днестре предложила правительству отказаться от открытия миграционных постов. Представители Кабмина, участвующие в заседаниях группы, высказались категорически против, сообщил источник в правительстве. В связи с этим фракция коммунистов на прошлой неделе объявила, что приостанавливает работу в группе. Вынуждена была приостановить на неопределенный срок свою деятельность и сама рабочая группа - четверо ее членов из девяти представляют компартию, трое - либерал-демократов и по одному - демократов и либералов-реформаторов.

Обеспечение контроля миграционных потоков на восточной границе Молдавии является одним из условий ЕС по либерализации визового режима для молдавских граждан, пишет "Коммерсантъ-Молдова". Вопрос ужесточения миграционного режима, напомним, был включен в повестку последнего заседания весенне-летней сессии парламента. Однако его обсуждение было отложено по требованию коммунистов. Тогда было объявлено, что вопрос обсудит и предложит свое решение созданная ранее депутатская группа.

По информации источника "Коммерсантъ-Молдова" в парламенте, первоначально отказ от миграционных постов поддержали представители всех фракций в группе. Депутаты пришли к мнению, что установка постов еще больше накалит ситуацию в Зоне безопасности, и разработали собственные меры по учету иностранцев, въезжающих в Молдавию через не контролируемый Кишиневом участок границы с Украиной со стороны Приднестровья. Меры сводятся к двум вариантам. Первый - договориться с Украиной об обмене миграционной информацией под мониторингом миссии ЕС по приграничной помощи Молдавии и Украине (EUBAM), которая действует на общей границе с 2005 года. Глава парламентской рабочей группы, коммунист Василий Шова рассказал, что парламентарии уже встречались со спецпредставителем действующего председателя ОБСЕ по замороженным конфликтам, послом Украины Андреем Дещицей, который, по словам господина Шовы, положительно смотрит на предложение депутатов об обмене данными между Украиной и Молдавией. "В зависимости от требования Евросоюза мы можем обмениваться такой информацией, например, раз в день, в неделю или в месяц. Конечно, пока неизвестно, когда это станет возможно. Необходимо начать официальные переговоры с Киевом", - отметил депутат.

О втором варианте миграционного учета "Коммерсантъ-Молдова" рассказал один из депутатов правящей коалиции. Предложение предусматривает регистрацию иностранных граждан в кишиневском Бюро по миграции или в его территориальных офисах в течение 72 часов после въезда на территорию РМ. Данная процедура, отметил депутат, практически не отличается от ныне действующей. Единственное новшество состоит в том, что тех, кто нарушит это требование, предлагается штрафовать. Депутат также рассказал, что оба варианта обсуждались с новым послом ЕС в РМ Пирккой Тапиолой, который свое мнение по поводу предложений парламентской группы не высказал, отметив лишь, что проблема требует скорейшего и эффективного решения. "Для европейцев не важно, каким образом разрешится проблема. Главное, чтобы был результат. У них скоро выборы руководства ЕС. И они тоже должны будут отчитываться о потраченных деньгах, в том числе и на Молдавию", - высказал точку зрения собеседник.

Он заверил, что свои варианты осуществления миграционного контроля на восточной границе рабочая группа готова была предложить на рассмотрение парламента, продолжает "Коммерсантъ-Молдова". "Но представители правительства нам сказали, что идея открытия миграционных постов разрабатывалась с 2011 года и сейчас отказываться от нее никто не будет, тем более что и времени для внедрения новых вариантов учета нет", - сказал депутат. По его мнению, молдавские власти торопятся установить миграционные посты до ноябрьского саммита в Вильнюсе (там планируется парафировать соглашения об ассоциации и визовой либерализации с ЕС), чтобы продемонстрировать лояльность Кишинева к Евросоюзу и выполнение его требований.

Источник в Кабмине подтвердил, что правительство настаивает именно на открытии миграционных постов, потому что на данный момент это "единственное приемлемое решение", пишет "Коммерсантъ-Молдова". При этом чиновник не исключил, что параллельно могут начаться переговоры с Украиной по поводу обмена информацией о пересекающих границу иностранцах. "Но дискуссии с украинцами могут затянуться на полгода, год, а то и дольше. И не факт, что они захотят этого. Мы же сейчас установим посты, парафируем соглашения с ЕС и будем готовиться к их подписанию. Главное - получить либерализацию визового режима, а там, в перспективе, мы можем обсудить и другой вариант миграционного учета", - заверил он. По поводу самостоятельной регистрации иностранцев чиновник высказался скептически: "Думаете, иностранцу, который впервые в стране, будет легко найти территориальные Бюро миграции? Нет, это не вариант". При этом он признал, что и миграционные посты не решат полностью проблему миграционного учета на восточной границе.

Пока депутаты и министры не могут прийти к единому мнению, Кишинев и Тирасполь продолжают публичную полемику по поводу миграционных постов, продолжает "Коммерсантъ-Молдова". Глава МИД Приднестровья Нина Штански высказала озабоченность решением молдавских властей: "Нам не совсем понятен мандат этих постов, не совсем ясно, на каком основании Кишинев в одностороннем порядке так действует. Это может вызвать серьезную нестабильность в Зоне безопасности. Определенные волнения среди населения есть уже сегодня".

Ее точку зрения разделяет экс-глава приднестровского МИДа Валерий Лицкай, пишет "Коммерсантъ-Молдова". Он напомнил, что Приднестровье граничит с Украиной, которая также ведет жесткий учет иностранцев. Господин Лицкай не исключил, что Кишинев хочет пойти по сценарию Кипра и создать на Днестре еврограницу. "Если кто-то хочет создать еврограницу, то нужно так и сказать: мы хотим разделить страну на две части, поставить железный занавес и забыть про Приднестровье", - отметил Валерий Лицкай.

Глава МИДЕИ Молдавии Наталья Герман призывает не драматизировать ситуацию и заверяет, что миграционный контроль, вводимый молдавской стороной, "не помешает свободе передвижения между двумя берегами Днестра", продолжает "Коммерсантъ-Молдова". Снять напряжение в этом вопросе пытается украинская сторона, которая сейчас председательствует в ОБСЕ. Андрей Дещица сообщил, что в Кишиневе и Тирасполе у него состоялись конструктивные дискуссии. Он отметил, что ожидает от Кишинева проведения разъяснительной информационной кампании относительно нового механизма миграционного контроля, чтобы убедить общественность в том, что он не направлен против жителей Приднестровья, в том числе проживающих там граждан Украины и России.

Василий Шова предупреждает: если будет принято решение установить посты, Приднестровье может пойти на ответные действия, о которых уже упоминал лидер непризнанной республики Евгений Шевчук, пишет "Коммерсантъ-Молдова". "Именно это (появление постов) и создаст напряжение в Зоне безопасности. Рабочая группа предложила простой вариант, понятный, без вовлечения людских ресурсов и дополнительных постов в Зоне, но правительство сломало наши доработки", - подчеркнул политик. Впрочем, когда парламент намерен вернуться к обсуждению проблемы миграционного контроля - неизвестно, подводит итог издание.

Справка ИА REGNUM: Начиная с 2009 года таможенные органы Молдавии требуют от жителей ПМР, обладающих гражданством РФ и Украины, наличия вида на жительство при перемещении по территории Молдавии, а в случае его отсутствия изымают паспорта и привлекают приднестровцев к административной ответственности. В апреле текущего года Молдавия заявила о намерении установить в шести населенных пунктах вдоль границы с Приднестровьем стационарные погранично-таможенные посты, которые могут быть использованы против проживающих в ПМР граждан Украины и РФ. При этом Молдавия заверяла, что вводимый контроль не будет распространяться на жителей Приднестровья "вне зависимости от паспорта, которым они обладают", однако не сообщила, как именно она будет отличать приднестровцев с паспортами Украины и России от иностранцев. А 12 июня правительство Молдавии выступило с дополнительной законодательной инициативой по изменению ряда статей Кодекса о правонарушениях, которые касаются введения штрафов за нарушение правил пребывания в Молдавии иностранными гражданами и лицами без гражданства, въехавшими на ее территорию через Приднестровье, что также на практике может обернуться санкциями в отношении приднестровцев, имеющих гражданство РФ, Украины и других стран. 12 июля парламент Молдавии перенес на осень рассмотрение во втором чтении закона, предполагающего установку таможенных постов на границе с Приднестровьем и введение миграционных санкций против жителей ПМР, не обладающих молдавским гражданством. 23 сентября на брифинге в Тирасполе по итогам встречи с Евгением Шевчуком молдавский премьер Юрий Лянкэ заявил, что в течение 2-3 недель Молдавия снимет санкции и ограничения, касающиеся граждан России и Украины, проживающих в ПМР.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.
×

Сброс пароля

E-mail *
Пароль *
Имя *
Фамилия
Регистрируясь, вы соглашаетесь с условиями
Положения о защите персональных данных
E-mail