Власти Молдавии отказали Гагаузии в праве участвовать в выработке внешней политики

Москва, 3 октября 2013, 01:03 — REGNUM  Власти Молдавии не намерены считаться с мнением Гагаузии относительно внешнеполитического курса страны, считая это исключительной прерогативой Кишинева. Как передает корреспондент ИА REGNUM, и президент Молдавии Николай Тимофти, и премьер-министр страны Юрий Лянкэ 2 октября назвали недопустимым проведение в автономии инициированного башканом Михаилом Формузалом референдума об отношении к интеграции в ЕС и в Таможенный союз России-Белоруссии-Казахстана.

По словам Тимофти, глава Гагаузии является "представителем структур, враждебных нашему европейскому курсу" и "продвигает чуждые идеи". Молдавский президент выразил уверенность, что гагаузский народ не желает смены внешнеполитического курса Молдавии. "Гагаузский народ не хочет этого. А господин Формузал, если хочет, может направляться куда угодно. Мы его никуда не посылаем, мы хотим, чтобы он жил здесь и вместе с нами работал во благо Молдавии и автономии", - добавил Тимофти.

В свою очередь премьер-министр Молдавии Юрий Лянкэ, комментируя инициативу Формузала, заявил, что выработка внешней политики является эксклюзивной прерогативой Кишинева. "Автономия предусматривает определенные компетенции, но разработка внешней политики страны принадлежит исключительно Кишиневу (согласно закону об особом статусе Гагаузии, она имеет право на участие в формировании внутренней и внешней политики Молдавии в вопросах, касающихся интересов Гагаузии - прим. ИА REGNUM). Если господин башкан не прочел этого в конституции, то пусть перечитает", - добавил Лянкэ.

Напомним, как сообщало ИА REGNUM, 1 октября башкан (глава) Гагаузии Михаил Формузал направил в адрес Народного собрания (парламента) автономии постановление об инициировании проведения референдума по вопросу определения вектора внешнеполитического развития Молдавии. Глава Гагаузии предложил вынести на плебисцит вопрос: "С каким вектором развития Республики Молдова вы согласны в дальнейшем?" Жителям Гагаузии будет предложено выбрать между тремя вариантами - интеграция в ЕС, интеграция в Таможенный союз (ЕврАзЭС) или сохранение внешнеполитического "нейтралитета" с поддержанием дружественных отношений с обеими интеграционными структурами. Референдум предполагается провести 22 декабря текущего года.

Справка ИА REGNUM: Независимая Гагаузская Республика была провозглашена 19 августа 1990 года на I Съезде народных депутатов юга Молдавской ССР, в то время как Республика Молдова провозгласила свою независимость только 27 августа 1991 года. Первым и единственным президентом Гагаузской Республики был Степан Топал, а Верховный совет ГР возглавлял Михаил Кендигелян. В октябре 1990 года, в качестве реакции на взятый властями Молдавской ССР курс на объединение с Румынией, самоопределившаяся Гагаузская Республика объявила о начале выборов в Верховный совет Гагаузии. Это послужило предлогом для отправки в Гагаузию автоколонны с активистами Народного фронта Молдавии и "волонтеров" из Румынии в сопровождении отрядов милиции с целью срыва выборов и подавления гагаузского движения за национальную независимость. На здании молдавского парламента в тот период времени висели плакаты "Гагаузия - лишай на теле Молдавии" и "Хороший гагауз - мертвый гагауз". "Поход на Гагаузию" возглавил премьер-министр Молдавии Мирча Друк - один из лидеров Народного фронта Молдавии. Акция повлекла за собой жертвы среди населения Гагаузии. Эскалации конфликта удалось избежать благодаря вмешательству частей Вооруженных сил СССР и добровольцев из Приднестровской Молдавской Республики. Просуществовав в качестве независимого государства 4 года, в 1994 году Гагаузия отказалась от курса на независимость, согласившись на статус автономии в составе Молдавии. При этом положения Закона об автономном статусе Гагауз Ери, касающиеся прав и полномочий Гагаузской автономии, вплоть до сегодняшнего дня не исполняются в полной мере и постоянно нарушаются молдавскими властями. В частности, официальный Кишинев подвергает сомнению положения закона о праве Гагаузии на внешнее самоопределение в случае утраты Молдавией независимости и право на участие в формировании внутренней и внешней политики Молдавии в вопросах, касающихся интересов Гагаузии, а периодически и сам статус автономно-территориального образования.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.