Геополитика: "Назарбаев и Лукашенко не внушают доверия к Евразийскому союзу". "Бессарабский вопрос": "Румыния предпочитает по-прежнему оставлять Республику Молдова в руках Москвы".

Геополитика: "Назарбаев и Лукашенко не внушают доверия к Евразийскому союзу"

Практика показывает весьма ограниченные возможности российской политической элиты извлекать уроки из истории, даже не столь давней, пишет Hotnews. Первый урок: когда страх исчезает, а в экономике наступает стагнация, искусственная политическая структура рушится. Второй урок: следует учитывать решения маленьких государств, а собственные взгляды можно насаждать путем искусства убеждения и привлечения, а не силовыми методами. Однако распад Советского Союза и последовательное расширение ЕС и НАТО в Центральной и Восточной Европе по-прежнему интерпретируется Кремлём через призму игры с нулевой суммой.

С самого начала евразийская интеграция отмечает ряд противоречий и слабых мест, которые делают Таможенный союз Россия - Белоруссия - Казахстан / Евразийский союз иллюзорным проектом, продолжает Hotnews. Во-первых, этот проект крайне персонифицирован, а наднациональные институты (Евразийская экономическая комиссия) не обладают автономией и полномочиями Европейской комиссии. Силой притяжения данного проекта является президент Путин - политик, проведший 13 лет во власти, истощенный и заметно постаревший. Владимир Путин давно пережил пик своей политической карьеры и продемонстрировал после вступления в должность президента в 2012 году неспособность открывать себя заново. Уход или просто ослабление его позиций на внутреннем плане поставит под большой знак вопроса выживаемость ТС (или создание Евразийского союза).

Во-вторых, коллеги по Союзу, президент Республики Казахстан Назарбаев, в свои 73 года больше занятый поисками преемника, и непредсказуемый президент Белоруссии Лукашенко - далеко не те акторы, которые внушали бы доверие к этому проекту, пишет Hotnews. Авторитарный характер политических режимов Казахстана и Белоруссии не исключает ситуации отказа или саботажа евразийской интеграции, если лидеры этих двух стран посчитают, что Россия становится слишком опасной для их власти внутри страны.

В-третьих, предложение России довольно ограниченно, обманчиво и имеет короткий срок годности, продолжает Hotnews. Например, сниженная цена на природный газ. Повысив цены на внутреннем рынке, Россия автоматически увеличит стоимость газа для членов ТС, которым обещали импорт газа по внутренним ценам России. Зачастую, после получения контроля над энергетической инфраструктурой, Россия увеличивает цены на газ независимо от данных обещаний (например, Армения). Есть примеры, когда Россия, хотя и предлагает скидку на газ в обмен на сохранение своего военного присутствия, ставит цену на газ выше среднеевропейского уровня (например, Украина).

Оферта России относительно сохранения открытым рынка труда для членов ТС противоречит всё более мощному антииммиграционному движению в России, особенно это относится к гражданам Закавказья и Центральной Азии, пишет Hotnews. В то же время, закрытие рынка труда для постсоветских государств, не присоединяющихся к Евразийскому союзу, чревато на фоне демографического спада последних двух десятилетий осложнением кризиса рабочей силы в некоторых экономических секторах России.

В-четвертых, предложение России дополнено ограничениями, угрозами и экономическим шантажом, пишет Hotnews. Россия внушает страх, что не может явиться прочной основой для регионального проекта экономического сотрудничества. Таким образом, "мягкая сила" России, в которую Москва инвестировала много сил за последнее десятилетие, и которая должна была стать важным компонентом процесса интеграции, сильно пострадала. Таким образом, очевидно, что причинами плохого имиджа России в мире, отмеченными в последнем глобальном исследовании PEW (Global Attitudes 2013), совсем не те, на которые ссылаются российские дипломаты - тенденциозность в отношении России и неспособность РФ четко донести свою позицию по той или иной ситуации. По данным опроса, проведенного Research and Branding Group, число украинцев, которые считают Россию дружественным государством, снизилось с 24% в апреле до 16% в августе 2013 года. В Молдавии Дмитрий Рогозин создал недружественную атмосферу для воздействия "мягкой силы" патриарха Кирилла, который посетил Молдавию вскоре после приезда вице-премьера. Контраст между посылом о духовном единстве и православной солидарности и угрозами Рогозина создает сильнейший когнитивный диссонанс в рядах населения. Остановка товаров из Украины на российской таможне и агрессивные речи Рогозина ослабили позиции представителей евразийской интеграции в Молдавии и на Украине.

Всё вышесказанное указывает на главное противоречие евразийской интеграции, продолжает Hotnews. Россия пытается построить постмодернистский региональный проект современными методами. Однако, Россия - испытывающая сильнейшую несостоятельность принципов правового государства и обладающая довольно непрочными политическими и экономическими институтами - неспособна сгенерировать экономический постмодернистский региональный проект. На международном уровне Россия выступает за невмешательство во внутренние дела (кроме случаев, когда интересы России требуют того) и требует, голосом председателя Конституционного суда Валерия Зорькина, ограничения юрисдикции Европейского суда по правам человека. Таким образом, трудно представить, что путинская Россия на самом деле передаст часть своего суверенитета общественным институтам Евразийского союза или создаст эффективные арбитражные механизмы в рамках Таможенного союза, которым будет подчиняться в случае коммерческих конфликтов, например, с Белоруссией.

Евразийский марш России губителен для её соседей, пишет Hotnews. Присоединение к единому таможенному тарифу ТС привело к снижению конкурентоспособности Казахстана и увеличению цен на потребительские товары. Подобный шаг для Армении повлечёт уменьшение интенсивности торговли Еревана со своим основным партнером - ЕС. Субсидирование белорусской промышленности, путём предоставления цен на газ гораздо ниже рыночных, является поддержанием жизни абсолютно нежизнеспособной экономики.

Продвижение Евразийского cоюза не принесёт большей безопасности, продолжает Hotnews. На Украине и в Молдавии это будет способствовать поляризации общества и усилению межэтнической напряженности. Также инструментализация неразрешимых конфликтов в Нагорном Карабахе и Приднестровье, с тем чтобы убедить Армению и Молдавию в привлекательности Евразийского cоюза, мешает нахождению решений или реализации мер по укреплению доверия между сторонами. Любое ограничение доступа на рынок труда или массовая высылка рабочих рискует обернуться скачком социальной напряженности в постсоветских странах, которые сильно зависят от денежных переводов из России.

Эти примеры отчётливо показывают, что Россия является разрушительной региональной сверхдержавой, пишет Hotnews. Но, являть собой силу в международных отношениях означает не только способность препятствовать воле других стран, это значит также создание позитивной повестки, предложение и внедрение решений. С этой точки зрения, Россия является одномерной силой, выдающейся обструкционизмом и отстающей в плане конструктивизма.

Однако, евразийский проект столь же вреден и для России, продолжает Hotnews. Например, ограничение доступа на российский рынок труда может дестабилизировать страны, граничащие с Северным Кавказом, в регионе, представляющем, по заявлению российских чиновников, главную проблему национальной безопасности. Но, пожалуй, самым разрушительным эффектом евразийских иллюзий является продление пленительной авторитарности России. Президент Путин воспроизводит метод управления коррумпированных элит России в отношениях со странами на своей периферии. В 2013 году Государственная дума приняла закон, вводящий запрет высокопоставленным чиновникам иметь банковские счета и акции в компаниях за рубежом. За спиной этого плана, названного экспертами "национализацией элит", проглядывается логика "шантажируемости", то есть допускается законное (и, вероятно, незаконное) накапливание активов, но недопустим его перевод за границу, поскольку это делает тебя независимым от принудительного политического режима. Консервация авторитарного режима в России имеет прямое влияние на экономику, путем ингибирования развития экономических институтов и консолидирования элит, которые обогащаются от добычи природных ресурсов, вот что является ключевыми факторами падения наций, подводит итог издание.

"Бессарабский вопрос": "Румыния предпочитает по-прежнему оставлять Республику Молдова в руках Москвы"

Если русские перекроют молдаванам газ, они на самом деле могут замёрзнуть зимой, как предупредил Дмитрий Рогозин (В ходе состоявшегося 2-3 сентября визита в Молдавию и в Приднестровье Дмитрий Рогозин заявил, что следование по пути "евроинтеграции" может обернуться для Молдавии проблемами в области энергетики. Рогозин, в частности, заявил: "Энергетика важна и в контексте наступления зимы, холодной осени. Надеюсь, вы не замерзнете" - прим. ИА REGNUM), потому что Румыния не спешит разворачивать работы по трубопроводу Яссы-Унгены, пишет Revista 22. Президент Траян Бэсеску на месте обнаружил, что строительство трубопровода даже не началось, хотя премьер-министр Виктор Понта лично запускал стройплощадку месяц назад. Пока не ясно, идёт ли речь о простой дезорганизации или глубже кроется конфликт интересов, и кто-то предпочитает по-прежнему оставлять Республику Молдова в руках Москвы. Определённо одно - Румыния не может держать свое слово, и трубопровод может быть запущен в лучшем случае в феврале.

Траян Бэсеску похоже удивлен, что два премьер-министра, румынский и молдавский, плюс еврокомиссар по энергетике приняли участие в спектакле, организованном главой правительства Бухареста, на котором им были показаны "трубы, привезенные из других строительных мест", продолжает Revista 22. Как и в коммунистические времена, после церемонии инаугурации и освещения этого события в румынских телевизионных новостях, трубы и остальные стройматериалы просто исчезли без каких-либо комментариев на этот счет румынского премьер-министра.

Накануне саммита в Вильнюсе, Москва оказывает давление на Кишинев и Киев с тем, чтобы они отказались от своих европейских планов, в то время как Румыния пользуется скорее риторикой, нежели своим влиянием в Европейском союзе для поддержки этих двух стран, пишет Revista 22. Евродепутат Моника Маковей использовала самый едкий слог, обвиняя Россию в том, что она хочет "восстановить своё положение владыки мировой политики, владыки, который приносил только диктатуру, смерть и кровь". Однако до сих пор "винную войну" молдаван с русскими и "шоколадную войну" Киева с Москвой, ЕС предпочитал наблюдать только с трибун. Зимой, однако, ситуация сильно усложнится, если Москва, действительно, исполнит свои угрозы. В отсутствие трубопроводов, взаимоподключённых с европейскими государствами, молдаване и украинцы рискуют замёрзнуть или вернуться под контроль России. Европейский союз не может помочь иными способами, потому что не готов вступить с Россией в открытое столкновение, по крайней мере, такой вывод можно сделать исходя из заявлений ЕС, сделанных до сих пор. Хоть на декларативном уровне европейские лидеры могли бы быть смелыми, но маловероятно, что они накажут Москву за давление, оказываемое ею на соседние страны.

Ответ Румынии на атаки России против Республики Молдова кажется довольно робким, и даже Траян Бэсеску, хоть и пытается ускорить работы по трубопроводу Яссы - Унгены, больше сосредоточен на внутренней политике, продолжает Revista 22. Траян Бэсеску считает, что Бухарест должен доложить в Брюссель о планируемой задержке в строительстве, таким образом, предупредив ЕС, что Румыния не сможет предоставить газ Республике Молдова этой зимой. Длина трубопровода, который свяжет две страны, составляет 43 км, а его стоимость - 26 миллионов евро, 7 из которых выделит Брюссель. Через несколько лет этот трубопровод сможет обеспечить порядка трети газового потребления Республики Молдова, то есть ее энергетическая зависимость от России будет продолжаться, по крайней мере до того момента, когда Бухарест и Кишинев найдут решение по созданию единого энергетического будущего. Речь идёт о далёком будущем, потому что на данный момент ещё недостаточно политической воли, чтобы действительно вывести Республику Молдова из-под подола России, подводит итог издание.

Правительство Румынии должно делать больше, чем просто лоббировать европейскую интеграцию Республики Молдова, пишет Romania Libera. К сожалению, занятый спорами с президентом Траяном Бэсеску премьер-министр Виктор Понта, похоже, не понимает важности момента. Безразличие и/или некомпетентность наряду с провинциализмом правительства как нельзя лучше служат интересам России.

Молдавия не может защититься от давления со стороны России без серьёзной поддержки со стороны Европейского союза, и особенно Румынии и, рано или поздно, сдастся, вне зависимости от того, будут ли парафированы соглашения об ассоциации и свободной торговле с ЕС, продолжает Romania Libera. К сожалению, Молдавия не может следовать совету бывшего президента Польши Александра Квасьневского, адресованного на прошлой неделе украинским лидерам, которых он предупредил, что "Польша на собственной шкуре поняла, что заработать уважение Москвы можно только противостоя ей". Молдавия не может противостоять Москве в одиночку. Во-первых, это вопрос масштабов. Квасьневский сделал вышеупомянутое заявление на форуме Ялтинская европейская стратегия (YES), посвященном европейской интеграции Украины. В нем приняли участие, в частности, еврокомиссар по вопросам расширения и европейской политики соседства Штефан Фюле, министр иностранных дел Польши Радослав Сикорски, бывший премьер-министр Великобритании Тони Блэр, президент Литвы Даля Грибаускайте, чья страна председательствует в ЕС, и бывший государственный секретарь США Хиллари Клинтон, а само мероприятие освещал Washington Post, то есть оно попало на стол Барака Обамы. Вот это можно назвать лоббированием на высшем уровне, и даже Румыния, не говоря уже о Молдавии, не может надеяться на подобный перформанс. Так что напрасно Виктор Понта хвастается тем, что проводит в европейских столицах "тотальное лобби" Молдавии, потому что его "лобби" ничего не стоит.

Старания Кишинева вписаться в европейскую орбиту подвержены, помимо давления и враждебности России, двойному внутреннему саботажу, пишет Romania Libera. Первый берёт начало, конечно, в Приднестровье. Премьер Лянкэ поехал в Тирасполь с предложением о проевропейском партнерстве, а получил угрозы углубления разногласий между двумя берегами Днестра. Второй исходит от коммунистов, которые на прошлой неделе запустили то, что они называют "бархатной революцией", направленной на делегитимацию нынешней проевропейской власти. Воронин пытается построить свою псевдореволюцию на том, что правительство не легитимно в подписании международных соглашений и, поэтому, вернувшись к власти, коммунисты будут обладать "демократической легитимностью" их расторгнуть. Воронин прекрасно знает, что в ноябре Молдавия не подписывает, но парафирует соглашения, и у него имеется в наличии ещё год, чтобы развернуть политическую ситуацию в Молдавии в пользу Москвы.

Будущее Республики Молдова висит на волоске, продолжает Romania Libera. К сожалению, мы не можем обратиться к "среднему классу" Румынии с тем, чтобы начать общественное движение, скажем, "За спасение Бессарабии", потому что нельзя отвлекать их от переписки в Facebook серьезными вещами из реального мира. Мы не можем просить их покупать молдавские вина, как это сделала Моника Маковей, но никто не принял её слова во внимание, мы можем только обратиться к правительству.

Пришло время прекращать телевизионные маскарады, подобные ложному запуску работ по трубопроводу Яссы-Унгены, и в срочном порядке навёрстывать упущенное время! - пишет Romania Libera. Речь идет не о ваших мелких распрях с Траяном Бэсеску, но о европейской судьбе целой страны - Республики Молдова - и воссоединении румынского народа по эгидой ЕС. Есть мнения, что молдаване в любом случае будут покупать газ у русских, потому что это дешевле. Ну и пусть, но смысл этого предприятия в другом. Если у молдаван будет альтернатива, то русские будут вынуждены продавать ещё дешевле, а вот это уже другое дело. С другой стороны, следует запустить проекты, которые Румыния обещала профинансировать в счёт невозвратных средств. Ещё много проектов могут быть запущены в следующем году, по которым Румыния может предоставить конкретную помощь, чтобы молдаване поняли, что означает присоединение к ЕС. Она также может помочь церкви, если желает принимать в этом вопросе более активное участие. Наконец, пришло время, чтобы те рычаги, которые Румыния наладила в Молдавии, начали работать.

Сейчас Понта скулящим голосом заявляет, что Румыния не может в одиночку вести битву за европейский путь Молдавии и что в этом ей требуется поддержка со стороны ЕС, продолжает Romania Libera. Поддержка нужна, но если Румыния сама не докажет, что хочет вести эту борьбу, то поддержка не придет или будет минимальной. Молдавия не может применить на себе польский урок, не может противостоять России, чтобы завоевать её уважение, но Румыния может. Для этого нужно правительство, у которого есть чёткая цель и мужество отказаться от мелкой политики и склочничества, повиновения и провинциализма, что играет на руку России. Однако, есть сомнения, что правительство Понты - это именно такое правительство, подводит итог издание.

В 1990 году в Бухарест прибыла делегация из Республики Молдова (в 1990 году "Республики Молдова" не существовало; существовала Молдавская ССР в составе СССР, закон об образовании которой "Республика Молдова" объявила недействительным в своей "декларацией о независимости" 27 августа 1991 года, лишив себя таким образом юридических и исторических оснований претендовать на территорию МССР - прим. ИА REGNUM), уполномоченная просить объединения румын обоих берегов Прута, пишет Evenimentul Zilei. Президент Ион Илиеску принял их через три дня и отправил к премьеру Петре Роману, который сказал, что сделать это будет трудно и, пообещав некоторую помощь, выпроводил их, ссылаясь на запланированную аудиенцию с каким-то иностранным послом. Короче говоря, Фронт национального cпасения - злосчастный наследник Компартии Румынии (В декабре 1989 года в Румынии произошел переворот, в результате которой румынский коммунистический диктатор Николае Чаушеску и его жена попытались бежать из страны, но были задержаны и 25 декабря расстреляны по приговору трибунала. После падения режима Чаушеску к власти пришел Фронт национального спасения - ФНС - во главе с бывшим коммунистическим функционером Ионом Илиеску - прим. ИА REGNUM) - пропустил момент истины. Страх перед Москвой, с которой Илиеску держал связь по телефону, остановил заключение амбициозного соглашения, находящегося вне времени? Что это, трусость? Это относительно недавний эпизод, подробная история которого будет написана позже. Определённо то, что это был уникальный момент, когда Румыния могла бы отомстить за трагедию коммунизма, поставив как Запад, так и умирающий СССР перед лицом свершившегося факта.

Через 20 лет дела обстоят иначе, продолжает Evenimentul Zilei. Республика Молдова прошла войну с Приднестровьем, укрепила свою государственность, породила новую политическую элиту, и балансировала не только между коммунистами и демократами, но и между Россией и Европейским союзом. Плодородная и несчастная территория между Прутом и Днестром стала геополитическим полигоном. Приднестровский конфликт "заморозился", но всё же продолжал отравлять естественный ход нового государства к внедрению реформ, экономическому прогрессу и становлению открытого общества. Российская Федерация сохранила своё влияния через русскоговорящее меньшинство, Митрополию Молдавии, канонически подчиненную Московскому Патриархату, а также путем энергетического шантажа и экономического давления, связанного с закрытием или открытием своего рынка для молдавской продукции. Жители исторической Бессарабии - румыны, русские, украинцы и гагаузы - на самом деле страдали вместе. Бедность зачастую сочеталась с насилием и коррупцией. Многие молдаване эмигрировали на Запад (Две трети из более чем миллиона молдавских гастарбайтеров трудятся в России. Денежные переводы из-за рубежа составляют от 23% до 30% ВВП Молдавии и являются основным "двигателем" потребления и роста молдавской экономики. В 2012 году молдавские гастарбайтеры прислали на родину $1,49 млрд. В июле 2013 года доля российского рубля в структуре денежных переводов из-за рубежа в Молдавию выросла до максимума в 35,2%, впервые превысив долю евро (34,3%) и доллара США (30,5%) - прим. ИА REGNUM).

В этот же период, и особенно в последние годы, румынское присутствие в братском государстве значительно возросло: совместные предприятия, экспортно-импортные отношения, новые консульства, академический обмен, открытие филиалов румынских медиа-компаний и т.д., пишет Evenimentul Zilei. Сформировалась и "Бессарабская митрополия" (раскольническая, неканоническая структура - прим. ИА REGNUM) под эгидой Румынской патриархии. Новое поколение политиков создало Альянс за европейскую интеграцию, который смог ориентировать страну на путь в ЕС, пусть даже участники коалиции часто ссорились, а реформы вводились медленнее, чем того ожидали граждане.

В свою очередь, Бухарест качественно улучшил свой подход к двусторонним отношениям, продолжает Evenimentul Zilei. Наши лидеры поняли, что ЕС не поощряет политический союз, чтобы не испортить отношения (и так достаточно сложные) с Россией, а также по причине замороженного конфликта в Приднестровье. Однако, возникло "Восточное партнерство" - приёмная евроинтеграции, в котором Республика Молдова стоит на лучших позициях. Первым румынским политиком, который отчётливо и прагматично понял данный контекст, был президент Траян Бэсеску. Это он ввёл в международную повестку "два румынских государства, объединившиеся в Европейском союзе". Он нажил ещё больше врагов, но действовал абсолютно верно. У нас ещё много работы в этом направлении, но мы знаем, чего хотим - стать ещё ближе друг к другу, подводит итог издание.

Россия сама подталкивает Республику Молдова к объединению с Румынией, пишет Adevarul. Такая же ситуация была в 1918 году. Тогда действия российской армии в отношении румынского населения Бессарабии привели к враждебному встречному отношению, хотя всего несколько лет назад ситуация была иной.

После падения коммунистов в Молдавии в 2009 году, число тех, кто выступает в пользу объединения, растет, утверждает Adevarul. Этому способствует, в том числе, позиция России, которая недавно перешла к репрессиям в отношении молдаван, и это ещё сильнее укрепило уверенность, что только объединение с Румынией может стать долгосрочным решением. Эмбарго вина, фруктов и теперь высылка граждан Республики Молдова из России, являются позитивными действиями для восприятия бессарабцами Румынии.

Да и сама Румыния в последние годы путём дипломатических мер использовала с выгодой шахматную игру, которую ведёт с Российской Империей, постоянно и безоговорочно протягивая руку помощи молдаванам, пишет Adevarul. Три года оказались достаточным сроком, чтобы представители гражданского общества убедились, что только Румыния может обеспечить альтернативу бессарабским румынам, подводит итог издание.

Справка ИА REGNUM: Бессарабия, большая часть которой составляет территорию современной Республики Молдова в ее фактических границах, т.е. без Приднестровья, а южная часть входит в Одесскую область современной Украины, в X-XI вв. входила в состав Древнерусского государства, в XII-XIII вв. - Галицко-Волынского княжества, составила часть образованного в середине XIV века Молдавского княжества. В 1812 году пребывавшая со второй половины XVI века под османским игом Бессарабия была освобождена российскими войсками, и по Бухарестскому мирному договору, заключенному между Россией и Турцией, вошла в состав Российской империи. Государство Румыния (основу которого составили объединившиеся княжества Валахия и Молдавия без Бессарабии) появилось по решению Берлинского конгресса в 1878 году. В декабре 1917 года Румыния оккупировала никогда не принадлежавшую ей Бессарабию. В 1940 году СССР вернул Бессарабию, в результате присоединения которой к Приднестровью была образована Молдавская ССР. В то же время румыноунионисты вслед за официальным Бухарестом считают 1812 и 1940 годы соответственно первой и второй "русско-советскими оккупациями".

В 1941-1944 гг. румынская армия принимала участие во Второй мировой войне на стороне "Третьего Рейха" и представляла собой крупнейший союзный контингент из числа стран-сателлитов Германии (267.727 человек). На оккупированных Румынией территориях Молдавии, Приднестровья и Украины в период с 1941 по 1944 гг. румынскими фашистами было уничтожено по разным данным от 380.000 до 600.000 евреев. Точных данных по общим потерям СССР в результате румынской оккупации до сих пор нет. Наступление Красной Армии в августе 1944 вызвало в Румынии переворот - румынский король Михай I сверг фашистского диктатора Иона Антонеску - и переход на сторону антигитлеровской коалиции 25 августа 1944 года.

Согласно сегодняшней официальной позиции Румынии, разделяемой также бессарабскими сторонниками румыноунионизма, Молдавия является "вторым румынским государством", молдаване - "румынами", молдавский язык - "румынским". При этом, согласно официальным данным переписи 2004 года, обнародованным Национальным бюро статистики Молдавии, румынами себя назвали 2,2% жителей страны, молдаванами - 75,8%, 78,4% молдаван родным языком указали молдавский язык, 18,8% - румынский. В то же время сама постановка Бухарестом вопроса о молдавских и украинских "румынах" искусственна, поскольку, помимо того, что румынская идентичность исторически вторична по отношению к молдавской, формирование румын как нации происходило на части территории современной Румынии - в Валахии и Молдавии - во второй половине XIX века, когда Бессарабия уже была в составе Российской империи, а Буковина - в составе Австро-Венгрии. Однако факты оккупации этих территорий с 1918 по 1940 гг. и с 1941 по 1944 гг. до сих пор служат для Бухареста поводом объявлять молдавское население этих территорий "румынами" и претендовать на ту или иную степень своего влияния и присутствия в регионе.