Галина Артеменко: Что искал "детский спецназ" Павла Астахова в петербургском доме ребенка №13?
Санкт-Петербург, 1 октября, 2013, 10:35 — ИА Регнум. У
Двадцать лет сотрудничает дом ребенка № 13 с
"Мы много лет работаем с факультетом психологии СПбГУ и знаем, как в рамках сегодняшнего финансирования и штатного расписания создать условия для развития личности ребенка, создать максимально приближенное к семейному окружение, чтобы ребенок в течение первых лет своей жизни сохранял чувство привязанности, и личность ребенка формировалась бы так, чтобы он мог как вернуться в биологическую семью, так и жить в приемной семье", - говорит Наталья Никифорова.
В этом доме - маленькие разновозрастные группы; воспитатели, которые работают по такому графику, что малыши общаются с одними и теми же взрослыми и не видят перед собой калейдоскоп лиц, к которым не успевают привыкнуть... Программа носит название "Как дома".
На вопрос, как шла проверка дома ребенка "детским спецназом" Астахова (сотрудники аппарата омбудсмена, которые выезжают по его заданию проверить состояние дел в том или ином детском учреждении), Никифорова ответила, что все шло "корректно и тщательно". Она также рассказала, что российское усыновление детей из дома ребенка пока не увеличилось, а международное уменьшилось: за 9 месяцев текущего года в семьи забрали четверых детей, а в прошлые годы обретали приемных родителей и усыновителей от 12 до 28 детей за такой же период. Из 72 малышей в доме ребенка 32 имеют инвалидность, 15 детишек с синдромом Дауна. "Шансов найти семью у них немного", - отмечает Наталья Никифорова.
На встречу с Астаховым в дом ребенка №13 пришел и доктор психологических наук, профессор, заместитель декана факультета психологии СПбГУ, заведующий кафедрой психического здоровья и раннего сопровождения детей и родителей Рифкат Мухамедрахимов, который работает с домом ребенка №13 с 1995 года. На основании его исследований была еще в конце 1990-х годов сформулирована программа раннего вмешательства, предполагающая то самое изменение организации жизни детей и работы персонала, о котором рассказывала Никифорова. Петербургская модель организации жизни детей "Как дома" с 2007 года внедряется в различных регионах России - в Новосибирске, Иркутске, Красноярском крае.
Рифкат Мухамедрахимов в беседе с корреспондентом ИА REGNUM рассказал, что российские дома ребенка, соответствуя всем стандартам ухода за детьми с медицинской точки зрения, до сих пор отличаются депривацией социально-эмоциональной сферы ребенка: у малыша-сироты нет возможности установить отношения с близкими людьми, что само собой происходит в обычной семье. Это отсутствие "близкого взрослого" в ранние годы жизни приводит к нарушениям поведения у ребенка, отношений со сверстниками и взрослыми вплоть до подросткового и юношеского возраста, даже когда ребенок оказывается в семье. В этом кроется одна из причин драм во многих семьях, в том числе и иностранных, где живут усыновленные дети, проведшие первые годы жизни в домах ребенка.
Рифкат Мухамедрахимов и его коллега - доцент факультета психологии Санкт-Петербургского государственного университета, кандидат психологических наук Олег Пальмов сообщили корреспонденту ИА REGNUM, что недавно выступали на семинаре в
Следующим шагом после встречи в Совете Федерации станет обобщение информации из регионов, подготовка общероссийского документа, который в целом опишет условия пребывания малышей в доме ребенка - такие, при которых удалось бы свести к минимуму все негативные последствия отсутствия семьи.
Петербургская модель "Как дома" будет представлена 20-22 ноября на Всероссийской научно-практической конференции по модернизации домов ребенка в России "Дом для ребенка - забота о будущем", которая пройдет в Санкт-Петербурге при поддержке
Обозреватель ИА REGNUM Галина Артеменко.