Прошел уже целый месяц как руководство Евросоюза пытается убедить всех, что Европа выходит из рецессии. Архитектор политики бюджетной экономии в Европе министр финансов Германии Вольфганг Шойбле в интервью британскому изданию Financial Times заявил: "Мир должен радоваться положительным экономическим сигналам, которые еврозона посылает почти непрерывно". Официальные лица в Брюсселе - штаб-квартире Европейского Союза, говорят, что они по большей мере согласны с оптимистическими выводами господина Шойбле, хотя некоторые сомневаются в его триумфальном тоне. Однако частные случаи не подтверждают оптимизма европейских руководителей. Самым характерным из них на сегодняшний день является Франция.

25 сентября 2013 года французское правительство представило проект бюджета Франции на 2014 год. Франция не имеет сбалансированного бюджета с 1974 года. Новый проект подтвердил, что кризис национального долга все еще не преодолен французами, и национальный долг Франции продолжает расти для того, чтобы в 2014 году достигнуть размера 95% от ВВП. В 2014 году только для обслуживания процентов по долгу Франция заплатит почти €47 млрд. При этом выбранный социалистами путь наполнения бюджета через увеличение налогов, как свидетельствует проект бюджета, достиг предела. В бюджет в 2014 году добавят дополнительно €3 млрд. из сумм новых налогов. Le Monde назвал его "Болезненным бюджетом для всех". Налоговая нагрузка поднялась до 46,1% от ВВП. В текущем году налоговые сборы выросли на €20 млрд. В будущем году заложен рост всего на €3 млрд. Из них €2 млрд власти намерены собрать от тех, кто уклоняется от уплаты налогов. В 2014 году французов ждет отмена ряда налоговых льгот, а также рост НДС: обычной ставки с 19,6 до 20%, а промежуточной - с 7 до 10%. Правительство Франции, достигнув предела по наполнению бюджета через увеличение налогов, сейчас утверждает, что наступила "стабилизация" или даже "налоговая пауза". Президент Франции Франсуа Олланд грезит об экономическом росте, но его бюджетная политика ограничивает внутренние инвестиции.

По согласованию с Европейской комиссией, Франция примет более медленный темп сокращения бюджетного дефицита в следующем году. Для приведения дефицита бюджета к европейской норме в 3% от ВВП, Франция получила от Европейской комиссии 2-х летнюю отсрочку - до 2015 года. Правительство прогнозирует дефицит бюджета в 2014 году в 3,6% от ВВП по сравнению с 4,1% в 2013 году. Министр финансов Франции Пьер Московиси обещает, что в 2014 году в отличие от нынешнего года, 80% от суммы сокращаемого дефицита в €18 млрд. поступит из средств экономии бюджетных средств, а не из налогов. Министр финансов готов демонстративно сократить 2600 своих сотрудников. Центральное правительство намерено ограничить свои собственные расходы на €1,5 млрд. Столица Франции - Париж сократит свои расходы на €15 млрд. Более €3 млрд. должны будут сэкономить департаменты Франции и агентства госуслуг. Систему социального страхования ждет экономия в €3 млрд. Несмотря на все эти меры, общие государственные расходы во Франции будут продолжать расти, хотя и не так быстро, как раньше - всего на 0,5%. Подобное обстоятельство будет означать, что уровень государственных расходов во Франции выше, чем где-либо в еврозоне. В 2014 году государственные расходы во Франции составят 56,7% от ВВП, а это выше, чем в любой другой стране в еврозоне. В текущем году означенный показатель составляет около 57% ВВП. Таким образом, нынешняя ситуация пролонгируется в следующий год без какого-либо серьезного изменения.

Олли Рен - еврокомиссар по экономическим вопросам на прошлой неделе дипломатично заметил, французский бюджет демонстрирует "ответственность и осмотрительность". Однако Рен, по-прежнему, все еще "беспокоится" по поводу отсутствия планов для более глубоких изменений.

Признаков восстановления французской экономики пока что нет. Рост французского ВВП в 2013 году составил десятую часть процента. Безработица во Франции остается на высоком уровне в 11%. Правда, для поддержания тонуса 25 сентября 2013 года было объявлено, что число безработных, состоящих на учете службы занятости Франции, сократилось за август месяц впервые с 2011 года на 50 тысяч человек.

Опросы общественного мнения на прошлой неделе вновь подтвердили, что президент Олланд имеет самый низкий рейтинг среди президентов Франции за последние 20 лет. Политические и социально-экономические проблемы Олланда стали особенно рельефны после политического триумфа Ангелы Меркель на выборах в Германии. "Ангела Меркель - канцлер Германии и начальник Европы" - это признала именно французская Le Monde в пику собственному президенту. Олланд занимается проблемами второй по величине экономики Европы, которая обременена государственными социальными программами. Французский электорат мало интересуется изменениями, которые экономисты считают необходимыми. Экономическая политика Олланда связана с лавированием между исполнением минимума требований Европейского Союза к бюджетному дефициту и сохранением системы общественных благ, защита которых связана с традицией социалистической партии. Олланд полагает, что его избрание было связано с требованием избирателей отстаивать это наследие. Он боится негативной реакции в случае попытки решительной перестройки системы. В 2012 году Олланд был избран по той причине, что французы опасались стремления Николя Саркози сократить социальные программы. Успех Меркель демонстрирует, что у нее есть бóльшая поддержка немецкого народа, чего нельзя сказать об Олланде в отношении народа французского. В своей социально-экономической политике Олланд ориентируется именно на мнение французских избирателей, озабоченных сохранением социальной системы страны, но в ответ не получает от них ответных выразительных импульсов поддержки.

Во внешней политике за минувший год Олланд завоевал похвалу от общественного мнения за свое быстрое и решительное вмешательство в Мали для противодействия исламистским повстанцам. Но затем, спустя несколько месяцев в августе, он потерпел полное фиаско в случае с Сирией. В Европе он остался в изоляции после того, как Великобритания и Германия выступили против военного вмешательства, а Соединенные Штаты пошли на дипломатическое урегулирование конфликта. Как теперь стало известно, весь день 31 августа 2013 года Олланд ждал решения Вашингтона о начале военной операции в Сирии. Французская армия находилась в состоянии повышенной боевой готовности. Начало ударов планировалось на 3 ночи в воскресенье 1 сентября. Цели для французской авиации были уже определены. В 18:15 последовал звонок из Вашингтона. Президент Обама сказал Олланду: "Я принял свое решение. Но я хочу вначале добиться одобрения Конгресса". Французский президент был ошеломлен. Он попытался убедить Обаму не делать этого. После разговора с американским президентом Олланд вернулся в "зеленый кабинет" Елисейского дворца и сообщил участникам экстренного совещания, что войны не будет. В итоге сентябрь 2013 года обернулся для Олланда не победоносной войной, а тяжелыми внутриполитическими проблемами, связанными с состоянием французской экономики и финансов.

Европейская редакция ИА REGNUM