Среди гостей петербургского международного кинофестиваля "Послание к человеку", который завершает свою работу в Санкт-Петербурге, - знаменитый польский режиссер Кшиштоф Занусси. Обозреватель ИА REGNUM Наталья Эфендиева в разговоре с мэтром выясняла - кому в польском кино сейчас проще получить финансирование и изменилась ли публика за последние 40 лет.

- Пан Кшиштоф, для Ваших фильмов нередки метафорические названия - "Защитные цвета", "Структура кристалла", "Сердце в ладонях", "Иллюминация" и др. Сейчас Вы снимаете картину "Инородное тело". А сегодняшняя публика, прежде всего молодая, способна считывать все эти метафоры?

- Я не вижу никакой разницы между молодой публикой сегодня и 40 лет назад. И тогда она делилась на разных людей: глупых и остроумных, таких, которые ставят вопросы, и таких, которые никаких вопросов не понимают. Так что я на это не обращаю большого внимания. Никакой особенной перемены нет. Люди похожи. Важно только, чтобы для фильмов нашли время и внимание, которого сейчас очень не хватает.

- А когда Вы снимаете кино, то делаете это больше для себя или для конкретной публики?

- Нет. Для себя никак не снимаю. Я слишком ленивый, чтоб так развлекаться. Это же тяжелая работа. Конечно, я снимаю для своих зрителей, для тех, кто, надеюсь, будут заинтересованы. Вообще творчество - всегда такая попытка вырваться из одиночества. Человек ведь одинок в жизни, таким и остается. И все-таки это состояние - импульс что-то делать.

- Польское кино довольно долго находилось в состоянии кризиса... чуть не два десятилетия.

- Абсолютная неправда. Давайте говорить о количестве зрителей. Если их число на польских фильмах почти ежегодно было высоким, значит, не такие наши фильмы и плохие. Если мы все-таки появлялись на стольких фестивалях, значит, делали и серьезное кино. Были лучшие годы, были плохие, однако не случилось никакого кризиса и рецессии. Это вообще придумано, потому что все полагали, что так и должно быть. Особенно это делали те, кто говорил: "Ну, вот цензура вам все-таки помогала". Знаете, есть люди, думающие примерно так: если артист голодный, значит он - творческая личность. Сейчас вы не такой голодный, значит не творческий, вам уже легче, и вы неинтересны. Но ведь есть же такие важные картины, как "Огнем и мечом" или "Пан Тадеуш". И в течение последних 20 лет было снято не менее десяти выдающихся фильмов.

- Вы дебютировали в художественном кино в 1969 году. Когда легче было работать - тогда или сейчас?

- Знаете, это не сравнить. Если моему обществу жилось гораздо хуже в предыдущие годы, как же можно сказать, что мне было тогда лучше? Ведь отвратительно даже думать так. Польше жилось плохо, она не развивалась или развивалась больно. Да, в определенный момент, когда система уже распадалась, нам было полегче снимать, чем сейчас. Однако это никакого значения не имеет. Потому что надо думать о том, как было в стране, а не как было мне.

- В 2005 году в польском кино началась реформа. Появился польский институт киноискусство, директором которого стала Агнешка Одорович. Изменилась схема финансирования. Вам, как известному режиссеру, проще получить деньги на следующий фильм, чем молодым режиссерам?

- Конечно, молодым гораздо легче. Мне же не так давно отказали в финансировании - первый раз в жизни! Я с последней картиной ("Инородное тело" - Прим. ИА) полтора года боролся. И так бывает. Ну, надо быть готовым к тому, что под конец жизни будет труднее, чем в самом начале.

- А чем объяснили отказ?

- Наши феминистки воспротивились моей картине. - Вы имеете в виду Агнешку Одорович?

- Да. Она за все отвечает, и там такая структура, что она все решает сама. Но, знаете, поскольку она отступилась, не буду жаловаться на нее. Интересно, что есть моменты, где определенные течения хотят ввести свою цензуру и сказать - нам сюжет не нравится, потому что здесь отвратительные представления о женщине.

- В Ваших фильмах "Структура кристалла" и "Защитные цвета" показаны люди науки, переживающие внутренний кризис. Сейчас-то такие герои могут появиться в кино?

- Тоже возможно, да. Кино и драматургия - это же рассказ о выборе. А выбор в жизни есть всегда. Иной, чем прежде, однако сюжет тот же. Человек должен защищать свою свободу, независимость, какие-то свои принципы и идеи. Что сегодня столь же трудно, как и тогда.

- В 1990-е вы много работали на телевидении. Этот опыт был удачным?

- Да, я сделал цикл из восьми фильмов. Это были картины тоже, скажем, "морального беспокойства", но в новых условиях и в новые времена. Разницы с кино, пожалуй, особой нет. Разве что на телевидении все должно быть более приятным и светлым, не может быть слишком горячим, и нельзя чего-то крайнего говорить, в резких выражениях. Но это нормально. Это как если бы я рассказывал историю в комнате, где сидят и дети, и бабушка, и тетя, и надо делать все аккуратно, чтобы никто не обиделся. В кино же я могу себе позволить то, что невозможно на телевидении, потому что если кто-то купил билет, то сам и несет ответственность.

Беседовала Наталья Эфендиева

Благодарим "Парк культуры и чтения" магазина "Буквоед" за помощь в организации встречи с режиссером.

Сценарист, преподаватель, редиссер кино, телевидения и театра Кшиштоф Занусси родился 17 июня 1939 года в Варшаве.

В 1955-59 годах - студент физического факультета Варшавского университета, в 1959-62 - философского факультета Ягеллонского университета в Кракове.

В 1966 году закончил режиссерский факультет Лодзинской киношколы.

Его дипломная работа - "Смерть провинциала" завоевала приз "Серебряные Львы" на фестивале в Мангейме (1968), а также призы на фестивалях в Венеции, Вальядолиде, Москве.

С 1966 года им были сняты многочисленные документальные и художественные фильмы для кино и телевидения в Польше и за ее пределами. Занусси является автором или соавтором сценариев для всех своих фильмов, некоторые из этих сценариев были опубликованы в Польше, Италии, России, Германии, Венгрии, Чехословакии и Индии.

В 1971-1981 годах Кшиштоф Занусси был вице-президентом Союза кинематографистов Польши.

С 1967-го он является директором и художественным руководителем Киностудии "TOR". Одновременно преподает в Высшей государственной школе кино, телевидения и театра, является профессором Силезского университета в Катовицах, сотрудничает с National Film School в Великобритании, ведет режиссерскую работу в театрах Польши, Италии, Франции, Германии и России. Кроме того, с 1994 года он является консультантом комиссии по делам культуры в Ватикане, президентом общества EUROVISION, членом Польского ПЕН-клуба и Союза польских писателей.

Почетный доктор ВГИКа. Лауреат Каннского кинофестиваля в номинации "Режиссер" (1980). Обладатель специального приза Венецианского кинофестиваля (1982), главного приза Венецианского кинофестиваля (1984), Царскосельской художественной премии (2004). На Ереванском кинофестивале "Золотой абрикос" удостоен премии имени Сергея Параджанова "за вклад в мировой кинематограф" (2005). Международная премия "Балтийская звезда" (2009).