Кшиштоф Занусси в Петербурге: "Я слишком ленивый, чтобы снимать кино для себя"

Санкт-Петербург, 26 сентября 2013, 20:12 — REGNUM  Среди гостей петербургского международного кинофестиваля "Послание к человеку", который завершает свою работу в Санкт-Петербурге, - знаменитый польский режиссер Кшиштоф Занусси. Обозреватель ИА REGNUM Наталья Эфендиева в разговоре с мэтром выясняла - кому в польском кино сейчас проще получить финансирование и изменилась ли публика за последние 40 лет.

- Пан Кшиштоф, для Ваших фильмов нередки метафорические названия - "Защитные цвета", "Структура кристалла", "Сердце в ладонях", "Иллюминация" и др. Сейчас Вы снимаете картину "Инородное тело". А сегодняшняя публика, прежде всего молодая, способна считывать все эти метафоры?

- Я не вижу никакой разницы между молодой публикой сегодня и 40 лет назад. И тогда она делилась на разных людей: глупых и остроумных, таких, которые ставят вопросы, и таких, которые никаких вопросов не понимают. Так что я на это не обращаю большого внимания. Никакой особенной перемены нет. Люди похожи. Важно только, чтобы для фильмов нашли время и внимание, которого сейчас очень не хватает.

- А когда Вы снимаете кино, то делаете это больше для себя или для конкретной публики?

- Нет. Для себя никак не снимаю. Я слишком ленивый, чтоб так развлекаться. Это же тяжелая работа. Конечно, я снимаю для своих зрителей, для тех, кто, надеюсь, будут заинтересованы. Вообще творчество - всегда такая попытка вырваться из одиночества. Человек ведь одинок в жизни, таким и остается. И все-таки это состояние - импульс что-то делать.

- Польское кино довольно долго находилось в состоянии кризиса... чуть не два десятилетия.

- Абсолютная неправда. Давайте говорить о количестве зрителей. Если их число на польских фильмах почти ежегодно было высоким, значит, не такие наши фильмы и плохие. Если мы все-таки появлялись на стольких фестивалях, значит, делали и серьезное кино. Были лучшие годы, были плохие, однако не случилось никакого кризиса и рецессии. Это вообще придумано, потому что все полагали, что так и должно быть. Особенно это делали те, кто говорил: "Ну, вот цензура вам все-таки помогала". Знаете, есть люди, думающие примерно так: если артист голодный, значит он - творческая личность. Сейчас вы не такой голодный, значит не творческий, вам уже легче, и вы неинтересны. Но ведь есть же такие важные картины, как "Огнем и мечом" или "Пан Тадеуш". И в течение последних 20 лет было снято не менее десяти выдающихся фильмов.

- Вы дебютировали в художественном кино в 1969 году. Когда легче было работать - тогда или сейчас?

- Знаете, это не сравнить. Если моему обществу жилось гораздо хуже в предыдущие годы, как же можно сказать, что мне было тогда лучше? Ведь отвратительно даже думать так. Польше жилось плохо, она не развивалась или развивалась больно. Да, в определенный момент, когда система уже распадалась, нам было полегче снимать, чем сейчас. Однако это никакого значения не имеет. Потому что надо думать о том, как было в стране, а не как было мне.

- В 2005 году в польском кино началась реформа. Появился польский институт киноискусство, директором которого стала Агнешка Одорович. Изменилась схема финансирования. Вам, как известному режиссеру, проще получить деньги на следующий фильм, чем молодым режиссерам?

- Конечно, молодым гораздо легче. Мне же не так давно отказали в финансировании - первый раз в жизни! Я с последней картиной ("Инородное тело" - Прим. ИА) полтора года боролся. И так бывает. Ну, надо быть готовым к тому, что под конец жизни будет труднее, чем в самом начале.

- А чем объяснили отказ?

- Наши феминистки воспротивились моей картине. - Вы имеете в виду Агнешку Одорович?

- Да. Она за все отвечает, и там такая структура, что она все решает сама. Но, знаете, поскольку она отступилась, не буду жаловаться на нее. Интересно, что есть моменты, где определенные течения хотят ввести свою цензуру и сказать - нам сюжет не нравится, потому что здесь отвратительные представления о женщине.

- В Ваших фильмах "Структура кристалла" и "Защитные цвета" показаны люди науки, переживающие внутренний кризис. Сейчас-то такие герои могут появиться в кино?

- Тоже возможно, да. Кино и драматургия - это же рассказ о выборе. А выбор в жизни есть всегда. Иной, чем прежде, однако сюжет тот же. Человек должен защищать свою свободу, независимость, какие-то свои принципы и идеи. Что сегодня столь же трудно, как и тогда.

- В 1990-е вы много работали на телевидении. Этот опыт был удачным?

- Да, я сделал цикл из восьми фильмов. Это были картины тоже, скажем, "морального беспокойства", но в новых условиях и в новые времена. Разницы с кино, пожалуй, особой нет. Разве что на телевидении все должно быть более приятным и светлым, не может быть слишком горячим, и нельзя чего-то крайнего говорить, в резких выражениях. Но это нормально. Это как если бы я рассказывал историю в комнате, где сидят и дети, и бабушка, и тетя, и надо делать все аккуратно, чтобы никто не обиделся. В кино же я могу себе позволить то, что невозможно на телевидении, потому что если кто-то купил билет, то сам и несет ответственность.

Беседовала Наталья Эфендиева

Благодарим "Парк культуры и чтения" магазина "Буквоед" за помощь в организации встречи с режиссером.

Сценарист, преподаватель, редиссер кино, телевидения и театра Кшиштоф Занусси родился 17 июня 1939 года в Варшаве.

В 1955-59 годах - студент физического факультета Варшавского университета, в 1959-62 - философского факультета Ягеллонского университета в Кракове.

В 1966 году закончил режиссерский факультет Лодзинской киношколы.

Его дипломная работа - "Смерть провинциала" завоевала приз "Серебряные Львы" на фестивале в Мангейме (1968), а также призы на фестивалях в Венеции, Вальядолиде, Москве.

С 1966 года им были сняты многочисленные документальные и художественные фильмы для кино и телевидения в Польше и за ее пределами. Занусси является автором или соавтором сценариев для всех своих фильмов, некоторые из этих сценариев были опубликованы в Польше, Италии, России, Германии, Венгрии, Чехословакии и Индии.

В 1971-1981 годах Кшиштоф Занусси был вице-президентом Союза кинематографистов Польши.

С 1967-го он является директором и художественным руководителем Киностудии "TOR". Одновременно преподает в Высшей государственной школе кино, телевидения и театра, является профессором Силезского университета в Катовицах, сотрудничает с National Film School в Великобритании, ведет режиссерскую работу в театрах Польши, Италии, Франции, Германии и России. Кроме того, с 1994 года он является консультантом комиссии по делам культуры в Ватикане, президентом общества EUROVISION, членом Польского ПЕН-клуба и Союза польских писателей.

Почетный доктор ВГИКа. Лауреат Каннского кинофестиваля в номинации "Режиссер" (1980). Обладатель специального приза Венецианского кинофестиваля (1982), главного приза Венецианского кинофестиваля (1984), Царскосельской художественной премии (2004). На Ереванском кинофестивале "Золотой абрикос" удостоен премии имени Сергея Параджанова "за вклад в мировой кинематограф" (2005). Международная премия "Балтийская звезда" (2009).

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отослать информацию редактору.
Главное сегодня
NB!
26.02.17
Собачий террор: свердловчане обвиняют службы отлова собак в бездействии
NB!
26.02.17
Лионель Месси в очередной раз принес «Барселоне» 2 очка
NB!
26.02.17
Пушков о провале информатора WADA Степановой: «Все силы ушли на доносы»
NB!
26.02.17
Савченко в Донбассе: почему это так пугает Киев
NB!
26.02.17
Великий пост дарует великие возможности
NB!
26.02.17
Неизвестный облил Касьянова зеленкой на «Марше памяти» Немцова
NB!
26.02.17
Басурин: Украинские нацбатальоны освободили Донецкую фильтровальную станцию
NB!
26.02.17
Из акронима ИГИЛ / ИГИС* пора убрать определение «исламское»
NB!
26.02.17
Бои рыцарей ко Дню защитника Отечества
NB!
26.02.17
Нагорный Карабах: кто заинтересован в военной эскалации
NB!
26.02.17
Главком ВКС РФ: В 2017 году армия закупит 160 новых самолетов и вертолетов
NB!
26.02.17
На Украине определили своего участника конкурса «Евровидение»
NB!
26.02.17
Поэма Санкт-Петербурга: Небо
NB!
26.02.17
Вандалы из группировки «Азов» разрисовали российский банк в Одессе
NB!
26.02.17
Япония хочет лечить жителей южных Курил по интернету
NB!
26.02.17
Трамп саркастически прокомментировал назначение Тома Переса
NB!
26.02.17
Арестован глава киргизской партии «Ата Мекен» Омурбек Текебаев
NB!
26.02.17
Борьба за пост президента США продолжается: теперь — при живом Трампе
NB!
26.02.17
«Народный автомобиль»: сильнее Гитлера и «дизельгейта»
NB!
25.02.17
Фильм о Клинтон завоевал антипремию «Золотая малина»
NB!
25.02.17
«Бавария» уничтожила «Гамбург» 8:0 в 1000-м матче Карло Анчелотти
NB!
25.02.17
The Daily Express: «Печально известная победа Красной армии над нацистами»