Итоги саммита ОДКБ в Сочи продемонстрировали тенденцию к консолидации организации. При этом данный процесс заметен не только в сфере безопасности, но и на политическом уровне. Решающим фактором, способствующим этому, стали последствия интервенционистской политики Запада в сфере безопасности.

В итоговых заявлениях саммита четко выделялись два полюса угроз безопасности стран-членов ОДКБ - ближневосточный и центральноазиатский. В последнем случае организации в ближайшее время придется иметь дело с последствиями ухода западного контингента из Афганистана, и не случайно тема обеспечения безопасности на центральноазиатском направлении была выделена на саммите как приоритетная для ОДКБ. Пребывание с 2003 г. натовского контингента в Афганистане не привело к стабилизации ситуации, и уход сил Запада грозит стране дестабилизацией, которая неизбежно окажет воздействие на регион Центральной Азии. В целом ситуация может развиваться как в направлении падения существующего в Кабуле режима и возвращения к власти талибов, тем более, что Вашингтон прилагает усилия в направлении интеграции умеренного крыла движения в систему афганской власти, так и привести к возобновлению затяжной гражданской войны.

Для стран ЦА это будет означать реанимацию ситуации конца 1990-х - начала 2000-х, что неизбежно повышает в глазах правящих режимов стран региона ценность ОДКБ и значение роли России как силы, гарантирующей безопасность и стабильность существующих государственных структур. На саммите в этом плане были озвучены и конкретные меры по содействию двум странам региона с наиболее хрупкой системой безопасности - Киргизии и Таджикистану. В первом случае речь шла о содействии киргизским вооруженным силам, во втором - о мерах по укреплению афгано-таджикской границы. В целом же новая и крайне рискованная конфигурация в сфере безопасности в ЦА, которая сложится после ухода западного контингента из Афганистана, в определенной степени укрепляет позиции Москвы в геополитической конкуренции за Центральную Азию с Западом и Китаем. Фактор безопасности в не меньшей степени, чем экономические и финансовые возможности участников "Большой игры" способен покачнуть центральноазиатские весы.

Второй узел дестабилизации оказавшийся в центре внимания саммита ОДКБ - ближневосточный и прежде всего ситуация в Сирии. В данном случае члены организации консолидировано поддержали позицию России по Сирии, приняв соответствующее заявление. Данная единая позиция по Сирии в определенной мере послужит укреплению позиций Москвы в сложной дипломатической борьбе с Вашингтоном, Парижем и Лондоном вокруг условий химического разоружения Дамаска. И наконец, единство ОДКБ при всей разнице потенциалов ее участников все-таки заметно подчеркивает разброд и шатания по Сирии в рядах Запада, где Вашингтону так и не удалось сформировать более ли менее представительную коалицию для действий против Дамаска.

Несомненно, на указанное единство позиции ОДКБ повлияли растущие импульсы дестабилизации, которые исходят от сирийского конфликта по всему региону Ближнего Востока, а также ставшее вполне реальным в августе-сентябре перерастание гражданского конфликта в Сирии в региональную войну. Последний сценарий непосредственно затронет Иран, Турцию, российские интересы в регионе Южного Кавказа и конечно скажется на безопасности Армении - опорного члена ОДКБ на юго-западном направлении.

Таким образом, итоги последнего саммита ОДКБ в целом носят положительный характер с точки зрения развития организации. Однако приведет ли воздействие новых угроз к полноценному становлению ОДКБ в качестве еще одного измерения интеграционных процессов на постсоветском пространстве - покажет время.

Эксперт ИА REGNUM Давид Арутюнов