Россия может изменить свою позицию относительно сирийской проблемы, если поймет, что президент Сирии Башар Асад жульничает. Об этом заявил глава администрации президента России Сергей Иванов, отвечая на вопросы в рамках пленарного заседания 10-й конференции Лондонского международного института стратегических исследований "Глобальный стратегический обзор" в Стокгольме.

"Я говорю сейчас теоретически и гипотетически, но если у нас появится уверенность, что Асад жульничает, мы можем изменить нашу позицию", - подчеркнул Иванов.

В то же время, он предложил подумать над еще одним гипотетически возможным сценарием - если выяснится, что химическое оружие применяли и официальный Дамаск, и оппозиция. "Представляю, что тогда будет делать мировое сообщество", - добавил Иванов.

Говоря о том, каким путем может действовать Россия в сложившейся ситуации, глава президентской администрации подчеркнул: "Только дипломатически, что еще мы можем сделать?"

Глава администрации президента РФ подчеркнул, что в случае удара по Сирии извне оппозиция вовсе потеряет интерес к дальнейшим переговорам с Дамаском. "В случае внешнего вооруженного вмешательства оппозиция, которая и так противится инициативе по проведению мирной конференции, вовсе потеряет всякий интерес к переговорам, рассчитывая, что США будут, как и в Ливии, бомбить режим до основания и тем самым проложат боевикам легкий путь к победе", - сказал Иванов.

Он также напомнил, что в рамках реализации российско-американской инициативы от 7 мая 2013 года Россия уже прошла свою часть пути - заручилась согласием Дамаска направить представительную делегацию на Женевскую конференцию. "Американским же партнерам так и не удалось добиться такого же результата от оппозиции. А утверждения, что продвинуть мирный процесс помогут удары "крылатых ракет", не только несерьезны, но и безответственны", - подчеркнул Иванов.

Глава президентской администрации также призвал к тщательному и объективному расследованию всех случаев применения химического оружия в Сирии.

"Что же касается определения стороны, виновной в применении оружия массового уничтожения, то это уже прерогатива Совета Безопасности ООН. Для решения этой задачи предстоит большая и кропотливая работа. А с учетом того, что, как мы предполагаем, в данном случае речь идет о масштабной провокации, доказательно установить истину будет вдвойне непросто. А экспертам ООН надо как можно скорее вернуться в Сирию и продолжить свою работу по расследованию других случаев использования химоружия, в том числе 19 марта в местечке Хан Аль-Асаль", - подчеркнул Иванов.

Представитель Кремля также высказал опасения в связи с продолжающимся стягиванием войск оппозиции к Дамаску. "Наверное, не надо объяснять, к каким жертвам, прежде всего, среди гражданского населения, это может привести. К примеру, эти боевики уже атаковали поселок Маалюля, в котором находится один из древнейших христианских монастырей. Там до сих пор говорят на языке, на котором проповедовал Иисус, - арамейском. Раньше вооруженные оппозиционеры от этого воздерживались", - констатировал Иванов, сообщает ИТАР-ТАСС 21 сентября.

Кроме того, он напомнил, что наиболее боеспособные силы в оппозиционном стане - это аффилированная с "Аль-Каидой" "Джабхат Ан-Нусра". В ее рядах состоят исламские радикалы, съехавшиеся со всего мира. "Это, по сути, те же люди, которые воевали с американцами и НАТО в Ираке и Афганистане, с нами - в Чечне, с французами - в Мали. Как можно бороться с экстремистами в одной стране и вооружать их в другой?" - недоумевает глава администрации президента РФ.

Говоря о предпринимаемых Россией шагах, он отметил, что "инициатива взятия сирийского оружия массового уничтожения под международный контроль с последующим его уничтожением встречает все более широкий позитивный отклик у подавляющего большинства государств мира". "Показательно, что негативное отношение эта инициатива вызвала только у сирийской оппозиции и, если не ошибаюсь, только в одной стране - Саудовской Аравии", - подчеркнул Иванов.

В заключение своего выступления глава кремлевской администрации отметил, что "сейчас нужно говорить не о конфронтации вокруг сирийской проблемы, а о партнерских усилиях, о налаживании серьезной совместной работы". "Конечно, мирный, дипломатический подход к решению конфликтов - всегда непрост. Но реальной альтернативы ему нет", - резюмировал Иванов.