Русская Православная Церковь вынесла на обсуждение проект общецерковного документа о правилах венчания и расторжения церковного брака. О том, что переставляет собой этот документ и кому он адресован, в интервью корреспонденту ИА REGNUM рассказал первый заместитель председателя Патриаршей комиссии по вопросам семьи и защиты материнства протоиерей Димитрий Смирнов.

ИА REGNUM: Что это за документ? Что-то новое или попытка собрать воедино уже существующие правила?

Ни то, ни то. Это просто регламентация того, как нужно совершать это таинство согласно церковным традициям и канонам, потому что возникли разные мнения. В "Настольной книге священнослужителя" это было изложено еще в брежневское времена. Но все же понадобился такой документ, который носит обязательный характер. Межсоборное присутствие создало такой проект, он будет представлен на рассмотрение Архиерейского Собора, если он его утвердит, то это станет обязательной практикой для всех священников и священнослужителей Русской Православной Церкви. Ничего принципиально нового там нет. В силу его краткости с этим документом будет очень удобно иметь дело.

ИА REGNUM: Документ адресован в первую очередь священникам или мирянам тоже?

Так как у нас в Церкви никаких эзотерических учений нет, а каждый крещеный человек является царем и священником, это обращено и к мирянам тоже. Но по преимуществу, так как совершителем обряда от имени Церкви является священник, то он должен быть в этой области специалистом. Надо правильно разъяснять церковную позицию, я подчеркиваю, что не официально, а именно правильно, и мирянам. Предполагается, что перед венчанием будет проводиться беседа, которая будет все разъяснять. В народе очень много глупостей, например, что штамп не обязателен, и прочая ерунда.

Люди, которые не хотят нести ответственность, придумывают всякие штуки. Называют блудное сожительство гражданским браком, хотя всегда гражданским браком считался брак, заключенный в государственных органах, потому он и называется гражданским, так как ЗАКС - это заключение актов гражданского состояния. В документе все точки над "i" ставятся, и он будет вынесен на очередной Архиерейский Собор чрез год.

ИА REGNUM: Почему этот документ появился именно сейчас? Это связано с текущим состоянием общества?

Нет, не связано. Дело в том, что в годы советской власти Церковь находилась под гнетом, и многие вещи ей навязывались властью. Теперь Церковь свободна и приступила к своим делам. Этих дел - море, это не на один десяток лет. Все 70 лет был сплошной вакуум. Невозможно было ни канонизировать святых, ни учредить новую епархию, ни навести порядок в каноническом строе Церкви и так далее. Теперь Церковь получила свободу, и первые 20 лет мы были заняты восстановлением наших святынь, так как они представляют для нас наибольшую ценность. В Церкви впервые был создан такой постоянно действующий орган как Межсоборное присутствие, где собираются все крупнейшие богословы и церковные ученые, которые по разным запросам вырабатывают документы. По мере готовности, а не по мере актуальности, документы предлагаются Собору для утверждения. Когда этот достаточно большой перечень документов будет исчерпан, будут предложены другие темы. Эта работа, я думаю, в ближайшие сто лет заполнит все время крупнейших умов русского православия.

Напомним, проект документа "Упорядочение практики совершения браков (в частности, повторных)", опубликованный на официальных сайтах РПЦ и Межсоборного присутствия, регламентирует основные понятия в сфере семейных отношений, заключения и расторжения церковного брака. В частности, уважительными причинами для развода Церковь признает: "отпадение супруга или супруги от Православия; прелюбодеяние и противоестественные пороки; вступление одной из сторон в новый брак; монашеский постриг одного из супругов; неспособность к брачному сожитию, наступившая до брака или явившаяся следствием намеренного самокалечения; заболевание проказой, сифилисом, СПИДом, а также медицински засвидетельствованные хронический алкоголизм или наркомания; длительное безвестное отсутствие и злонамеренное оставление одного супруга другим; совершение женой аборта при несогласии мужа, снохачество, сводничество, извлечение выгод из непотребств супруга; посягательство на жизнь или здоровье супруги либо детей; неизлечимая тяжкая душевная болезнь, наступившая в течение брака".

Если брак расторгнут по одной их этих причин, то "невиновная сторона имеет право на церковное венчание в случае второго брака, получив на это разрешение епархиального архиерея", говорится в документе. Священникам также не рекомендуется лишать причастия верующих, живущих в законном, но "невенчанном" браке и отождествлять его с блудом. РПЦ призывает своих служителей брать такие семьи под особую опеку и разъяснять им "необходимость благодатной помощи, испрашиваемой в Венчании для достижения целей брака - совместной христианской жизни, рождения и воспитания детей".