"Задача людей, выступающих за торжество исторической истины, заключается в том, чтобы добиться восстановления в Минске памятника великому реформатору, коим являлся Александр II. А революционно-националистический миф о "Кастусе Калиновском" пусть остаётся достоянием политических экстремистов и русофобов", - заявил 18 сентября корреспонденту ИА REGNUM белорусский историк, кандидат исторических наук Александр Бендин.

"Миф о "Кастусе Калиновском" не исчезает из нашей общественной жизни во многом благодаря поддержке той части бюрократии, которая заведует идеологий и культурой", - констатировал Бендин. По его мнению, данный факт свидетельствует о "шизофреническом расщеплении бюрократического сознания", когда борец за польские национальные интересы возводится на пьедестал героя белорусской истории.

"Калиновский - это политический авантюрист, который боролся за восстановление польского господства над освобожденным белорусским населением, католицизма - над православием, за реализацию интересов и целей, абсолютно чуждых для подавляющего большинства белорусского народа. И его собираются увековечить в памятнике "1000-летие белорусской государственности (личности в истории Белоруссии)". "Это вопиющее противоречие отнюдь не смущает незамысловатые бюрократические головы", - отметил белорусский историк. По его мнению, сама идея установления такого памятника в Минске, наподобие установленного в 1862 году в Великом Новгороде памятника 1000-летию российской государственности, указывает на острейший дефицит творческих идей у белорусских чиновников, их склонность к бездумному подражательству и эпигонству.

"Миф о Калиновском - мина замедленного действия, которая, благодаря усилиям бюрократии, закладывается под фундамент белорусского государства. Этот националистический миф является апологией революционного насилия, террора и русофобии. В современных условиях он выступает в качестве идеологического инструмента мобилизации политических экстремистов, циничных политических дельцов и лиц с неуравновешенной психикой. Миф о Калиновском - разрушительный для государства и опасный для единства белорусского общества, он провоцирует социальную агрессию, взывает к религиозному и этническому реваншу", - констатировал учёный.

По словам эксперта, стремление чиновников причислить Викентия Константина Калиновского к столпам белорусской государственности является ярким подтверждением того, что "зло и страдания, порождаемые беспощадным революционным насилием, получают официальную поддержку белорусской бюрократии. Этот факт говорит о нравственной ущербности бюрократии, о ее явной неспособности к различению добра и зла".

Показательно, отметил Бендин, что чествование памяти идеолога революционного терроризма в современной Белоруссии происходит параллельно с решительным неприятием бюрократией общественной инициативы по восстановлению разрушенного большевиками в 1917 году памятника российскому императору Александру II.

"Любому образованному человеку хорошо известны исторические деяния этого императора. Александр II отменил крепостное право и осуществил ряд глубоких социальных реформ, которые оказали долгосрочное позитивное воздействие на социально-экономическое и культурное развитие населения белорусских земель", - напомнил Бендин.

"Примитивно мотивированный отказ от восстановления в Минске памятника Александру II является свидетельством социальной безответственности местной бюрократии, - заявил белорусский учёный. - Александр II - великий реформатор и созидатель, утверждавший правовые и политические условия для прогрессивного, эволюционного развития страны".

По мнению историка, следует обратить внимание на особенность мировоззрения современного белорусского чиновничества: "Неблагодарная и невежественная бюрократия отказывает в увековечении памяти преобразователя жизни белорусского крестьянства, которое глубоко чтило своего царя-освободителя. И та же бюрократия чествует в лице Калиновского память революционных разрушителей, террористов и социальных демагогов. Чиновники, ответственные за культурное воспитание нации, не вправе обращаться за примерами государственного и патриотического служения к личностям, которые являлись выразителями революционной и националистической патологии".

Напомним, в августе власти Белоруссии проинформировали группу белорусской интеллигенции, добивающуюся восстановления в Минске памятника Александру II, о нежелании восстанавливать памятник в Минске, а также о нежелании создавать расширенную экспертную комиссию с участием общественности города. Белорусские учёные и представители НПО с начала года провели несколько общественных обсуждений своей инициативы, написали два коллективных обращения к властям города, но получили отказы, проинформировало издание "Западная Русь". В последнем случае Мингорисполком сослался на мнение Института истории Академии наук Белоруссии, сотрудники которого сделали безосновательное заключение, констатируя: "Роль Александра II в истории Белоруссии противоречивая, неоднозначно оценивается в современной исторической науке и в обществе. Восстановление памятника Александру II может появиться демонстрацией символизма российского самодержавия на белорусских землях и будет неоднозначно восприниматься в обществе". При этом Мингорисполком продемонстрировал однозначность позитивного восприятия личности польского террориста Викентия Константина Калиновского, установив ему мемориальную доску в центре Минска.

Как сообщало ИА REGNUM, одновременно со сторонниками восстановления в Минске (не обязательно на прежнем месте) памятника царю-реформатору Александру II в городе действует другая группа, добивающаяся создания и установления в белорусской столице отдельного памятника одному из лидеров польских повстанцев XIX века Викентию Константину Калиновскому. В письмах, полученных из Мингорисполкома организацией "Альтернатива", добивающейся установки памятника Калиновскому, власти отметили "нецелесообразность" реализации данной идеи, т.к. его личность будет увековечена в памятнике "1000-летие белорусской государственности (личности в истории Белоруссии)". Кроме того, сказано в официальных ответах властей, в Белоруссии сделано достаточно много для увековечения памяти Калиновского: установлены памятники, поставлены театральные пьесы и т.д. Тем не менее, обе группы намерены добиваться реализации своих намерений.