В Казани завершилась конференция "Электронная школа-2013". Директор по работе с корпоративными заказчиками Intel в России, на Украине и в Казахстане Юлия Клебанова рассказала ИА REGNUM о перспективах электронного образования и о том, чего вообще следует ожидать от образования в ближайшие годы.

ИА REGNUM: На протяжении всей конференции много говорилось об улучшении IT-составляющей в школах России. Подведите резюме - какие технологические новинки ожидаются в ближайшие годы?

За последние три года государство потратило десятки миллиардов рублей на модернизацию системы образования, новая программа запланирована на 2014-2020 годы. Результат столь серьезных инвестиций виден во многих регионах: учителя получили ноутбуки, школы - компьютерные классы, точки беспроводного доступа, интерактивные доски. Тем не менее, имеет смысл говорить об улучшении информатизации школ только в контексте применения имеющейся техники, а не владения каким-то количеством ПК или наборов программного обеспечения.

Наверное, уместно провести аналогию с библиотекой среднестатистической школы: все они оснащены собраниями сочинений Толстого, Достоевского, Гоголя... Но сколько процентов учеников их действительно читают? С информационными системами еще сложнее: они не самодостаточны, и могут помочь улучшить образовательный процесс только при активной заинтересованности и определенном уровне подготовки со стороны школьной администрации, учителей и родителей.

ИА REGNUM: Достаточно ли освоены имеющиеся на сегодняшний день школьные IT-ресурсы?

Потенциал многих технологий и решений еще полностью не раскрыт: зачастую школы начинают с электронного журнала и ведения внутренней отчетности, стараясь отложить использование компьютеров на уроках "до лучших времен". Такая осторожность объяснима многими причинами: неготовностью учителей старшего поколения менять существующие привычные методики и программы, весьма поверхностными знаниями учителей-пользователей ПК, ожиданием прихода новых стандартов в среднюю и старшую школы. Имеющиеся сегодня в разных регионах IT-системы осваиваются разными темпами, и время прихода технологий тоже будет разным.

ИА REGNUM: Какие технологии ожидаются в ближайшем будущем?

Наверное, самыми актуальными решениями в ближайшее время станут обучающие программы с использованием touch-интерфейса, игровые тесты и тренажеры, распознавание жестов и мимики, "расширенная" реальность. Очень надеюсь, что в первую очередь эти решения будут предоставлены детям с особенностями обучения и развития, так как для многих из них подобные технологии представляют собой единственно возможный способ обучения и получения профессиональной подготовки.

ИА REGNUM: О каких сроках идет речь?

Приход новых технологий в школы и практическая польза от их применения в первую очередь определяются степенью заинтересованности администрации и учителей, в том числе желанием привлекать лучших учеников инновационными методиками преподавания. Есть также и легитимный аспект - сроки прихода ФГОС-ов в среднюю и старшую школы. Поскольку новые стандарты обучения уже утверждены как обязательные в младшей школе, видится разумным предположить, что до комплексной информатизации школ осталось еще 8-10 лет.

Конечно, сроки и качество от этих инноваций будут зависеть от финансирования, которое необходимо на закупку техники и параллельное обучение учителей на первом этапе, а затем - на развитие и поддержку школьной инфраструктуры, включая серверы и системы хранения, закупку электронных учебников и дооснащение библиотек, лицензионные соглашения, курсы повышения квалификации учителей, библиотекарей, администрации и многие другие статьи расходов.

Уровень технической сложности решения для школ становится все более похожим на требования малых и средних предприятий, поэтому от качества реализации первого этапа, который часто проводится региональным интегратором или энтузиастами учителями вместе со старшеклассниками, зависит дальнейший пусть интеграции новейших технологий в образовательный процесс.

ИА REGNUM: Судя по многочисленным заявлениям руководства республики, Татарстан в последнее время сильно продвинулся в сфере IT. Вы считаете все нововведения прикладными, действующими?

На мой взгляд, успехи Татарстана в области образования - это следствие очень грамотной политики, которая проводится последовательно на протяжении нескольких лет. Программа "Электронная школа" была начата в 2010 году, и за неполных 2,5 года Татарстан обучил пользованию ПК и новейшим методикам их использования всех учителей, параллельно обеспечив каждого учителя своим компьютером.

Таким образом, всем учителям Татарстана была предоставлена возможность на практике применить полученные знания. Республика также создала единую информационную площадку на базе государственного ресурса https://edu.tatar.ru для обмена информацией, организации конкурсов и тренингов для всех школ региона, а также хранения контента и координации развития проекта в будущем. Параллельно с поставкой компьютеров учителям проходило дооснащение школ, улучшение школьной инфраструктуры, пилотирование лучших практик и методик в пяти школах-центрах компетенции.

К сожалению, многие регионы идут не всегда последовательным путем, разделяя во времени процессы оснащения техникой и обучения учителей. Такой подход не позволяет сделать процесс интеграции технологий и обучения действительно полезным, направленным на улучшение качества обучения.

Школьники из Татарстана лидируют во многих международных олимпиадах по точным наукам - биологии, физике, химии - наверное, это и есть практическое подтверждение грамотной политики государства в области образования.

ИА REGNUM: Почему корпорация Intel занялась системой образования? Ожидаются ли еще проекты, похожие на конференцию "Электронная школа"?

Мы представители американской компании в России. У нас много задач - мы занимаемся проектами в области информатизации банков, государственной структуры и вообще ведем много интересных направлений. Но когда мы занялись плотно образованием, то во всей команде появилось что-то новое. Все мы - чьи-то дети-родители, и, видимо, каждый чувствует в этом что-то личное.

Нам настолько хочется изменить будущее своих детей, что мы очень стараемся изменить нашу жизнь к лучшему. Если бы мы работали формально, то, возможно, не было бы и этих проектов и этой конференции. С 2010 года, когда мы начали заниматься информатизацией системы образования, в нас всех что-то поменялось. Поэтому я уверена, что проектов будет много, и они будут все интереснее.