Минэкономразвития намерено оценить эффективность налоговых льгот. Проект методики уже подготовлен и поддержан на площадке "открытого правительства". Заявлено, что 290 льгот, действовавших в России на начало 2013 года, обходились бюджету в 1,6 трлн рублей. Правительство проверит налоговые льготы и отменит неэффективные. Как заявил корреспонденту ИА REGNUM ведущий аналитик Lionstone Investment Services LTD Андрей Цион, такая проверка эффективности льгот нужна.

Причем, по его словам, их эффективность должна оцениваться еще на стадии формирования. Однако отмена льгот, считает эксперт, не выход из ситуации: "Мне кажется, после оценки их эффективности стоит проанализировать, почему та или иная льгота оказалась неэффективна. Возможно, стоит устранить какие-то ошибки в механизме ее реализации, доставке до конечного получателя, ее доступности и т.п. И совсем неверно считать неэффективными льготы, если их использует слишком мало налогоплательщиков либо если есть граждане и компании ими злоупотребляющие".

"Если льготу использует мало налогоплательщиков, - продолжает Цион, - то возможно, что они о ней просто не знают или не могут получить, а если злоупотребляют, то здесь наверняка есть ошибки в механизме ее предоставления. Поэтому в данной ситуации правильнее говорить о модернизации неэффективных льгот, а не об их отмене".

Как подчеркнул аналитик, бизнес создает рабочие места и дает доходы в бюджет, и главная задача - создавать дополнительные условия для его развития, а не ухудшать: "Бизнес, использующий льготы, подобен человеку, принимающему лекарства. Если запретить больному прием препаратов, то ему станет только хуже. К сожалению, российский бизнес находится только лишь на пути к выздоровлению".

Старший юрист DS Law Денис Зайцев в свою очередь считает, что с точки зрения формирования налоговых доходов бюджета оценка налоговых льгот может иметь положительный потенциал. Для налогоплательщиков же, по его мнению, ничем хорошим это, скорее всего, не обернется, так как отмена одних льгот, вряд ли будет компенсирована какими-то другими преференциями.

"При этом очень важно понимать, эффективность каких "налоговых льгот" и, самое главное, по каким критериям будут определяться. Так, можно с уверенностью сказать, что 290 именно льгот все законодательство о налогах и сборах не содержит. Скорее всего, в льготы записали отдельные элементы налогообложения (например, нулевая ставка НДС при экспорте, перенос убытков по налогу на прибыль на будущие периоды), обоснованность которых хотят подвергнуть сомнению", - пояснил корреспонденту ИА REGNUM Зайцев.

Он также предположил, что отмену льгот могут начать с региональных льгот по налогу на прибыль, налогу на имущество, так как именно их проще всего проверить на эффективность, а при необходимости, отменить.

"Также важно понимать, что размер выпадающих доходов (1,6 трлн рублей) не может быть единственным оценочным критерием. В числе критериев должна быть эффективность (экономическая, социальная, инвестиционная составляющая) применения или, что важнее, отмены льготы", - добавил эксперт.