Сюрприза не вышло. На очередных парламентских выборах в Норвегии 8-9 сентября 2013 г., как предвещали опросы общественного мнения, правящая "красно-зелёная коалиция", включающая Норвежскую рабочую партию (НРП), Социалистическую левую партию (СЛП) и бывшую крестьянскую Партию Центра (ПЦ), потерпела ожидаемое, предрекаемое поражение. У неё твердых 72 мандата, а у победителей - блока 4-х правоцентристских (как здесь их именуют - буржуазных) партий - консервативной "Хёйре", Партии Прогресса (ПП), Христианско-народной партии (ХНП) и либеральной "Венстре" - 96 мандатов. Экологическая партия "зеленые", не поддержавшая ни один из блоков, смогла получить (2,8% голосов избирателей) свой первый и единственный мандат. Для парламентского большинства необходимо 85 мест из 169 депутатов стортинга, избранных сроком на четыре года. Конечно, ещё возможны некоторые корректировки, но это не изменит общей партийно-политической картины (1).

Значит ли это, что в Норвегии произойдет крутой социально-политический поворот, и страна с прочных социал-демократических рельсов перейдет на скользкие неолиберальные? Отнюдь, руководство правоцентристов намеревается скорее по-новому расставить некоторые акценты, чем помышляет круто что-то ломать, крушить, перестраивать.

Острая на сей раз партийно-политическая борьба в стране фиордов велась на более чем благополучном социально-экономическом фоне. Благодаря нефти и своей эгалитарной социальной модели, Норвегия идет впереди всего мира по показателям "человеческого развития". Уже пятый год подряд Программа развития Организации Объединенных Наций (ПРООН) признала её лучшей в мире страной для проживания (Россия занимает 62-ю строчку рейтинга). С учетом стабильно высоких цен на нефть объемы прибылей, получаемых государством, выросли до астрономических высот. Норвежская экономика в 2012 г. выросла на 3%, а уровень безработицы составляет лишь 3,5%, уровень ВВП на душу населения превышает 60 тыс. долл. США в год, у страны незначительный госдолг и крупнейший в мире суверенный фонд в $751 млрд. В кризисных условиях национальное хозяйство продолжало развиваться главным образом за счет высоких доходов от экспорта углеводородного сырья: нефть и газ дают 36% собираемых налогов и 51% всей экспортной выручки, т.е. её зависимость превышает российскую (1).

В ходе предвыборной гонки левоцентристы, особенно нынешний премьер-министр Йенс Столтенберг (НРП), закономерно и обоснованно подчеркивали свои успехи в обеспечении макроэкономических достижений народного хозяйства, смягчении социальных последствий финансового кризиса. Действительно, экономическое положение Норвегии лучшее, пожалуй, чем во многих государствах Европы. Особенно на фоне тотального неблагополучия южной периферии, печально известной - PIIGS (Португалия, Ирландия, Италия, Греция и Испания). Министр промышленности и торговли Тронд Гиске (НРП) в интервью крупнейшей национальной газете Aftenposten как-то сравнил нынешний кризис с трагической гибелью "Титаника": "Норвегия находится на верхней палубе "Титаника", - образно высказался он, - в то время как нижние уже заполняет вода" (1). Но эти успехи объясняются простым фактом - малая 5-ти миллионная страна поставщик углеводородов №2 в Европе после России.

Социал-демократы в предвыборной партийно-политической риторике нередко утверждали, что нынешний еврокризис - результат деятельности правых, буржуазных партий в странах ЕС. Премьер-министр Й. Столтенберг использовал известный лейбористский тезис первой женщины экс-премьер-министра Гру Харлем Брундтланд (НРП) - "типично норвежское - должно быть хорошим" - "норвежская социальная модель" универсальна, применима ко всей мировой экономике. Уязвленные лидеры правоцентристов в своё оправдание резонно возражали, что Грецию до дефолтного состояния довели местные социалисты, а без нефтяных доходов норвежский бюджет тоже был бы дефицитным (1).

Доминантная НРП (из 125 лет своего существования 100 лет в стортинге, из последних 80-ти лет 60 лет у власти!) остается по итогам выборов крупнейшей партией страны (за неё проголосовало почти 870 тыс. избирателей - 30,9% пришедших на выборы). Но это на 4,5% меньше, чем на предыдущих выборах в 2009 г. У неё сохранится крупнейшая партийная фракция в стортинге - 55 мандатов, но на 9 мест меньше, чем ранее (4). Эти выборы уже четвёртые для лидера партии и нынешнего премьер-министра 54-летнего Й. Столтенберга. Его харизма и популярность не стали решающим фактором, которые могли бы переломить общественные настроения. Не помогло ему и "хождение в народ" - экстравагантная выходка в июне с.г., когда он инкогнито на один день переквалифицировался в водителя такси, когда хотел пообщаться, будто бы, с простыми норвежцами в преддверии выборов (5).

Помимо того, что у НРП сократилась поддержка, её коллеги по "красно-зеленой коалиции" сделали шаг назад. СЛП поплатилась за свой правый оппортунизм, потеряв 2,1% голосов своих сторонников (4,1%), а её фракция сократилась на 4 мандата (общее количество - 7). Партия Центра получила 5,4% голосов избирателей (утратила 0,8% и 1 мандат) из 10 мест своей фракции. После этого поражения Й. Столтенберг должен покинуть пост лидера на партийном съезде весной 2015 года. Своевременный уход прежнего руководителя помимо снятия своей ответственности за поражение поможет новому лидеру НРП обеспечить достаточно времени для подготовки к выборам в стортинг в 2017 г., провести необходимые кадровые ротации. Главным фаворитом на смену Й. Столтенбергу считался министр здравоохранения (экс-министр иностранных дел) Юнас Гар Стёре, но если замена затянется, то могут появиться и другие кандидаты (6).

Причины поражения НРП состоят, представляется, в упущениях, ошибках, скандалах вокруг партии, ее видных лиц. Для спасения своего предполагаемого будущего преемника Й. Столтенбергу пришлось, например, провести рокировку - отправить с поста министра иностранных дел Й.Г. Стёре на пост министра здравоохранения. Он всегда был очень популярен, но неприятное публичное разбирательство, связанное с небескорыстными отношениями с близким другом, несколько поколебало его политпозиции. В марте 2012 г. подал в отставку Аудун Люсбаккен - лидер СЛП и глава её парламентской фракции - занимавший пост министра по делам детей и молодёжи, равноправия и интеграции с 2009 г., в результате крупного скандала, связанного с неправомерным расходованием средств в его ведомстве. Имелись ещё и другие подобные эпизоды.

Были ошибки у руководства НРП как текущего, так и принципиального характера. Во-первых, значительная часть норвежцев возложила ответственность (не среагировали, не предотвратили) на правящую партию за теракты в Осло и на острове Утёйя - 22 июля 2011 г., когда праворадикальный экстремист Андерс Брейвик убил 77 человек и ранил 319. Своими действиями, по словам А. Брейвика, он пытался спасти Норвегию и Европу от исламизации и политики мультикультурализма, которой придерживаются нынешние норвежские власти (7). Выводы специальной комиссии Стортинга, разбирающейся в событиях 22 июля 2011 г., свидетельствовали о недоработке властей в этих трагических событиях.

Во-вторых, многие экологически ориентированные норвежцы полагают, что руководство НРП опасно смягчило свой курс относительно разработки новых нефтяных месторождений в северной части страны. После масштабной природной катастрофы в Мексиканском заливе на платформе BP подобные опасения усилились, несмотря на разговоры политиков и нефтяных магнатов о том, что это надежное производство (8). В-третьих, хотя кабинету Т. Столтенберга удалось добиться крупного дипломатического прорыва - заключить после 30-ти лет переговоров соглашение с Москвой о разграничении вод и шельфа Баренцева моря, и строить прагматические отношения с Россией, по общему признанию национальных СМИ провалами внешней политики Т. Столтенберга считаются целая серия инцидентов с норвежцами (заложниками) в Алжире, Индии, Нигерии, которые породили обвинения в слабости его международного курса (9). Все неприглядные внешние и внутренние инциденты оппозиция трактовала, понятно, в свою пользу и ставила в строку правящему кабинету (10).

Главным соперником социал-демократов на выборах была правая оппозиция во главе с лидером партии "Хёйре", экс-министром местного самоуправления Эрной Сульберг, которая теперь стала "первым лицом страны". Её партия "Хёйре" добилась заметного успеха - 26,8% голосов (прирост почти на 10%) и получила на 18 мандатов больше. Теперь её фракция занимает 48 мест в стортинге (11). Она считает, что в первую очередь такая поддержка сограждан показывает их желание что-то изменить в правительстве. Э. Сульберг объясняет также успех тем, что её партия в последние годы предлагает новые политические способы решения злободневных проблем. Особенно это касается здравоохранения, социальной сферы, управления экономикой. Перед ней стоит непростая задача сформировать коалиционное правительство несоциалистических партий, состоящее из "Хёйре", ПП, "Венстре" и ХНП.

Одной из важных неотложных проблем для Э. Сульберг станет налаживание продуктивных отношений с лидером ПП, экономистом Сив Йенсен, которая претендует на ключевой пост министра финансов. Она известна как "норвежская Маргарет Тэтчер", непримиримый поклонник "рейганомики", один из наиболее решительных, жестких политиков в стране. Накануне выборов г-жа С. Йенсен выступала в очередной раз с резкой критикой норвежской модели "социального государства", обещая гражданам снизить налоги и ужесточить иммиграционное законодательство. Подобная тактика и популистская риторика всё же не позволили ПП добиться электорального успеха. Напротив, партия потеряла 6,7% голосов (в целом она получила 16,3% голосов избирателей), и утратила 12 мандатов, сохранив только 29. Но влияние ПП в правительстве будет заметным, поскольку её фракция крупнее других - ХНП (абсолютно сохранившая те же результаты, что и в 2009 г. - 5,6% и 10 мандатов) и "Венстре" - (добившая прироста почти в 1,5%, при общем уровне - 5,3% и 9 мандатов - прирост 7) (12). Руководство ХНП противоречиво время от времени заявляет, что не жаждет входить в правительство из-за серьезных ценностно-идеологических расхождений с ПП.

Проблемой четырехпартийной буржуазной коалиции является фактор непредсказуемости ПП: будет ли она поддерживать лидера правоцентристов - Э. Сульберг и какова будет цена этой поддержки. Для прогрессистов и их амбициозного лидера С. Йенсен проблемой остается скрытое нежелание буржуазных союзников сотрудничать с ПП из-за ее неустойчивости, выраженного популизма и тем самым вынужденного роста её влияния. С. Йенсен убеждена, что правые, возглавив правительство без сильного представительства "прогрессистов", не будут проводить либеральную политику. "Именно мы задаём основное отличие буржуазного лагеря от социалистов. Без ПП не будут проведены в жизнь реальные реформы,- заявила Йенсен,- в сфере ухода за престарелыми, в политике предоставления убежища и миграционной политике, в политике в сфере налогов и сборов" (13).

Правоцентристское парламентское большинство уже договорилось о некоторых своих основах будущего курса: снижение налогов, реформирование системы социального обеспечения в сторону большего поощрения предпринимательства и меньшей зависимости от нефтяных денег. Предусматривается довольно определенная перспектива урезания налогов на доходы и имущество (общая сумма снижения доходов госказны - $4,1 млрд), ограниченное увеличение госрасходов на 1% в год, проведение приватизации и мер по стимулированию инвестиций. Ожидается, что будут частично приватизированы крупнейшие госкомпании (аналог российских "естественных монополий"): Statoil (доля государства может уменьшиться с 67 до 51%), телеоператор Telenor (с 54 до 51%), производитель удобрений Yara (с 36 до 34%), а также ряд других (14). Однако, пытаясь привлечь разочарованный электорат НРП, консерваторы сместились к центру, выступив в поддержку однополых браков и членства в Европейском союзе. Поддержка однополых браков им, вроде, не повредила (они были легализованы в стране в 2008 г.), а вот к вступлению в ЕС норвежцы в массе относятся весьма скептически в связи с кризисным спасением ряда неплатежеспособных южных государств: по опросам более 70% избирателей выступают против членства в ЕС (15). В отличие от ПП, консерваторы принимают основы норвежского "государства всеобщего благосостояния" и обещают его не разрушать, не демонтировать, а только сделать его более эффективным. Э. Сольберг шла на выборах под гуманистическим лозунгом: "Люди, а не миллиарды"!

Формирование состава нового правительства будет непростой задачей для Э. Сульберг, хотя коалиционное правительство из представителей четырёх буржуазных партий было бы для неё идеальным вариантом (16). В свою очередь С. Йенсен заявляла, что ПП станет поддерживать правоцентристское правительство даже в том случае, если не войдет в него (17). Ультраправая ПП, которой симпатизировал террорист А. Брейвик, потеряла на местных выборах в сентябре 2011 г. около 1/3 голосов по сравнению с 17,5% в 2007 г. Глава партии С. Енсен возложила вину за плохие результаты именно на действия А. Брейвика, вызвавшие у сограждан ужас и отвращение. Партии прогресса пришлось, как говорится, "поработать над ошибками", пересмотреть свой имидж, снять опасения избирателей в отношении себя как расистской партии. Ныне ситуация радикально изменилась, если ранее правопопулистская ПП была нерукопожатной, одиозной националистической группировкой (напомним А. Брейвик в течение четырех лет был членом ПП, однако после 2006 г. вышел из нее), то теперь она может стать полноправным и желанным партнером.

Вместе с тем, считают эксперты, пока неясно, как будет выглядеть новое правоцентристское правительство, потому что невозможно предугадать, каким будет сотрудничество между правыми партиями. Непростым для правоцентристской коалиции будет вопрос относительно бурения у Лафотенских островов, которое пока запрещено, несмотря на имеющиеся там запасы в 3,4 млрд. баррелей нефти. Ранее запрет действовал из-за оппозиции младших партнеров НРП по "красно-зеленой" коалиции - СЛП и ПЦ. Нынешние победители - "Хейре" и ПП, напротив, готовы дать норвежской компании Statoil зеленый свет при прочных заверениях недопущения ущерба окружающей среде. По этому вопросу "Хейре" и ПП окажутся по одну сторону баррикад с НРП, а не со своими младшими партнерами - ХНП и "Венстре", которые вяло выступают "против". Хотя этот вопрос пока разделяет партнеров, но, по мнению Э. Солберг, он не помешает формированию будущей правящей коалиции.

Таким образом, именно на фоне изменения общественных настроений, на наш взгляд, ощущении исчерпания прежней социально-экономической модели, неизбежности её переформатирования, даже ухудшения ряда параметров, произошла смена электоральных предпочтений массового норвежского избирателя. Однако при этом не видно ощутимых, ясных альтернатив, что порождает чувство отсутствия ясных перспектив, тупика, безвыходности. Если ранее безупречно действовала базовая модель: левые - "государство всеобщего благосостояния - от колыбели до могилы", правые - "больше рынка - меньше государства". То сейчас давнишнее классическое различие: одни - за инициативу, другие - за справедливость, истончилось, почти стерлось. Как левый, социал-демократический, так и правый, буржуазный реформизм не находят, судя по всему, адекватных ответов на вызовы глобализации, еврокризиса, перспектив дальнейшего социально-экономического развития своих стран, Европы в целом.

Будущее правительство консерваторов надеется продемонстрировать возможность реформы государства "всеобщего благосостояния" даже при отсутствии непосредственного кризиса в стране (норвежский вариант путинского "поджаться"), применить схемы самоокупаемости, "повышения рентабельности" в социальной сфере etx. Помимо недовольства и усталости от социал-демократического кабинета Й. Столтенберга большинство норвежцев (78% приняло участие в голосовании) (18) считают, что при проблематичном росте норвежской экономики, вынужденном ограничении роста социальных программ, необходимы, видимо, определенное замораживание уровня налогов, коррекция в сторону ограничения роли государства etx.

В то время как российские политики и эксперты, не жалея сил и друг друга, бьются в дискуссиях на тему "нефтяного проклятья", которое фатально сдерживает мол развитие России, маленькая и процветающая Норвегия демонстрирует эффективные методы использования природных богатств, а её политэлита при выверенном регулярном режиме сменяемости властей, - разумный консенсус по актуальным вопросам политической повестки дня.

Константин Воронов - кандидат исторических наук, зав. сектором ИМЭМО РАН

Источники и комментарии:

1. 1 http://www.norge.ru/news/2013/01/24/21097.html

1. К тому же, по итогам голосования более 55% жителей норвежской столицы высказались за проведение в Осло Зимних Олимпийских игр в 2022 г.

2. http://www.regjeringen.no/nb/dep/nhd/aktuelt/nyheter/nyheter-2012/eierskapskonferansen-2012.html?id=684118 http://www.norge.ru/news/2012/06/11/18781.html

3. http://slon.ru/world/norvegiya_ataka_na_zapovednik-604008.xhtml

4. http://www.valg-2013.no/valgresultat-valg-2013/

5. http://www.bbc.co.uk/news/world-europe-23655675

6. При любом исходе Й. Столтенберг может остаться депутатом стортинга как минимум до 2017 г.

7. См. подробнее: Воронов К.В. Феномен Брейвика и европейский антиджихадизм // "Мировая экономика и международные отношения", М., 2013, № 6 с.90-101.

8. Назначенный министром иностранных дел в сентябре 2012 г. Эспен Барт Эйде считает вполне возможной добычу нефти в Арктике без опасений экологических последствий. Руководитель норвежского МИД не внемлет опасениям зарубежных политиков и отечественных экологов. http://www.aftenposten.no/nyheter/iriks/Barth-Eide-positiv-til-oljeboring-i-Arktis-7030413.html

9. В последние дни норвежские СМИ буквально взорвала новость о смерти в тюрьме Демократической республике Конго 32-летнего Т. Моланда, отбывавшего наказание за убийство местного водителя. МИД Норвегии долгое время добивался, но безуспешно, возвращения его и его компаньона Д. Френча на родину, также отбывающего наказание за убийство.

10. Так, из-за происшедшего ЧП 09.08.2013 - загоревшейся фуры водителя-дальнобойщика из Польши в автомобильном туннеле на западе страны в 100 км от Бергена, полиции и пожарным пришлось эвакуировать из туннеля более 75 автомобилистов, оказавшихся в ловушке. Представители консервативной партии "Хёйре" призывают усилить контроль за дальними перевозками, так как водители грузовиков из стран Восточной Европы регулярно становятся "героями" хроники происшествий, грубо нарушая действующие в стране правила дорожного движения.

11. http://www.valg-2013.no/valgresultat-valg-2013/

12. http://valg.nrk.no/valg2013/valgresultat

13. http://www.dn.no/forsiden/politikkSamfunn/article2662614.ece

14. Цилюрик Д. Норвегия по-новому распорядится доходами от нефти http://www.ng.ru/world/2013-09-10/1_norway.html

15. http://www.norge.ru/news/2013/09/09/23087.html

16. http://www.norge.ru/news/2013/01/21/21053.html

17. http://www.dn.no/forsiden/politikkSamfunn/article2524394.ece

18. http://no.wikipedia.org/wiki/Stortingsvalget_2013