Гагаузия - Молдавия: "Почему гагаузы должны жить лучше, чем остальные?" Евразийская интеграция: "Гагаузы всегда позиционировали себя с Россией". Дело Бургуджи: "Некоторых сепаратистски настроенных депутатов НСГ следовало бы изолировать". Политика: "Башкан Гагаузии не имеет возможности уволить члена своего Исполкома, не раз публично его унизившего".

Гагаузия - Молдавия: "Почему гагаузы должны жить лучше, чем остальные?"

Заявления о необходимости укрепления автономных полномочий Гагаузии звучат в последнее время всё чаще и с всё более высоких трибун, пишет IPN. Но, несмотря на настойчивость гагаузских представителей, перспективы пересмотра закона "Об особом правовом статусе Гагаузии" крайне низки. Что больше препятствует этому: нежелание Кишинёва или неготовность самого Комрата?

На минувшей неделе тема Гагаузской автономии и её взаимоотношений с центральной властью Республики Молдова обсуждалась на международном экономическом форуме в польской Крынице, продолжает IPN. Выступая перед политическими деятелями и представителями деловой среды из Европы, Азии и США, башкан Гагаузии Михаил Формузал высказал идею, что статус автономии должен быть модифицирован в соответствии с изменившимися за последние 20 лет реалиями. По словам гагаузского лидера, мирное решение молдавско-гагаузского конфликта в 1994 году стало положительным примером для всего мирового сообщества. Однако за прошедшие с тех пор почти два десятилетия "гагаузская модель" обесценилась. Сегодня, считает Формузал, чтобы вновь показать миру свою способность решать конфликты, власти Молдавии и Гагаузии должны модифицировать статус автономии с учётом запросов жителей края и евроинтеграционными устремлениями Республики Молдова. При этом, по его словам, ключевым моментом должно стать внедрение механизма четкого разделения полномочий между центральными органами власти Молдавии и руководством Гагаузии.

В самой Гагаузии подобные тезисы являются общим местом практически всех политических и общественных сил, пишет IPN. Здесь ни у кого нет сомнений, что закон "Об особом правовом статусе Гагаузии" выполняется лишь формально. Да, у автономии есть своя символика, свои законодательный и исполнительный органы, а также высшее должностное лицо - башкан, который входит в состав правительства Молдавии. На этом исполнение указанного закона останавливается, поскольку все органы власти автономии ограничены в своих полномочиях и ничего без санкции Кишинёва сделать не могут, утверждают представители Гагаузии.

Исполнительный директор неправительственной организации "Пилигрим-демо" Михаил Сиркели также относится к числу тех, кто выступает за пересмотр и внесение дополнений в закон о Гагаузской автономии. Вместе с тем, в интервью IPN руководитель НПО выразил мнение, что в ближайшее время данный правовой акт никто трогать не будет, в чём есть как положительные, так и отрицательные стороны. Плюсы заключаются в том, что к изменениям на данный момент не готовы сами стороны. Прежде чем вносить изменения в закон, Кишинёв и Комрат, при содействии международных партнёров, должны обсудить все проблемные моменты этого закона и сойтись на приемлемом для обеих сторон варианте их разрешения. Сейчас, по словам Сиркели, Кишинёв боится лишнего шума, да и у правящего большинства нет необходимых двух третей в парламенте, которые бы позволили им внести изменения в закон об особом правовом статусе. Главный же минус невозможности пересмотреть закон в том, что он действительно остро нуждается в изменениях и дополнениях, а также устранении противоречий, которые провоцируют политические конфликты в автономии.

По мнению Сиркели, перспектива пересмотра Закона "Об особом правовом статусе Гагаузии" во многом зависит от позиции самих властей автономии, продолжает IPN. "Комрат должен наконец выработать чёткое видение относительно будущего Гагаузии, отражающего существующую реальность, а также интересы автономии. Политические элиты Гагаузии должны обслуживать интересы автономии, а не партийных боссов в Кишинёве или геополитические интересы Москвы. Они должны выработать единую и общую позицию относительно статуса Гагаузии в составе Республики Молдова и совместно её отстаивать", - заявил руководитель "Пилигрим-демо".

О том, что в вопросе функционирования автономии многое зависит от её руководства, говорили и молдавские первые лица, пишет IPN. В частности, Мариан Лупу, имеющий среди всех председателей парламента Республики Молдова, пожалуй, самый богатый опыт диалога с гагаузскими коллегами, неоднократно в ходе своих визитов в Гагаузию в статусе спикера выражал готовность к обсуждению любых проблемных сторон взаимоотношений автономии и центральной власти. Слыша в свой адрес традиционные упрёки в ущемлении интересов Гагаузии, Лупу призывал перевести лозунги и обвинения в область конкретных законопроектов, выражая готовность вынести их на рассмотрение парламента. Однако за многие годы своей работы Народное собрание Гагаузии направило в адрес молдавского парламента считанные инициативы.

Преобладание лозунгов над конкретикой в вопросе укрепления полномочий Гагаузии действительно очевидно, продолжает IPN. У властей автономии есть единство в требованиях, но нет ясного понимания, как их добиться. Постоянно слышатся ссылки на европейские примеры автономий, но нет анализа применения европейских моделей в условиях Молдавии. Относительно той же идеи разграничения полномочий между Комратом и Кишинёвом есть большие сомнения, что вся гагаузская политическая элита имеет представление, о чём идёт речь, какова суть этого процесса, и каков механизм его внедрения. И какой пример разделения полномочий из международной практики может быть взят за основу: Россия с Татарстаном или, к примеру, Великобритания с Шотландией? Потому что в каждом конкретном случае сложившаяся к сегодняшнему дню практика взаимоотношений центральной власти и руководства автономий обусловлена многовековым историческим опытом. И в этом тоже заключается важная для Комрата задача.

Достаточно ли у представителей Гагаузии аргументов в пользу пересмотра и укрепления нынешнего статуса автономии? - задается вопросом IPN. Помнится, в одном из своих интервью политолог Оазу Нантой, отвечая как раз на вопрос о возможности повышения статуса Гагаузии, напомнил, что автономия была создана принятием закона от 23 декабря 1994 года парламентом Республики Молдова. И, как следствие, парламент вправе усилить права и полномочия автономии или же ликвидировать ее целиком. Данное высказывание вызвало много шума и возмущений в Комрате. Но никто так и не возразил Нантою языком аргументов. Никто не озвучил то историческо-правовое основание, которое позволяет Гагаузии претендовать на дополнительные привилегии по сравнению с молдавскими районами.

Мы вовсе не утверждаем, что у Гагаузии нет оснований претендовать на особый политический статус, пишет IPN. Мы лишь обращаем внимание, что диалогу между Комратом и Кишинёвом остро не хватает рациональности. Вместо предметных переговоров происходит обмен репликами и обвинениями. Не стоит бояться самой идеи пересмотра статуса Гагаузии. В конце концов, любые законы рано или поздно устаревают. Время диктует необходимость внесения изменений даже в конституции. Поэтому, раз уж в Комрате настаивают на актуальности пересмотра закона "Об особом правовом статусе Гагаузии", вряд ли молдавскому руководству стоит избегать этой темы. Потому что в противном случае этот вопрос станет идеальной почвой для того, чтобы будоражить население и порождать всевозможные спекуляции от "молдаване нас дискриминируют" до "гагаузы сепаратисты". Если, конечно, кто-то не заинтересован в сохранении такого положения дел, подводит итог агентство.

"НИКА-пресс" публикует интервью с первым заместителем председателя Исполнительного комитета (правительства) АТО Гагауз Ери Валерием Яниогло.

"НИКА-пресс": Валерий Федорович, Вы один из тех, кто в начале "нулевых годов" активно участвовал в переговорном процессе по исполнению ст. 18 закона Об особом правовом статусе Гагаузии (Гагауз Ери), которая регламентирует бюджетные отношения Гагаузии с центром. Тогда Гагаузия добилась, чтобы сто процентов налогов и сборов, формируемых на территории автономии, перечислялись в бюджет Гагаузии. Как эти переговоры проходили?

В.Я.: Будучи и тогда первым заместителем председателя Исполкома Гагаузии при башкане Дмитрии Кройторе я также курировал финансовые вопросы в автономии и столкнулся с тем, что власть Гагаузии не способна была оказывать существенного влияния на экономику, бюджетно-финансовую составляющую автономии по причине неисполнения требований названной статьи закона. Это давало возможность центральным органам власти во всеуслышание заявлять о дотационности автономии и невозможности самостоятельного решения вопросов своей компетенции, предоставленной законом "Об особом правовом статусе Гагаузии". Кишинев постоянно утверждал, что самодостаточность автономии - это выдумка местных властей. По поручению башкана я возглавил комиссию от Гагаузии, которая участвовала в подготовке обоснования и переговорах о необходимости передачи автономии права на формирование бюджета Гагаузии от 100% выплат всех видов налогов и поступлений, формируемых на нашей территории. После того, как в министерстве финансов нами была найдена правильная формула финансирования на тот момент, вопрос был вынесен на обсуждение депутатского корпуса Республики Молдова. Тогда с фракциями парламента была достигнута договоренность, закрывшая проблему до 2013 года включительно. Мы договорились, что не будет осуществляться подсчет средств, которые поступают в государственный бюджет за счет денег, приходящих по линии таможни. Это отчисления акцизов за ввозимое и используемое, в том числе и в Гагаузии, топливо, сигареты и другие налоги, формируемые на границе и оседающие на таможне. Также в расчет не были взяты налоги, собираемые в Кишиневе от предприятий, филиалы которых осуществляют свою финансово-экономическую деятельность на территории Гагаузии. Не была взята во внимание также и плата за транзит газа за пределы Молдавии, несмотря на то, что 60% газовой трубы проходит по территории автономии. Договорились, что все налоги, формируемые на нашей территории, остаются в Гагаузии, а недостающую разницу доходной части государственный бюджет будет перечислять в бюджет автономии в виде трансфертов. Хочу отметить, что это была временная мера, так как утверждение такого бюджета не стимулировало развитие Гагаузии, не предоставлялась возможность планировать расходы на капитальные вложения, финансирование структур автономии, обучения на родном и государственном языках. Поэтому в перспективе планировалось расширить толкование статьи 18 закона "Об особом правовом статусе Гагаузии". Предполагалось провести расчеты средств, заработанных населением и предприятиями Гагаузии, в том числе и из средств, оседающих на республиканской таможне. После этого нам предстояло рассмотреть и принять решение о финансировании статей общереспубликанской компетенции (правительство, парламент, президентура, система государственной безопасности...), совместной компетенции (наука, медицина, образование...) из перечислений в виде трансфертов из бюджета Гагаузии в государственный бюджет из расчета определенной суммы на одного жителя, а оставшиеся средства становились основой для развития автономии. В бюджете 2002 года трансферты из республики составляли 10 млн. или до 20% бюджета. В то время нами были предприняты попытки сохранить и развить производственный потенциал. Принятый закон "Об инвестициях" позволял нам предоставлять льготы тем, кто инвестирует в производство. Жители Гагаузии помнят, как стали строиться наши города, начиная с 2001 года. Это, по всей вероятности, не понравилось центру, так как к тому времени для них очень актуальным стал лозунг "Почему гагаузы должны жить лучше, чем остальные?" Система налогообложения плавно переместила денежные потоки на таможню. В суммарном выражении трансферты стали больше, чем собственно налоги от производства. Это указывало на снижение производства молдавской продукции и увеличение импортных поставок и дало повод, в том числе и нынешней власти, вернуться к заявлениям о неспособности Гагаузии выжить за счет собственных доходов.

"НИКА-пресс": Чем объясняется возвращение центра к вопросу об изменении формирования бюджета Гагаузии в части урезания прав автономии?

В.Я.: В последнее время в Республике Молдова активно обсуждается вопрос о децентрализации власти и финансов. Однако есть много причин отмечать, что под шумок о децентрализации центр проводит мероприятия по централизации. В частности, согласно законам, регламентирующим деятельность структур власти, большая часть полномочий передается в центр вместо передачи власти на местах в районы, не говоря уже об автономии, в части которой децентрализация власти и финансов уже осуществлена путем принятия закона "Об особом правовом статусе Гагаузии". Вместе с тем принимаемые законы начинают ограничивать компетенцию Гагаузии. В качестве примера можно отметить закон республики о статусе полицейского, не учитывающий требование закона "Об особом правовом статусе Гагаузии" в части назначения отдельных руководящих лиц. Финансирование полиции передано в Кишинев. Автономия сегодня не может влиять на решение вопросов, отнесенных даже к муниципальной полиции. Наблюдаются и попытки внесения изменения в закон "Об особом правовом статусе Гагаузии" в части урезания полномочий автономии. Причина кроется в том, что руководство Молдавии, не спросив население республики, и в частности население Гагаузии, объявило вектором развития вхождение в Европейский союз. Мы же понимаем, что это направление не даст возможность экономическому развитию в республике и высказываемся о целесообразности обратить пристальное внимание на Таможенный союз и Евразийское пространство. С учетом этого идеологи Молдавии ставят перед собой цель ослабить влияние руководства Гагаузии на процессы в автономии путем лишения финансовой самостоятельности. Что же касается Гагаузии, то неспособность справиться с экономическими проблемами после подписания вильнюсского соглашения (на ноябрьском саммите "Восточного партнерства" в Вильнюсе Молдавия планирует парафировать соглашение об ассоциации и зоне свободной торговли с ЕС - прим. ИА REGNUM) приведет к оттоку гагаузов с насиженных земель и исчезновению гагаузов как нации путем его растворения в более многочисленных народах в других государствах. Произойдет ненасильственная экономическая депортация большого количества людей из Молдавии и Гагаузии. Параллельно со стороны Кишинева ведется работа по расколу в руководстве Гагаузии и, как мы видим, она имеет существенные результаты. Уже несколько лет Гагаузию лихорадит. Постоянные склоки между законодательным и исполнительным органами Гагаузии утомляют всех - от их участников до рядовых жителей края. Это не может пройти бесследно. Именно поэтому нам пора забыть об обидах между лидерами автономии и спланировать свои действия по недопущению урезания полномочий автономии, проконсультироваться с гагаузским народом по вопросу выбора вектора развития Гагаузии - Таможенный, Европейский союзы или какого-то третьего пути. В плане формирования бюджета обоим ветвям власти необходимо объединится и отстоять право Гагаузии на обязательное исполнение центральными органами власти всех требований закона Республики Молдова "Об особом правовом статусе Гагаузии". ("НИКА-пресс")

Евразийская интеграция: "Гагаузы всегда позиционировали себя с Россией"

Референдум об отношении жителей автономии к вступлению Молдавии в Таможенный союз России, Белоруссии и Казахстана должен быть проведен на территории гагаузской автономии, пишет "Гагауз-инфо". Однако, руководство Народного собрания на протяжении девяти месяцев отказывается рассматривать инициативу коммунистов, чем грубо нарушает закон, считают авторы законопроекта.

Глава фракции ПКРМ Роман Тютин отметил, что депутаты подали и зарегистрировали две законодательные инициативы по проведению референдума на территории Гагаузии о вступлении Молдавии в Таможенный союз и подаче инициативы в парламент республики о проведении такого же референдума и на территории Республики Молдова, продолжает "Гагауз-инфо". "Данная инициатива уже девять месяцев не рассматривается в Народном собрании Гагаузии. Президиум НСГ не включает вышеуказанные инициативы в повестку дня Народного собрания, при этом грубо нарушая закон о регламенте НСГ", - заметил гагаузский парламентарий. Исходя из этого, Роман Тютин потребовал от спикера Дмитрия Константинова включить в повестку дня и рассмотреть уже на ближайшем заседании Народного собрания обе законодательные инициативы фракции коммунистов в НСГ.

3 сентября мэр Комрата Николай Дудогло принял участие в работе "круглого стола" на тему "Европейская интеграция: Международный опыт и перспективы для Молдавии", пишет "Новая Гагаузия". В работе круглого стола принял участие вице-премьер Российской Федерации Дмитрий Рогозин, находившийся в Молдавии с официальным визитом. В дискуссиях приняли участие представители международных миссий, посольств и консульств, политические деятели, лидеры общественных организаций, представители экспертного сообщества, духовенства, бизнеса, культуры, а также национальных и международных СМИ. По словам организаторов, круглый стол был нацелен на проведение разностороннего и разнофакторного анализа аспектов европейской интеграции стран и регионов. В ходе мероприятия были проанализированы как текущая социально-экономическая ситуация в Европейском союзе, выявление возможной динамики развития на краткосрочный и долгосрочный период, так и возможная альтернатива интеграционного выбора - вступление Молдавии в Таможенный союз.

Николай Дудогло по итогам работы "круглого стола" отметил, что его участие в данном мероприятии логично, поскольку Комрат в последние годы делает очень многое для укрепления связей между Гагаузией и Российской Федерацией, продолжает "Новая Гагаузия". Комрат в настоящее время подписал несколько договоров о побратимстве с городом Бавлы (Татарстан), Грозный (Чеченская Республика), Сокольники (Москва). В прошлом году мэрия приняла решение об открытии в Комрате филиала Московского института государственного и корпоративного управления. Гагаузы, отметил Николай Дудогло, всегда позиционировали себя с Россией и это естественно. Добрые отношения к России закладывались веками, и это естественное положение вещей, подводит итог издание.

Дело Бургуджи: "Некоторых сепаратистски настроенных депутатов НСГ следовало бы изолировать"

Депутат Народного собрания Гагаузии Иван Бургуджи рассказал о том, как прошел его опрос в Кишиневе, пишет "Гагауз-инфо". Бургуджи отметил, что в Кишиневе прошел "разведывательный опрос", а на заданные вопросы он вполне мог ответить и в Комрате. "Говорили обо всем и понемногу. Для чего вызывали - я толком и не понял. Спрашивали где живу и где прописан, узнавали, с чем связана моя активность, как депутата. Не сказали даже в качестве кого вызвали. Меня просто опросили, что называется, вызвали, удовлетворили свое любопытство и сказали "до свиданья", - отметил Иван Бургуджи.

Полицейских интересовал и другой вопрос, продолжает "Гагауз-инфо". Дело в том, что Ивану Бургуджи на электронную почту пришло письмо с некого e-mail, в котором рассказывалось, что 9 августа в МВД прошло совещание по инициативе начальника управления полиции Гагаузии Сергея Суходола. Он представил информацию о подготовке в Комрате празднования Дня Гагаузской республики, а также отметил, что некоторых сепаратистски настроенных депутатов НСГ, среди которых и сам Иван Бургуджи, следовало бы "изолировать". "Там нет даже дела - есть только какие-то материалы. Видимо, они подозревают, что у них произошла утечка информации, иначе как можно объяснить тот факт, что этим вопросом занимается целое 5 управление спецопераций МВД Молдавии?" - задался вопросом депутат. Политик также добавил, что ему об этом "ничего неизвестно", он передал правоохранительным органам адрес электронной почты, с которой ему пришло сообщение, и попросил разобраться. На этом 2,5-часовая беседа была завершена.

Источники "НИКА-пресс" в Исполкоме и Народном собрании АТО Гагауз Ери единодушны в готовности применить все законные методы для защиты депутата НС Ивана Бургуджи, к которому, как здесь считают, проявили явно нездоровый интерес республиканские правоохранительные органы, и единодушны в готовности "отстаивать достоинство всего высшего законодательного органа автономии от кого бы то ни было, чьи фантазии и подозрения приобретают непозволительные формы". А один из высокопоставленных чиновников, пожелавший остаться неназванным, отметил, что, памятуя о том, как в иные времена власти РМ в буквальном смысле слова расправлялись с гагаузскими общественными и хозяйственными деятелями, выражавшими несогласие с политикой РМ в автономии, и, не забыв о судьбе самого Бургуджи, не раз попадавшего на скамью подсудимых "за политику", в Комрате вправе не исключать события, которые не хочется переживать снова.

Собеседник "НИКА-пресс", оценивая возможные события в АТО, связанные с Бургуджи, напомнил о правиле, применяемом в любом сколько-нибудь уважающем себя коллективе, тем более действующем на законных основаниях и имеющем определенные полномочия и права: защищаешь своего коллегу - значит, защищаешь всю команду. По данным агентства, в общественных кругах автономии не исключают возможности проведения в Кишиневе акций протеста против попыток отдельных ведомств РМ оказать давление на гагаузский парламент.

Ничего необычного в новом "деле Бургуджи", а точнее сказать, в отношениях между центром и АТО не произошло, пишет в своем комментарии "НИКА-пресс". Кишиневские функционеры, не утруждая себя точным соблюдением норм, законов, а также особыми гагаузскими обстоятельствами, заслали в Комрат незадачливых полицейских для сопровождения депутата на допрос. Бургуджи, что называется, "левой пяткой" отбился, ткнув их носом в неправильно оформленную повестку, и еще во многое такое, что для властей Гагаузии является естественным, а для Кишинева до сих пор непонятым. Например, автономия, безусловно, является частью Молдавии, но это не дает никому права нарушать на ее территории республиканское и местное законодательство...

В Народном собрании, в Исполкоме, в местных общественных организациях заговорили дружно: пусть мы не согласны с некоторыми заявлениями депутата Бургуджи, мы также не может согласиться с многими его предложениями, как, например, быть Гагаузии, когда власти РМ собрались в Европу, а юг хотел бы, не торопясь, поразмышлять на судьбоносную тему, но это не значит, что мы будем равнодушно глядеть, как гагаузского народного избранника волокут в суд и по оговору норовят опять лишить свободы, продолжает "НИКА-пресс". Убеждение, что Бургуджи опять угодит под следствие по новым вскрывшимся обстоятельствам какого-нибудь старого уголовного дела, ничем пока не сломать. Как и нельзя исключать, что в Комрате опять, как это было десять лет назад, когда набирал в автономии силу "коммунистический переворот" (в 2001-2002 гг. находившаяся у власти в Молдавии Партия коммунистов организовала незаконное смещение с должности башкана Гагаузии Дмитрия Кройтора, получившее также название "коммунистический переворот"; впоследствии коммунисты посадили на пост башкана своего ставленника Георгия Табунщика, который в 2006 году проиграл башканские выборы Михаилу Формузалу - прим. ИА REGNUM), сильно задумаются о формах защиты - и не только отдельно Бургуджи, но и всей автономии. А ее, не согласную с европейским внешнеполитическим курсом страны, и все громче говорящей о гагаузских выгодах на евразийском направлении, все-таки защищать как-то придется.

Кишинев, в свою очередь, не знающий что делать с нынешней "несогласной Гагаузией", пока идет по тому пути, по которому топтались всегда коммунистические власти РМ: автономия при любых условиях должна стать неотъемлемой частью внешней и внутренней политики страны; что же до отдельных личностей, будь то комратские общественники и чиновники, то с ними, "поехавшими на гагаузской идее", разговора не получится, а с такими, как Бургуджи, тем более, пишет "НИКА-пресс". Бургуджи, непозволительно настойчиво цеплявшегося за нюансы официальных отношений Комрата и Кишинева, вытаскивающего из текстов положения, предусматривающего большую, чем предоставляют власти Молдавии, самостоятельность автономии, оказалось для "красного" Кишинева слишком много. Тогда, не мудрствуя лукаво, воронинцы указали ему место - скамья подсудимых и тюрьма. Не исключено, что сегодня такое его присутствие - въедливое и призывающее, как минимум, к профессиональным дискуссиям на известную тему - в общественно-политическом пространстве РМ также кому-то покажется излишним. Вот он взял и рассудил с широкой трибуны: "...Пользуясь нашим незыблемым правом участвовать в выработке и осуществлении внутренней и внешней политики РМ, мы должны провести референдум и узнать у нашего народа, какую внешнюю политику мы... должны поддерживать". И добавил, что гагаузский референдум и станет той самой формой участия в выработке внешней политики Молдавии, закрепленной республиканским и региональным законодательствами.

Как теперь Кишинев определится с судьбой Бургуджи, а заодно и со всей автономией, угадать трудно, продолжает "НИКА-пресс". Есть только возможность более или менее точно рассмотреть немногочисленные варианты развития событий. Они всякие, есть среди них и малоприятные для обеих сторон. А вот как было десять лет назад, когда Комрат и Кишинев с величайшим трудом пережили (но до сих не преодолели) трудности в своих отношениях, можно вспомнить. В начале 2002 года в Гагаузии появилась группа высших руководителей Службы информации и безопасности РМ с тем, чтобы, ну, скажем так, предостеречь гагаузов от протеста против референдума за отставку башкана и предупредить о неизбежных последствиях, если кто-то вздумает противиться южным планам президента РМ товарища Воронина. В ответ действующий башкан Кройтор и начальник юридической комиссии Исполкома Бургуджи дали гостям час, чтобы они покинули территорию АТО. Они покинули. А референдум не состоялся.

Политика: "Башкан Гагаузии не имеет возможности уволить члена своего Исполкома, не раз публично его унизившего"

Утром, 29 августа, в Вулканешты прибыл первый заместитель башкана Гагаузии Валерий Яниогло, который зачитал приказ башкана о назначении нового исполняющего обязанности председателя района - Ивана Ротару, пишет "В фокусе недели". Отправленный тем же решением в отставку глава района Сергей Чернев в тот момент находился за пределами страны. А в прессе появилась информация о том, что органы правопорядка проводят обыски в доме председателя района. Руководитель Вулканештского инспектората полиции Федор Тодоров заявил, что процедура смены главы райадминистрации прошла без особых эксцессов. Первый замбашкана Валерий Яниогло рассказал, что после объявления нового и.о. председателя района, была опечатана дверь служебного кабинета Сергея Чернева.

Примечательно, что Сергей Чернев является единственным и.о. председателя района в новом составе Исполнительного комитета, продолжает "В фокусе недели". Несколько попыток отправить его в отставку, которые ранее осуществлял Михаил Формузал, не увенчались успехами - депутаты НСГ не раз вытаскивали "хозяина" Вулканештского района из беды.

Несмотря на то, что сам Чернев ситуацию никак не прокомментировал, его отстранением сразу же занялись его коллеги по Демократической партии, пишет "В фокусе недели". Первым на защиту "вечного" и.о. главы района встал лидер гагаузских демократов, мэр Комрата Николай Дудогло. Он завил о том, что отстранив Чернева от должности, башкан продолжает нагнетать обстановку в регионе. Дудогло также предупредил главу Гагаузии о том, что "раскачивание лодки чревато последствиями". В частности, сайт движения "Новая Гагаузия" сообщил о том, что помимо опечатанной двери в кабинет главы районной администрации, органами правопорядка еще и был арестован служебный автомобиль Сергея Чернева. Одновременно с этим ряд сторонников Сергея Чернева и даже его беременная жена были приглашены в инспекторат полиции на допросы, не имеющие никакого отношения к деятельности администрации Вулканештского района.

На внеочередном заседании Народного собрания, прошедшем 31 августа специально по "вопросу Чернева" гагаузские депутаты отменили постановление башкана №100 об отстранении от должности и.о. председателя Вулканештского района Сергея Чернева, продолжает "В фокусе недели". За соответствующее решение высказались 17 депутатов из 27 присутствовавших. Выступая перед депутатским корпусом, председатель юридической комиссии Иван Бургуджи напомнил, что башкан вправе снимать с должностей глав районных администраций только по согласованию с Народным собранием. Однако 20 августа Михаил Формузал подписал постановление №100 о назначении нового и.о. председателя Вулканештского района Ивана Ротару и отстранении предыдущего - Сергея Чернева. "Я был рад, что конфликт между исполнительной и законодательной властью завершился. Но, к сожалению... зачем было делать обыски, вызывать на допросы беременных жен. Это не есть способ разрешения конфликтов", - резюмировал Бургуджи.

Председатель фракции ПКРМ в НСГ Роман Тютин заявил, что закон об Исполнительном комитете запрещает одному и тому же лицу находиться в статусе и.о., а Чернев занимает эту должность уже более восьми месяцев, пишет "В фокусе недели". "Ваша двойная позиция, Иван Георгиевич [Бургуджи], вызывает удивление. Вы сами трубили, что и.о. главы УВД Сергей Суходол занимает эту должность незаконно. А здесь такая же ситуация, но вас это не беспокоит", - сказал депутат. По словам Тютина, вокруг Сергея Чернева сложилась криминальная группировка, которая терроризирует жителей района, а сам Чернев был судим за тяжкие преступления.

Депутат от Вулканешт Виктор Петриоглу выразил мнение, что сегодня в Вулканештском районе "царит беззаконие, безвластие, и полный застой", продолжает "В фокусе недели". "Один человек тормозит развитие района. Если вы сохраняете этого человека во власти, вы берете на себя ответственность. В нормальной стране такого человека даже не держат, чтобы улицы подметать", - отметил Петриоглу. В ответной реплике Бургуджи напомнил, что Чернева назначали председателем района не депутаты, а сам башкан Формузал. Вице-спикер НСГ Демьян Карасени заметил, что Сергей Чернев ранее работал в одной команде с Формузалом и Петриоглу, и тогда профессиональные и личные качества Чернева не вызывали у них вопросов.

Депутат Петр Маджар адресовал спикеру НСГ прямой вопрос, когда же Народное собрание назначит нового председателя Вулканештского района, пишет "В фокусе недели". Дмитрий Константинов заверил, что это произойдет "в скором времени", но назвать конкретные сроки отказался. "Это лицо на сегодняшний день является деструктивной фигурой в районе. Даже если мы отменим постановление башкана, на этой должности оставлять его мы не можем. Если Чернев представляет ценность как управленец, пусть НСГ или Исполком найдет для него другую работу", - выразил мнение законодатель Георгий Лейчу и предложил подыскать альтернативную фигуру на пост председателя Вулканештского района.

Депутат Федор Гагауз отметил, что НСГ выставляет Исполком и башкана в неприглядном для общественности свете, когда мешает Формузалу сместить своего представителя в Вулканештах, продолжает "В фокусе недели". В завершение дискуссии башкан Михаил Формузал еще раз подтвердил, что осознанно подписал постановление об отставке Сергея Чернева. "Дайте мне работать с тем, с кем я хочу работать. Давайте утвердим председателя района, мы для дискуссии открыты. Чтобы мир и согласие продолжились до конца 2014 года", - заявил он. Тем не менее, депутатское большинство (17 голосов из 27 присутстввовавших) отказалось обсуждать на этом же заседании новую кандидатуру и отменило постановление башкана №100 об отстранении с должности и.о. председателя Сергея Чернева и назначении на эту должность Ивана Ротару. Таким образом, Сергей Чернев продолжает возглавлять Вулканештскую районную администрацию.

Фигура Сергея Чернева в гагаузской политике занимает не последнее по экстравагантности место, пишет "В фокусе недели". Его карьера стремительно пошла наверх в 2006 году, когда он из водителя "Камаза" превратился в председателя района. И этим он все же обязан действующему башкану Михаилу Формузалу, который, победив на выборах, щедро отблагодарил своего вулканештского единомышленника. Для повышения квалификации своего друга Формузал, было дело, направил Чернева на учебу в Академию публичного управления при президенте РМ. Однако ближе к башканским выборам 2010 года, Чернев демонстративно покидает команду "Единой Гагаузии", и поддерживает заклятого оппонента башкана Николая Дудогло. Тут то и начались первые попытки Формузала "расправиться" с предателем. Глава Гагаузии несколько раз пытался отправить Чернева в отставку, назначал другого председателя, обвинял в непрофессионализме и в неумении распоряжаться государственными средствами - ничего ему не помогло. У Чернева каждый раз срабатывал защитный иммунитет - его не раз спасало Народное собрание, контролируемое близкими Николая Дудогло.

Как бы там ни было, Чернев все же остается подчиненным башкана Гагаузии, который не имеет возможности уволить члена своего Исполкома, не раз публично его унизившего, продолжает "В фокусе недели". Вспомнить только, как Чернев в присутствии чиновников и телевизионных камер ударил Формузала в грудь. В любом другом правительстве мира за соответствующий поступок не только уволили бы, но и, вероятно, упрятали бы за решетку. Потому политической живучести Чернева смело можно ставить оценку "10", несмотря ни на что.

Зачем же большинство в Народном собрании, принадлежащее Демпартии, так рьяно защищает Сергея Чернева, невзирая на многочисленные слухи о массе незаконных афер председателя района? - пишет "В фокусе недели". Не стоит ли законодателям-демократам проверить информацию коммуниста Тютина о том, что Чернев создал "криминальную группировку" и осуществил ряд экономических махинаций, используя свое служебное положение? С другой стороны - на пост главы Вулканештского района ранее был предложен некий Георгий Терзи, которого депутаты-демократы как бы условились поддержать. Выходит, что команда Дудогло-Константинова заведомо шла на нарушение своих договоренностей с Михаилом Формузалом, который уступил "дудогловцам" третью часть должностей в Исполнительном комитете. Вероятнее всего, спикер Константинов затягивал бы (и будет затягивать) вопрос о назначении нового председателя района вплоть до выборов башкана 2014 года, тем самым обеспечивая Черневу достойную зарплату и другие преференции, а команде - всеобъемлющий административный ресурс.

На экстренном заседании Народного собрания Гагаузии, состоявшемся 31 августа, было отменено распоряжение №100 о смещении с поста главы администрации Вулканештского района Сергея Чернева и назначении и.о. главы Ивана Ротару, пишет "Новая Гагаузия". Депутаты НСГ 18 голосами отменили данное распоряжение. После прочтения распоряжения №100 от 20 августа 2013 года, возник целый ряд вопросов по этому поводу. На первый взгляд, обывателю этот документ покажется обычной бюрократической бумажкой. Но с точки зрения чиновника, делопроизводителя или даже секретаря, знакомого с кодексом о труде, распоряжение высшего должностного лица, по крайней мере, выглядит странно. Тем более, речь идет об актах, которые издает глава Гагаузии, он же по совместительству гарант Уложения (конституции Гагаузии).

Во-первых, в распоряжение почему-то забыли указать - кого увольняют с должности главы Вулканештского района, продолжает "Новая Гагаузия". Поскольку на этой должности работает Сергей Чернев, то его, по логике, надо было и уволить, а потом лишь назначать кого-то другого. Однако ничего этого в распоряжении нет. Получается, что своей бумажкой Михаил Формузал решил свести счеты со своим бывшим соратником. Тем более, что все в Гагаузии помнят, что именно Сергей Чернев и его команда в 2006-2010 годах сделали все возможное для перелома исхода выборов в пользу Михаила Формузала. Но в последние два года башкан всеми правдами и неправдами пытается избавиться от своих политических противников. В их ряды угодил и Сергей Чернев. И отсутствие его фамилии в распоряжении - либо нежелание признать его бывшие заслуги, либо нежелание ходить с ним по судам. А уж кто-кто, а Формузал должен знать, что прерогатива назначения и увольнения глав администраций относится к исключительной компетенции НСГ. Фактически, своим распоряжением башкан присвоил себе полномочия законодательного органа, а это уже другая статья.

Во-вторых, как можно увольнять председателя района согласно распоряжению, если в Гагаузии по Уложению действуют администрации и их руководители называются главами администрации районов, пишет "Новая Гагаузия". Тем мы и отличаемся от молдавских районов, в которых на уровне районов существуют и законодательные, и исполнительные органы. У нас несколько другая иерархия. Или это была ошибка, или же опять незнание гагаузского законодательства.

В-третьих, непонятно, почему один исполняющий обязанности главы администрации Сергей Чернев сменяется другим исполняющим обязанности, продолжает "Новая Гагаузия". Только из-за нежелания Михаила Формузала доукомплектовать Исполком Гагаузии? Ведь, фактически, из всего состава Исполкома, вакантной осталась лишь должность главы администрации Вулканештского района (Сергей Чернев - и.о. главы администрации).

В-четвертых, пунктом третьим Михаил Формузал рекомендует обеспечить сохранность имущества, а далее через запятую обеспечить "выдворение из кабинета председателя Вулканештского района посторонних лиц", пишет "Новая Гагаузия". Причем эти самые лица не указываются. И последнее. Распоряжением предусмотрено вроде бы все, по логике Формузала. Однако особое внимание почему-то было уделено старому служебному автомобилю, находящемуся в пользовании главы администрации. Хотя стоимость всего имущества райадминистрации исчисляется несколькими миллионами. Но не это самая большая головная боль для башкана. Его задача была выдворить Сергея Чернева любой ценой.

Само выдворение произошло на уровне сложнейших полицейских операций, в духе строгой секретности со всеми вытекающими: автоматчиками, оцеплением, продолжает "Новая Гагаузия". Самого Чернева в день проведения операции в Вулканештах не было. Он находился в Москве на встрече с потенциальными инвесторами, которые намеревались в ближайшее время открыть совместное предприятие в Вулканештах, что давало бы возможность открытия от 200 до 400 рабочих мест. Но Формузалу это неинтересно, подводит итог издание.