15 лет исполнилось с момента установки в 1998 году на Пильтунском участке Пильтун-Астохского месторождения в Охотском море первой в России стационарной морской производственно-добывающей платформы "Моликпак" ("Пильтун-Астохская-А") компании "Сахалин Энерджи".

Как сообщили ИА REGNUM в пресс-службе компании, "Моликпак" на языке инуитов (коренных жителей северной Канады) означает "большая волна". До Сахалина платформа работала в канадской Арктике, в море Бофора. "Моликпак" получил постоянную "прописку" в 16 км от берега в заливе Пильтун Охотского моря. "Большая волна" позволила существенно ускорить время начала реализации проекта "Сахалин-2".

До установки на шельфе Сахалина платформа была полностью модернизирована, значительная часть оборудования и систем управления были заменены на более современные. В работах по реконструкции платформы принимали участие и российские специалисты. В частности, новое основание платформы было спроектировано и построено на российских оборонных предприятиях в рекордно короткие сроки - всего за 14 месяцев со дня первой раскройки металла. Впервые в России были изготовлены уникальные водонагнетательные и энергетические модули для подобной платформы.

Первую промышленную нефть "Моликпак" выдал в июле 1999 года. Сейчас суточная производительность платформы составляет около 45,000 баррелей (7,200 куб. метров) высококачественной легкой нефти, которой присвоили собственную марку "Витязь" и 1млн куб. метров попутного газа. Всего с 1999 года по август 2013 года на платформе добыто 25,5 млн тонн нефти и 4,723 млн куб. метров газа. До 2008 года добыча нефти на платформе велась около шести месяцев в году в безледовый период. Работы на комплексе включали бурение, добычу и отгрузку нефти, а также связанные с этим вспомогательные и разведочные работы. Круглогодичная добыча на "Моликпаке" началась с декабря 2008 года. Специально для этого были изготовлены и установлены на платформе два модуля, каждый размером с 10-этажный дом. Один из них предназначался для подготовки нефти, второй - для газа. По сути, произошла полная реконструкция платформы.

Существующие системы были соединены с новыми модулями нефти и газа, после чего они были подключены к новой системе морских и наземных трубопроводов. Это позволило перейти на безостановочный режим добычи. Нефть и газ по системе трубопроводов стали поступать на терминал отгрузки нефти производственного комплекса "Пригородное" на юге острова. Здесь ведется круглогодичная отгрузка нефти на танкеры через выносное причальное устройство (ВПУ).

Сегодня профессиональная команда платформы решает многие задачи. Это ежедневный контроль и обеспечение безопасной и стабильной работы по добыче и транспортировке углеводородов, ремонту и бурению скважин, плановое и внеочередное техобслуживание, строительство и пуско-наладка. Продолжаются работы по поддержанию целостности и замене оборудования на современное. Обеспечение личной и технологической безопасности остается приоритетом. Компания "Сахалин Энерджи" бережно относится к экологии острова. Разработан план по сохранению биоразнообразия, который предусматривает целый комплекс программ по сохранению редких птиц; серых китов, пути миграции и зоны нагула которых расположены недалеко от платформы "Моликпак". Также исключено загрязнение акватории Охотского моря как во время проведения буровых работ, так и в процессе эксплуатации морских платформ. Действует технология закачивания рабочих жидкостей и отходов бурения в специальные скважины, уходящие в пласты горных пород.

Установка и эксплуатация платформы "Моликпак" сыграли важную роль в развитии нефтегазового сектора Сахалинской области. Платформа стала первопроходцем освоения шельфовых нефтегазовых месторождений в России.

Справка. Зимний сезон в районе платформы "Моликпак" продолжается в течение 220-240 дней. Ледовый период длится до шести с половиной месяцев. Средняя температура в январе составляет -24 °С, в августе +10 °С. Скорость течения в районе платформы "Моликпак" - 0,7-1,0 узлов при штормовой высоте волн 13-16 метров.