Российские суды стали строже судить авиадебоширов. Однако для решения проблемы нужны изменения в законодательстве, считают в компании "Аэрофлот".

10 сентября Подольский городской суд Московской области полностью удовлетворил исковые требования авиакомпании к Вячеславу Исмаилову - пассажиру, по вине которого ранее в этом году совершил вынужденную посадку самолет "Аэрофлота". Решением суда с ответчика взыскана в пользу "Аэрофлота" сумма понесенных убытков в размере 493 731 руб., а также взысканы расходы по уплате госпошлины в размере 8 137 руб.

Напомним, инцидент произошел 2 февраля на рейсе SU 274 по маршруту Москва - Пхукет (Таиланд). Предприниматель из Подольска Вячеслав Исмаилов, находящийся в состоянии алкогольного опьянения, кричал, матерился и, наконец, избил двух пассажиров, попробовавших успокоить буяна. Попытки утихомирить хулигана со стороны экипажа также не возымели действия. Не отреагировал он даже на самый действенный в таких случаях довод - письменное предупреждение командира воздушного судна о необходимости прекратить нарушения правил поведения на борту. Ответом стали угрозы расправиться с экипажем.

В результате авиалайнер Airbus A330-300 был вынужден совершить незапланированную посадку в аэропорту Ташкента. Исмаилова сняли с борта и передали местным властям. Авиакомпания понесла существенные убытки, был нанесен ущерб авиапассажирам - как минимум, испорчено настроение и нарушены отпускные планы. Избитым пассажирам пришлось оказывать медицинскую помощь. Опасная выходка не должна остаться безнаказанной - такой была принципиальная позиция авиакомпании, которая взяла курс на последовательную борьбу с воздушными дебоширами. В мае "Аэрофлот" обратился в суд с требованием о взыскании с пассажира убытков, причиненных инцидентом.

В компании отметили, что взысканная судом сумма не покрывает всех потерь, понесенных в результате пьяного дебоша, онако это решение может стать переломным: до сих пор в России к авиахулиганам относились более мягко. Кодекс об административных правонарушениях РФ устанавливает лишь общую норму за нарушение общественного порядка и предусматривает штраф в размере от 500 до 5000 руб. или арест на срок до 15 суток.

Поэтому, отметили в "Аэрофлоте", решением суда в компании удовлетворены - большего при существующих законах добиться вряд ли удалось бы. Тем более, что прецедент может быт закреплен еще одним судебным решением: сейчас судят авиадебошира Сергея Кабалова, устроившего драку на борту рейса авиакомпании "Когалымавиа" в Хургаду (Египет). Скрышегося от правосудия дебошира нашли и теперь он проходит по уголовному делу о покушении на угон воздушного судна и умышленном причинении легкого вреда здоровью.

Однако гораздо больше хулиганов остается безнаказанными или отделываются мелким штрафом, посетовали в "Аэрофлоте". Так, с начала 2013 года к административной ответственности за пьянство в самолетах и аэропортах привлечены более 3 тысяч пассажиров. Есть даже понятие "пьяные рейсы" - к ним относятся полеты на дальние расстояния и на курорты: в Бангкок, Гавану, Владивосток, Египет, Турцию, Сочи. И хотя деструктивные пассажиры существуют во всем мире, иностранные авиакомпании страдают от них реже российских. Хотя там обходятся даже без "сухого закона" на борту. Разгадка проста: законодательство и суды других стран относятся к воздушным дебоширам гораздо строже.

К примеру, в Корее любые действия против авиационной безопасности предусматривают тюремное заключение до 5 лет. Во Франции акты насилия на борту воздушного судна предусматривают тюремное заключение от 3 до 10 лет. В США нарушение пассажирами правил поведения на борту наказываются штрафом до 10 тысяч долларов, а нападение или вмешательство в работу экипажа - заключением до 20 лет. В Италии за драку и даже словесное оскорбление на борту - тюрьма до 6 месяцев и штраф в 300-500 евро. В воздушном кодексе Италии есть ст.1095 - отказ пассажира выполнять любые требования по обеспечению безопасности полета и авиационной безопасности грозит тюремным заключением до 3 месяцев и штрафом 200 евро. В Нидерландах уголовный закон предусматривает наказание за нахождение в состоянии опьянения на борту - заключение на 12 дней и штраф в 300 евро, за создание общественного беспорядка с применением насилия - заключение до 4 лет и штраф до 18 тысяч евро. Аэронавигационный кодекс Великобритании определяет наказание за нарушение поведения на борту. За курение статья 58 предусматривает штраф 2 тысячи фунтов или лишение свободы на срок до 2 лет за курение на борту.

Между тем в России невозможно даже отказать в перевозке пассажиру из "черного списка", которые ведут все ведущие авиакомпании мира. Согласно пп. 6 п.1 ст. 107 Воздушного кодекса РФ и пп. 6 п. 230 ФАП авиакомпания имеет право расторгнуть договор перевозки с нарушающим правила пассажиром, но не имеет права отказывать такому пассажиру в приобретении нового билета. Однако, руководствуясь ст. 44902 Свода законов США, авиаперевозчик вправе отказать пассажиру в перевозке, но только в случае если отказ будет обоснован. Был создан судебный прецедент - суд поддержал компанию American Airlines, которая отказала пассажиру в регистрации после того, как этот пассажир был снят с предыдущего рейса из-за предполагаемого подозрительного поведения. Авиакомпания KLM оставляет за собой право по собственному усмотрению включить пассажира-нарушителя в "черный список" и отказать ему в перевозке.

Получается, отметили в "Аэрофлоте", российские авиакомпании теряют конкурентные преимущества из-за невозможности отстранить от перелета потенциально опасных пассажиров, а российское законодательство не предотвращает деструктивного поведения на борту. Поэтому "Аэрофлот" последовательно выступает за комплексные изменения в российской нормативно-правовой базе. Наказание для деструктивных авиапассажиров должно, по мнению представителей авиакомпании, стать, во-первых, неотвратимым и, во-вторых, более строгим. За особо серьезные нарушения правил нахождения на борту воздушного судна, прежде всего насилие в отношении пассажиров и членов экипажа, должны применяться уголовные наказания вместо практикующихся ныне административных. "Это в интересах всей российской авиатранспортной отрасли и ее пассажиров, - подчеркнули в компании. - И нынешнее решение Подольского суда - шаг в правильном направлении".