Передача сирийскими властями химического оружия под международный контроль, предложенная сирийскому руководству российским МИДом, выглядит странной и опасной затеей. Надеюсь, Башар Асад на это не пойдет.

Химическое оружие для Сирии играет роль аналога ядерного оружия для Израиля. Оно является противовесом израильскому ядерному оружию и призвано сигнализировать Тель-Авиву, что, если он ударит по Дамаску ядерным оружием, либо если Сирия окажется перед угрозой быть захваченной внешним противником с помощью конвенционального оружия, то в ответ агрессор может получить удар химическим оружием, который по своим последствиям может быть сравним с ядерным ударом.

Заинтересованность американцев и израильтян в лишении Башара Асада химического оружия понятна. Во-первых, это поможет обезопасить их от удара возмездия при возможном вторжении, во-вторых, если в результате бомбардировки будут поражены химические арсеналы, возникнет зона поражения и погибнет множество людей, то мировое сообщество обвинит в этом США и Израиль.

В отношении официального Дамаска, передача химического оружия под международный контроль не поможет ему избежать бомбардировки. Мы все знаем, что в новейшее время одностороннее разоружение нисколько не сбивало аппетиты стороны, имеющей агрессивные замыслы. Наиболее близкий нам опыт Советского Союза убедительно свидетельствует об этом. Кроме того, передача химического оружия даже не исключит дальнейшие обвинения Башара Асада в его применении. Стоит лишь кому-то из его противников передать повстанцам химические заряды и уговорить использовать их "правильным" образом, как сирийского лидера начнут обвинять не только в повторном применении ОМП, но и в том, что он обманул международное сообщество.

То есть, передача химического оружия не только не предотвратит нападение на Сирию, но, вполне возможно, даже приблизит его. Таким образом, стремление российского МИДа убедить Башара Асада передать свое химическое оружие под международный контроль выглядит достаточно странным.

Андрей Епифанцев - российский политолог