"Вступление Армении в Таможенный союз - это рациональное решение. И баста!": интервью Арташеса Гегамяна

Москва, 9 сентября 2013, 11:41 — REGNUM  На вопросы корреспондента ИА REGNUM относительно решения о вступлении Армении в Таможенный союз свою точку зрения и замечания высказал член фракции Республиканской партии Армении в Национальном собрании, лидер партии "Национальное единение" Арташес Гегамян.

- Это без преувеличения историческое решение, гарантирующее безопасность и динамичное развитие экономики Армении. Достаточно оглянуться на региональные процессы, чтобы убедиться: да, действительно, в самом ближайшем будущем наш регион окажется в эпицентре бурных геополитических сдвигов. Логика происходящих вокруг Сирии событий подсказывает, что Исламская Республика Иран неизбежно втянется в военные действия. В результате в фокусе внимания центров силы мировой политики самым очевидным образом окажется и наш непосредственный сосед Иран - со всеми вытекающими отсюда опасными последствиями. И вовсе не исключается, что этим обстоятельством попытаются воспользоваться Азербайджан и Турция.

Чтобы не быть голословным, приведу пример. В текущем году, 15-16 августа в азербайджанском городе Габала состоялся Третий саммит тюркоязычных стран с участием президентов Турции, Казахстана, Кыргызстана и Азербайджана. Отметим, что 16 августа президент Турции Абдулла Гюль назвал Нагорно-Карабахский конфликт "одной из важнейших проблем, стоящих в повестке дня тюркоязычного мира".

Днем ранее на заседании Совета министров иностранных дел Совета сотрудничества тюркоязычных стран по Нагорно-Карабахской проблематике выступил министр иностранных дел Турции Ахмед Давутоглу, заявивший следующее: "Турция готова сделать все возможное и от нее зависящее для того, чтобы остановить оккупацию азербайджанских земель Арменией. Освобождение Нагорного Карабаха и других оккупированных территорий Азербайджана продолжает оставаться основным направлением нашей политики". А еще ранее премьер-министр Турции Эрдоган в своих публичных выступлениях не раз заявлял, что они не пожалеют сил и сделают все, чтобы вопрос территориальной целостности Азербайджана решился раз и навсегда.

Читая подобные воинствующие заявления турецких руководителей, невольно задаешься вопросом: неужели турецким властям неизвестно о пяти совместных заявлениях президентов России, США и Франции, принятых в Аквилле (Италия, 2009г.), Мускоке (Канада, 2010г.), Довиле (Франция, 2011г.), Лос-Кабосе (Мексика, 2012г.) и Лох-Эрне (Великобритания, 2013г.). Отметим, что в этих заявлениях красной нитью проходит одна мысль, а именно: "Мы подчеркиваем, что только урегулирование путем переговоров может привести к миру, стабильности и согласию, открыв возможности для регионального развития и сотрудничества... Мы решительно призываем руководителей всех сторон вновь подтвердить свою приверженность Хельсинкским принципам, в частности: принципам неприменения силы и угрозы силы, территориальной целостности, равноправия и права наций на самоопределение".

Это цитата из совместного заявления Барака Обамы, Владимира Путина и Франсуа Олланда по Нагорному Карабаху, сделанного в июне 2013г. При этом следует отметить, что после вышеупомянутых заявлений лидеров Турции, фактически сводящих на нет позиции президентов стран-сопредседателей Минской группы, ни из Франции (Евросоюз), ни из США не последовало абсолютно никаких политических оценок к тому, что урегулирование Нагорно-Карабахского конфликта возможно исключительно при одновременном применении вышеупомянутых трех принципов Международного права, указанных в совместном заявлении.

ИА REGNUM: А Россия отреагировала на указанные вами заявления политического руководства Турции?

В совместном заявлении Путина-Саргсяна однозначно прописано: "Президенты Российской Федерации и Республики Армения подтвердили приверженность разрешению Нагорно-Карабахского конфликта исключительно мирными средствами в формате работы с сопредседателями Минской группы ОБСЕ на основе составляющих единое целое принципов неприменения силы или угрозы применения силы, территориальной целостности государств, равноправия и права народов на самоопределение".

На ереванском сленге, это прозвучало бы так: слушайте, детвора, не суйте свой нос в Нагорно-Карабахский конфликт, это не вашего ума дело, этим занимаются Россия, Соединенные Штаты Америки и Франция. Ставя свою подпись под этим заявлением, Владимир Путин дал понять, что Россия смотрит на эту проблему не сквозь пальцы, а твердо и последовательно выступает гарантом одновременного применения трёх принципов, указанных в совместном Заявлении. Турецкие и азербайджанские политические мужи с остервенением восстают против этого, акцентируя только принцип территориальной целостности. То, что Россия устами своего президента в очередной раз зафиксировала свою позицию, имеет для нас стержневое значение: фактически вступление Армении в Таможенный союз вносит четкую определенность и в вопрос мирного урегулирования Нагорно-Карабахского конфликта.

Скажу больше: в ходе своего августовского визита в Азербайджан Владимир Путин именно в Баку во всеуслышание представил позицию России, сказав, что проблему Нагорного Карабаха можно решить исключительно политическим путем. Тем самым вновь была подчеркнута роль России как гаранта мира в регионе и безопасности нашей страны. А это чрезвычайно важный момент, особенно с учетом того факта, что Россия поставила Азербайджану оружия и военной техники на сумму около миллиарда долларов.

Иными словами, при каждом удобном случае Россия в лице главы государства своими заявлениями действует на турецко-азербайджанских воинствующих руководителей как холодный душ, вновь и вновь позиционируя себя как гаранта безопасности нашей страны. Членство в Таможенном Союзе, несомненно, еще более углубит армяно-российские стратегические отношения во всех сферах, повысит уровень национальной безопасности Республики Армения. А это фактор исключительной важности, ибо если не обеспечена безопасность страны, все остальные задачи, как-то: соглашение об ассоциировании Армении и ЕС, перспектива углубления стратегического сотрудничества с США и т.п. - теряют смысл, становятся второстепенными.

Вместе с тем, анализируя развернувшуюся в средствах массовой информации полемику вокруг заявления президента Армении о вступлении Армении в Таможенный Союз, я усматриваю некую опасность - результат либо умысла, либо некомпетентности, а может, того и другого одновременно. Создается впечатление, будто настал конец наших отношений с Евросоюзом, более того, напрочь исключена возможность продолжения отношений Армении, предусмотренных Ассоциативным соглашением Армения-Евросоюз в рамках программы "Восточное партнерство". Подобные домыслы совершенно не соответствуют действительности. Или же говорят: вот мы четыре года потеряли в переговорах с Европой относительно заключения соглашения об Ассоциации и соглашения о Зоне свободной и всеобъемлющей торговли с ЕС. Отнюдь, четыре года плодотворной работы помогли Армении привести свое законодательство в соответствие с международными стандартами и критериями, приемлемыми для стран-членов Евросоюза, что, без сомнения, рано или поздно позитивно отразится на развитии экономики нашей страны.

И так же четко президент Серж Саргсян представил позицию Армении в заявлении для прессы по итогам российско-армянских переговоров от 3 сентября 2013 года: "Это рациональное решение, это решение исходит из национальных интересов Армении. Это решение - не отказ от нашего диалога с европейскими структурами. За эти же годы Армения при поддержке европейских партнеров провела ряд серьезных институциональных реформ. Армения сегодняшняя в этом смысле гораздо более продуктивное и конкурентоспособное государство, чем годы назад. Мы намерены и в будущем продолжить реформы".

Более того, весьма существенно, что изменилась и тональность Евросоюза касательно решения президента Армении о желании вступления в Таможенный Союз. Если в первый день Совместного заявления по итогам визита президента Республики Армения в Российскую Федерацию звучали дипломатически некорректные высказывания отдельных чиновников ЕС, то теперь наши европейские друзья заявляют о своем желании услышать разъяснения от своих армянских коллег - партнеров. В этой связи хочу напомнить весьма принципиальное заявление министра иностранных дел Российской Федерации, сделанное им во время пресс-конференции по итогам заседания Совета министров иностранных дел государств-участников СНГ, сделанное 5 апреля 2013г, "гвоздем" которого было следующее: "Конкретно в Восточном партнерстве мы не видим естественных причин, которые стали бы препятствием, чтобы сочетаться с участием в СНГ. Если проекты в рамках Восточного партнерства нацелены на решение действительно важных задач в экономической, социальной сферах, то Россия не раз говорила о готовности к ним подключаться, выходить на "тройственные" форматы: ЕС, "фокусные" страны Восточного партнерства и Россия. Мы по-прежнему готовы к этому".

Глава МИД РФ подчеркнул, что: "Абсолютно некорректно пытаться заявлять, что создание зоны свободной торговли с евросоюзом исключает какие-либо отношения с интеграционными процессами на пространстве СНГ. Приведу лишь один довод: сейчас, когда мы готовим новые базовые соглашения, наши партнеры по ЕС предлагают пойти дальше тех договоренностей, которые были заключены при нашем вступлении в ВТО, и создать весьма либерализованную зону свободной торговли между ЕС и Россией. Тогда о чем разговор? Россия - уже член Таможенного Союза. Стало быть, любой нынешний или будущий член этого союза, Единого экономического пространства, не будет иметь проблем, чтобы - если вести дела на честной, открытой общепринятой основе - взаимодействовать с ЕС и с кем бы то ни было еще". В контексте реализации этого публично озвученного намерения было бы совершенно непонятно, если бы Евросоюз вдруг попытался препятствовать тесному сотрудничеству того или иного суверенного государства в рамках Таможенного союза, единого экономического пространства и с перспективой участия в интеграционных процессах в Европейском союзе.

Иное дело, что некоторые ангажированные политологи и политиканы ударились в панику и, даже не пытаясь скрыть это, делают лишенные смысла заявления относительно "неожиданного поворота" во внешнеполитическом курсе Армении. А между тем президент нашей страны в своих публичных выступлениях неизменно отмечал важность армяно-российского стратегического партнерства, дальнейшего укрепления дружбы и союзнических отношений между Россией и Арменией. Более того, совершенно недавно в Варшаве, во время совместной со своим коллегой Брониславом Коморовским пресс-конференции, Серж Саргсян весьма четко и недвусмысленно заявил о том, что Армения никогда не допустит никаких действий, направленных против своего стратегического партнера и союзника России. То есть, принятое решение о намерении вступить в Таможенный союз - логическое продолжение внешней политики, проводимой президентом Армении.

ИА REGNUM: Что даст армянской экономике вступление в Таможенный союз? Какие новые возможности и перспективы открываются перед Арменией?

На совместной пресс-конференции 3 сентября т.г. в Москве Владимир Путин, по сути, уже ответил на этот вопрос. В частности, речь идет об инвестиционной программе в 15 млрд рублей (или около 480 млн долларов США), предусматривающей дальнейшее развитие Южно-Кавказской железной дороги. Понятно, что вся сумма не будет затрачена на 300-километровую железную дорогу на территории РА. То есть, следует полагать, что открывается перспектива для строительства железной дороги Армения-Иран, которая обеспечит нашим стратегическим партнерам из ОДКБ выход посредством железной дороги к Персидскому заливу, как говорится - к теплым морям. Это неизмеримо повысит роль Армении в регионе.

Кроме того, Россия уже заявила о пролонгировании эксплуатации Армянской АЭС на 10 лет, то есть о соответствующих инвестициях - с целью гарантированной безопасности работы атомной электростанции, а также энергетической безопасности нашей страны. И помимо этого, достигнута договоренность относительно создания необходимых условий для строительства в Армении новой АЭС. Вместе с тем было упомянуто, что "Роснефть" уже завершает этап исследований и обсуждений в связи с перезапуском гиганта армянской нефтехимической индустрии, ЗАО "Наирит", на что, естественно, также потребуются колоссальные внедрения.

ИА REGNUM: Уверены, что эти планы не "зависнут в воздухе"?

Убежден: в случае вступления Армении в Таможенный союз, Россия будет более заинтересована в реализации этих программ, поскольку это делается для единого экономического пространства, от чего выиграют те же Россия, Казахстан, Беларусь. Не будем забывать и простую истину: будучи членом ТС, Армения существенно облегчит жизнь наших граждан, работающих в России, число которых, согласно опубликованным недавно данным российской эмиграционной службы, приближается к 800 тысячам. И имейте в виду: Россия объявила о введении с 2015г. визового, пропускного режима для всех граждан СНГ, за исключением стран-членов Таможенного союза.

Не следует забывать и тот факт, что в Армении за счет российского капитала работают 1300 предприятий, и став членом ТС, мы стимулируем их развитие, поскольку платежеспособный потребительский рынок расширится и станет доступнее в силу новых торгово-экономических отношений между Арменией, Россией, Беларусью и Казахстаном. Даже больше: армянский производитель будет защищен законами и уставами Таможенного союза. Уже существует основной документ - Таможенный кодекс ТС, в котором детально представлены, тщательно прописаны все вопросы, и к тому же вы не найдете там ни одного положения, противоречащего требованиям Всемирной торговой организации (ВТО).

Почему я это подчеркиваю: потому что страны, вовлеченные в зону свободной торговли ЕС, действуют по тем же "правилам игры", и на примере Армении можно найти ту оригинальную формулу, которая позволит совместить соглашение об ассоциации и глубокой и всеобъемлющей зоне свободной торговли со странами - членами ТС. Если страны - члены ЕС и члены ТС подчиняются правилам ВТО, то все остальные вопросы можно урегулировать путем переговоров. Любой вопрос межгосударственного значения должен быть открытым, прозрачным, и в этом случае непреодолимые противоречия невозможны, они исключены. Для этого и существует дипломатия. Наши истинные друзья - будь то европейцы или американцы - если они действительно таковыми являются, то должны видеть во вступлении Армении в ТС не негатив, а позитив и, почему нет, попытаться воспользоваться этим.

Поверьте, настанет день, когда Евросоюз и Россия заключат новое базовое соглашение, которое логически приведет к созданию зоны свободной торговли между ТС и ЕС. События именно к этому и ведут, ибо современная модель мировой экономики, кажется, исчерпала себя, и не случайно такая мощная сверхдержава, как США, создает зону свободной торговли с ЕС. И это при том, что их разделяет бескрайний океан. Тот же Европейский союз начал переговоры с Японией о создании зоны свободной торговли с этой страной - точно так же не имея непосредственных границ с ней.

Сегодня в Европе назрела проблема неполноценного использования имеющихся мощностей. Из-за экономического кризиса общеевропейский платежеспособный спрос упал, и производственные мощности стран ЕС работают не в полную силу. С учетом этих наблюдений, с сожалением должен отметить, что здесь отрицательная реакция на заявление президента Армении о вступлении в ТС, скорее всего, обусловлена осознанием определенными политическими силами своего фиаско в реализации задачи - оторвать Армению от России, что было предсказуемо ввиду отсутствия каких-либо четких гарантий обеспечения безопасности Республики Армения.

Я не зря сослался на заявление Сергея Лаврова о том, что подписание соглашения об ассоциации в рамках "Восточного партнерства" не должно создать проблем для какой-либо страны к параллельному вхождению в состав Таможенного союза. Кстати, ни один европейский чиновник не отрицал, не опровергал этот тезис министра иностранных дел России. Стало быть, существует-таки платформа, позволяющая продолжить диалог с тем же Евросоюзом, искать варианты взаимных уступок, формулировки, приемлемые для стран как Евросоюза, так и Таможенного союза.

ИА REGNUM: Решение о вступлении в Таможенный союз вызвало истерическую реакцию в некоторых кругах и было расценено как капитуляция, как попытка реанимировать Советский Союз, как потеря суверенитета Армении и т.д. Насколько правомерны подобные мнения и почему в случае с ассоциированием с ЕС подобные моменты "дальновидно" умалчивались?

Вы когда-нибудь слышали, чтобы заявления министра иностранных дел Франции, Италии или любой другой страны ЕС противоречили бы заявлениям первого вице-председателя Еврокомиссии Кэтрин Эштон? Это исключено по определению, поскольку эти полномочия закреплены за Брюсселем, иными словами, часть суверенитета, часть полномочий страны -члены Евросоюза передают политическим структурам ЕС.

Точно такие же, и даже чуть более строгие требования ставятся Еврокомиссией в рамках экономического блока, в частности: устанавливаются даже размеры апельсинов - какие именно апельсины могут быть допущены на рынок ЕС. То есть часть экономического суверенитета опять же делегируется наднациональным структурам - и это странами Евросоюза воспринимается как должное. Подобные же механизмы, оговоримся, более мягкие действуют и в ТС, но по непонятным причинам это отдельными ревностными поборниками национального суверенитета, жаждущими ассоциированного соглашения Армении и ЕС, заключения соглашения о свободной и всеобъемлющей зоне торговли, воспринимается в штыки. Почему? Да потому что годами ранее госсекретарь США Хиллари Клинтон заявила, что "пресловутый" Евразийский союз есть не что иное, как попытка реанимировать Советский Союз, и некоторые политические и гражданские круги в Армении сделали из этого заявления жупел и размахивают им во устрашение всем. А не делать этого они не могут, поскольку финансируются Западом.

Кстати, сам я к "массовым акциям протеста", инициированным разного рода общественными организациями и политическими силами отношусь достаточно спокойно, так как тем самым повышается важность сделанного президентом Армении судьбоносного политического решения. Решение, которое в очередной раз засвидетельствовало об очередном проявлении его волевых качеств. Ведь Серж Саргсян пошел на это, ясно осознавая последующую реакцию не только известных оппонентов внутри страны, но и разного рода "доброжелателей" из-за бугра, тщетно пытающихся дестабилизировать ситуацию в стране.

Наши российские, казахские и белорусские друзья должны с пониманием отнестись к тому, какую серьезнейшую ответственность взял на себя президент Армении с тем, чтобы как можно скорее воплотить в жизнь все предварительные договоренности, особенно касающиеся экономического блока. Чтобы гражданин Армении убежденно мог бы сказать: как здорово, что мы вовремя вошли в Таможенный союз. Чтобы он увидел руководителя "Роснефти" в "Наирите" за подписанием правительственного договора. Чтобы через два года мы с вами стали свидетелями начала мощного производства хлоропренового каучука и сопутствующих товаров по новым технологиям на этом гиганте армянской нефтехимии. Чтобы мы увидели: с каким размахом идет строительство автодорожной магистрали Север-Юг, как стремительно прокладывается железная дорога Ереван-Тегеран, сколь энергично ведутся работы на Армянской атомной электростанции. Это и будет лучшим ответом на все "свирепствующие" в армянских СМИ антироссийские инсинуации.

ИА REGNUM: Должно ли подобное вхождению Армении в Таможенный союз жизненно важное для страны решение приниматься единолично? Не должна ли общественность участвовать в его принятии? Как по-вашему, разве не справедливы такие вопросы?

Внешнюю политику страны осуществляет президент. Для профессиональной оценки справедливого и своевременного, на мой взгляд, решения президента Армении необходимо обладать той информацией, которой владеет глава государства. Особенно когда речь идет о безопасности страны. И не надо забывать, что Серж Саргсян одновременно является Верховным главнокомандующим Вооруженных сил Республики Армения и согласно Конституции РА - гарантом безопасности страны.

Все остальные вопросы должны быть подчинены основной, узловой проблеме - обеспечению безопасности страны, и коль скоро такое решение принято, значит оно делает невозможными любые поползновения внешних сил в отношении нашей безопасности. Те, кто говорят о давлении, о шантаже, абсолютно не понимают феномен Сержа Саргсяна, заключающийся в том, что никто, ни один человек не может получить от него что-либо путем шантажа или давления. Ведь сказал президент - это рациональное решение, это решение исходит из национальных интересов Армении. Рациональное решение! Это слово о многом говорит. Хотелось добавить - и баста!

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отослать информацию редактору.
Главное сегодня
NB!
24.02.17
В Твери горит детская клиническая больница
NB!
24.02.17
Помощник Манафорта: Ради мира на Украине Янукович должен возглавить Донбасс
NB!
24.02.17
Белый дом: США не позволят никому перехватить первенство в ядерной сфере
NB!
24.02.17
Трамп: Россия размещает крылатые ракеты в нарушение договора 1987 года
NB!
24.02.17
«Ростов» разгромил «Спарту» по сумме двух встреч и вышел в 1/8 финала ЛЕ
NB!
24.02.17
Трамп: США будут расширять свой ядерный арсенал
NB!
23.02.17
The Independent: «Брексит» – дело русских хакеров
NB!
23.02.17
Как Голливуд равнялся на советскую космическую оперу
NB!
23.02.17
«Андерлехт» на 90-й минуте вырвал победу у «Зенита» по сумме двух матчей
NB!
23.02.17
Оборона Курильских островов — суверенное дело России
NB!
23.02.17
Пётр Кончаловский
NB!
23.02.17
Разведка США: рак мозга
NB!
23.02.17
В Калининграде дан салют из пушек, штурмовавших Кёнигсберг
NB!
23.02.17
Вещание российского телеканала о рыбалке запретили на Украине
NB!
23.02.17
Путин заявил об огромном боевом потенциале ВС России
NB!
23.02.17
Баку обозначил дискурс независимости Нагорного Карабаха
NB!
23.02.17
Севастополь празднует третью годовщину Русской весны
NB!
23.02.17
Как великий актер Алексей Петренко стал «неправильным украинцем»
NB!
23.02.17
Люди, давайте все перестанем платить Киеву за газ! — обзор энергетики
NB!
23.02.17
В Эстонии активисты «Бессмертного полка — Таллин» выиграли суд у полиции
NB!
23.02.17
Лукашенко на этот раз не поможет: европарламентарии не по зубам Баку
NB!
23.02.17
Радио REGNUM. «Четверть часа о высоком». В гостях Марина Бойко