"Прослеживается совершенно чёткая хронология событий: арест гендиректора "Уралкалия" в Минске - заявление "Транснефти" о поломке нефтепровода "Дружба" и сокращении поставок российской нефти в Белоруссию - сокращение поставок белорусского бензина на российский рынок", - заявил 6 сентября корреспонденту ИА REGNUM белорусский политолог Николай Радов, комментируя отсутствие предложений белорусских нефтепродуктов на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже.

Экспорт нефтепродуктов, констатировал Радов, является важнейшим источником поступления иностранной валюты в белорусский бюджет. По мнению эксперта, и ранее белорусская сторона не особо стремилась продавать нефтепродукты, выработанные из российской нефти, на российском рынке. Двусторонние договорённости не предусматривают реализации всего объёма белорусских нефтепродуктов на российском рынке, однако двусторонние договорённости по поставкам российской нефти предполагают, что часть выработанных нефтепродуктов будет предложена на российском рынке, облегчив российским потребителям неудобства от сокращения предложений со стороны российских заводов, также направляющих нефтепродукты на экспорт и реализующих планы модернизации производств, что отражается на объёмах предложения.

"Белоруссия не готова к "свободным" ценам на российскую нефть - только к "союзническим". Руководство республики ищет любые возможности увеличить поставки российской нефти, не увеличивая поставок выработанных из неё нефтепродуктов на российский рынок, - отметил Радов. - Одним из таких приёмов был ценовой фактор: с белорусской стороны на поставляемые в Россию нефтепродукты выставлялись такие цены, которые делали их малопривлекательными. После этого белорусы поднимали руки и говорили: "Мы ведь ничего не нарушили! Покажите статью договора. Объёмы для нас прописаны, а цены - не прописаны. Что мы нарушили? Мы же не виноваты, что россияне не могут позволить себе купить качественное белорусское топливо!". Всё это очень напоминает схему с "растворителями", когда разговоры о "братских" и "союзнических" отношениях оказались лишь прикрытием для того, чтобы уводить от российского бюджета миллиарды долларов".

"За первое полугодие 2013 года Белоруссия поставила в Россию, по данным Белстата, около 0,7 млн т нефтепродуктов - это намного больше, чем за первое полугоде 2012 года - почти 100 тыс т., - констатировал эксперт. - Белоруссии по-прежнему выгоднее поставлять нефтепродукты в Евросоюз. Поэтому рост увеличения поставок белорусских нефтепродуктов в I полугодии 2013 года на российский рынок является прямым следствием того, что в 2012 году была прекращена схема с "растворителями" и Минск взял на себя определённые обязательства перед Москвой".

По мнению Радова, в вопросе о сокращении поставок белорусских нефтепродуктов на российский рынок прослеживается явный политический подтекст. "Сокращение поставок белорусских нефтепродуктов - ответ на сокращение поставок российской нефти", - констатировал он.

"В ответ на сокращение транзита через "Дружбу" в ЕС озвучивалась идея "отремонтировать" и белорусский участок этого нефтепровода, однако транзит российской нефти приносит хороший доход, поэтому белорусская сторона на это не пойдёт - сейчас, когда белорусский экспорт упал, когда пик выплат по внешнему долгу и белорусы массово мигрируют в Россию на заработки - каждый доллар на счету, - отметил Радов. - Транзит и экспорт в Россию сельхозтехники и других товаров, которые больше нигде невозможно так успешно продавать - это "курицы, несущие золотые яйца", только безумец может их отправить под нож. Другое дело, нефтепродукты - это ликвидный товар, его с удовольствием покупают в Голландии, Великобритании, Латвии, Украине и т.д. Поэтому сокращение именно этой ликвидной позиции - вполне логичный шаг".

Сокращение поставок белорусских нефтепродуктов, уверен Радов, не связано с проблемами обоих белорусских НПЗ (в Новополоцке и Мозыре): они способны перерабатывать около 24 млн т нефти, потребности внутреннего рынка составляют около 7 млн т, остальное уходит на экспорт. Поэтому, уверен Радов, "белорусы не запасаются бензином в ответ на сокращение поставок российской нефти", проблема политизирована и может быть решена тогда, "когда наступит перелом в "деле Керимова".

"Примечательно: Владимир Путин и Дмитрий Медведев лично не комментируют "калийный скандал" - они выдерживают паузу. Не комментирует ситуацию и Александр Лукашенко. Данная ситуация очень интересна. Все ждут, что скажет президент России, как и в каком контексте он прокомментирует "дело "Уралкалия", - сказал Радов. - В целом же можно констатировать: те, кто в Белоруссии подталкивает конфликт с российской стороной к эскалации, даже не представляют себе всех его последствий. Эти последствия сейчас можно определить лишь в весьма общих чертах, но понятно уже сегодня: стремление отомстить Керимову и "выцыганить" $100 млн обернутся для белоруской стороны огромными потерями, ущерб будет неприемлемым - это было ясно в самом начале, когда власти Белоруссии подталкивали к нынешнему конфликту".

Как сообщало ИА REGNUM, прибывший 26 августа в Минск по личному приглашению председателя Совмина Белоруссии Михаила Мясниковича гендиректор "Уралкалия" (по совместительству - глава наблюдательного совета белорусско-российского сбытового СП"Белорусская калийная компания") Владислав Баумгертнер провёл переговоры и был задержан в минском аэропорту. С того времени Баумгертнер находится в СИЗО КГБ, ему предъявлены обвинения в злоупотреблении служебными полномочиями и грози 10 лет тюрьмы с конфискацией имущества. По итогам состоявшегося 6 сентября рассмотрения ходатайства адвокатов Баумгертнера в минском суде ему оставлена прежняя мера пресечения - содержание под стражей.

Власти Белоруссии заявили о намерении арестовать активы "Уралкалия" в Белоруссии и за рубежом, а также добились от Интерпола ордеров на арест ещё четырёх менеджеров "Уралкалия" и одного из акционеров российского предприятия, сенатора Сулеймана Керимова. Кроме того, власти Белоруссии фактически национализировали офис "Белорусской калийной компании". Белорусские чиновники не скрывают: "Дело "Уралкалия" связано с отказом российской компании продавать свою продукцию вместе с белорусским госмонополистом "Беларуськалий" через СП "Белорусская калийная компания", а также намерением нарастить объёмы предложения своей продукции на мировом рынке, что вызовет резкое снижение цен на калийные удобрения.

Правительство РФ пригрозило экономическими санкциями в ответ на "неадекватное" отношение властей союзной республики к гендиректору одной из крупнейших российских компаний. В ходе состоявшихся 5 сентября в Москве переговоров зампреда правительства России Аркадия Дворковича и первого зампреда правительства Белоруссии Владимира Семашко до белорусской стороны доведена позиция российской стороны по факту ареста Владислава Баумгертнера. Дворкович заявил, что официальному Минску не стоит ждать в 2013 году 23 млн т российской нефти - рассчитывать следует лишь на 18,5 млн т нефти, и исходя из этого будет согласовываться баланс поставок на белорусские НПЗ в IV квартале т.г. Кроме того, Дворкович заявил о претензиях российской стороны к качеству белоруской молочной продукции, поставляемой на российский рынок по схеме реэкспорта.