Второго такого музея нет в мире, Лувр будет завидовать и локти кусать. Как сообщает корреспондент ИА REGNUM, такова была сегодня, 6 сентября, реакция министра культуры России Владимира Мединского на завершение реконструкции и реставрации Восточного крыла Главного штаба для Государственного Эрмитажа в Санкт-Петербурге.

Восточное крыло здания Главного штаба на Дворцовой площади (а также со стороны Певческого моста и набережной реки Мойки) было передано Эрмитажу еще в 1988 году, но финансирование проекта стало возможным лишь после подписания трехстороннего соглашения между Правительством России, Министерством культуры РФ и Всемирным банком. Был проведен международный конкурс, в котором победителем на разработку научно-проектной документации стала петербургская архитектурная мастерская "Студия 44" Никиты Явейна.

Работы по реставрации и реконструкции вели специалисты группы компаний "Интарсия" с 2008 года в два этапа. Причем, как только сегодня рассказал журналистам директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский, если на первую очередь работ средства - 7млрд рублей - предоставил в виде займа Всемирный банк, то со второй очередью сработала солидарность российских деятелей культуры: задерживалась реконструкция старого здания Мариинского театра из-за строительства Мариинки-2 и Валерий Гергиев договорился с Минфином, чтобы средства, предназначенные старому зданию театра - около 8 млрд рублей - были направлены в Главный штаб. Таким образом, общая стоимость проекта составила 15 млрд рублей и реконструкция с реставрацией шли поэтапно - без скандалов, задержек и форс-мажора.

Никита Явейн сегодня так охарактеризовал суть работы: "Надо было создать пространство, соизмеримое с главным зданием Эрмитажа", и отметил, что никогда это старое здание - творение Карла России - не было рассчитано на посещение большим количеством людей, ныне же одновременно Восточное крыло Главного штаба выдержит 25 тысяч посетителей.

Во время работ - в самом сердце города - градозащитники и жители забили тревогу, поскольку в домах в начале Невского проспекта появилась вода в прежде всегда сухих подвалах. Сегодня журналистам продемонстрировали ролик, подготовленный специалистами "Интарсии". Во время углубления подвалов Восточного крыла -на 8 метров! - в них буквально забили гейзеры - выяснилось, что весь классический ансамбль Дворцовой площади стоит на плывуне, а под Восточным крылом Главного штаба - пустоты до 4 метров.

Откачивали воду из пустот, заполняли каверны цементирующей смесью, под фундаменты забивали специальные перекрестные титановые сваи - 3,5 тысячи штук. А всю площадь укрепили связывающей грунт мембраной. Специалисты сделали вывод - необходим постоянный мониторинг зданий Главного штаба, нужно исключить движение грузовиков по набережной Мойки, а также массовые мероприятия на Дворцовой площади, вызывающие сильную вибрацию.

В связи с этим Пиотровскому задали вопрос, как он относится к тому, что на главной площади города проходит парад Победы с тяжелой техникой. Директор Эрмитажа сообщил, что практически все массовые мероприятия, особенно с применением звукоусиливающей аппаратуры, на Дворцовой согласуются с руководством музея, а парад Победы на площади проводить надо, ведь танки же в нем не участвуют, а военная техника красива. Кроме того, Михаил Борисович подчеркнул, что важным являются не только технические, но и эстетические критерии проводимых на Дворцовой площади мероприятий.

Генеральный директор группы компаний "Интарсия" Виктор Смирнов сообщил, что срок контракта по объекту "Восточное крыло Главного штаба" истекает 30 октября, но пуско-наладочные работы будут идти и зимой - здесь собственная снеготаятельная машина, будет работать и система по обслуживанию пяти атриумов.

"Самая сложная и интересная работа была в так называемой "красной зоне", где велись реставрационные работы, - сказал Смирнов. - Были заменены 95-97 процентов перекрытий, мы оставили лишь несколько деревянных исторических балок. Сложным был комплекс работ по вживлению инженерных сетей "в тело" старого здания, до 70 процентов кирпича нуждалось в вычинке, вообще состояние памятника было удручающим".

До революции в Восточном крыле размещались министерства финансов и иностранных дел, а после революции разные пользователи менялись слишком часто. Потолки белились, стены покрывались масляной краской, анфилады залов превратились в выгородки, - все это привело к почти полной утрате художественных росписей. Здание неоднократно восстанавливалось после пожаров, в блокаду сюда несколько раз попадали бомбы и снаряды. "Интарсии" надо было решить сложнейшую задачу - максимально бережно восстанавливать здание, одновременно приспосабливая памятник к тому, чтобы здесь расположится современный музей.

В результате на шести этажах общей площадью свыше 60 тысяч кв. м и музейной - 27 тысяч кв. м появились атриумы, соединенные огромными дверями, лекционный зал, отреставрированы помещения императорских министерств, в частности, кабинет министра финансов с небольшим помещением рядом - главный финансист Российской империи Егор Францевич Канкрин отдыхал там в глубоком кресле и играл на скрипке. Михаил Пиотровский сегодня выразил надежду, что министр финансов нынешнего российского правительства Антон Силуанов посетит этот кабинет и будет приглашать туда своих коллег и гостей.

Императорские МИД и минфин переехали в Главный штаб в 1827-30 годах. Сюда работать в архиве приходил Пушкин, на службу прибывали Грибоедов и Тютчев. Здесь же была квартира канцлера графа Карла Нессельроде. Ныне посетителям покажут стены этой квартиры - исторический искусственный мрамор с живописью, выполненной по эскизам Карло Росси художниками Виги и Скотти.

Вообще живопись Главного штаба была выполнена первоклассными мастерами - кроме Виги и Скотти, над ней трудились Торичелли, братья Дадоновы. Реставраторы "Интарсии" столкнулись с позднейшими подновлениями шедевров, для каждого из 26 залов была разработана индивидуальная методика реставрации, проводились архивные изыскания. Реставраторы вернули истинный цвет плафону Голубого зала бывшего МИДа, который постепенно стал желто-коричневым.

Были и находки во время реставрационных работ. В частности, на одной из лестниц при расчистке обнаружен живописный фрагмент на военную тематику, решением специальной комиссии части утраченной живописи были законсервированы, как предписывает "Венецианская хартия" реставраторов. Теперь эта лестница - одно из самых таинственных и интересных мест Главного штаба.

Как сообщил Михаил Пиотровский, полностью Восточное крыло - вместе с экспозицией -будет готово к концу 2014 года, к празднованию 250-летия Государственного Эрмитажа. Пока здесь будут проводиться временные выставки, а потом сюда переедут живописные коллекции XIX-XXI веков, экспозиция прикладного искусства, ампира, модерна, галерея Щукина и Морозова.

Для справки: Весной 1819 года император Александр I принял решение о придании Дворцовой вида, подобающего главной площади империи. Руководить разработкой проекта было поручено Карлу Росси. Строительство западного крыла Главного штаба было завершено в 1823 году, министерский корпус - нынешнее Восточное крыло - был возведен к 1825 году. Здание протянулось на 580 метров и на то время это был самый длинный фасад в Европе. Полностью все строительные и отделочные работы были завершены к 1830 году.