Сегодня в администрации Красноярска состоялось заседание общественного совета по делам молодежи. В его работе принимали участие мэр города Петр Пимашков, Председатель комитета по делам молодежи администрации Красноярска Константин Гуреев, директора и сотрудники районных комитетов по делам молодежи, главы администраций районов, представители общественных организаций, взаимодействующих с молодежью, должностные лица органов внутренних дел. Заседание было посвящено проблеме профилактики молодежной и подростковой преступности, безнадзорности и беспризорности.

Со вступительной речью выступил мэр Красноярска Петр Пимашков. Он отметил, что проблема подростковой преступности имеет общероссийское значение. "Экономический кризис начала 90-х годов вызвал социальную катастрофу, огромное количество российских семей попало за черту бедности, - констатировал он. - Большинство проблемных подростков воспитываются именно в таких семьях". В завершение своего выступления он попросил докладчиков четко обозначать трудности, присутствующие в их работе, и предлагать конкретные пути их преодоления.

На заседании о результатах своей деятельности рассказывали директора молодежных центров и клубов, созданных по месту жительства. Сделано ими было многое. В среднем по каждому району в работе этих организаций задействовано 300-350 подростков, большая их часть относится к категории проблемных. В рамках молодежных клубов успешно развиваются различные секции - спортивные, музыкальные, художественные. Реализуется волонтерское движение "Старший друг", цель которого - при помощи добровольцев из числа студентов и старшеклассников помочь детям из социально неблагополучных семей обрести уверенность в себе, стать полноценными членами общества. Однако существует ряд проблем в плане эффективности работы молодежных центров.

Все выступавшие на заседании представители молодежных центров отметили существенный отток подростков, вызванный переходом их деятельности на платную основу. По постановлению главы города, подписанному в марте 2003 года, была введена плата в размере 50 рублей в месяц за участие подростка в работе центра. По свидетельству сотрудников центров отток детей составил до 50 % общего числа. Причем, основная масса ушедших принадлежит как раз к категории социально неблагополучных.

Еще одна важная проблема заключается в недостаточном финансировании деятельности центров. Многие из них располагаются в зданиях, требующих ремонта, в изношенном состоянии находится материально техническая база. Нет возможности оплачивать текущие расходы, связанные с проведением мероприятий. Например, достигнута договоренность с бассейном на посещение его группой детей из клуба, но нет денег на приобретение резиновых шапочек и сланец.

Значительная работа проведена по организации летнего отдыха проблемных подростков. О результатах реализации этого направления рассказал директор центра молодежного туризма Владимир Плотников. Он отметил, что была разработана специальная программа летнего досуга, направленная на переориентацию неблагополучных подростков в сторону социально значимых дел. В этом году были организованы 12 профильных лагерей и 4 летние площадки на базе районных молодежных центров, где провели свои каникулы 1131 подростков.

Основное отличие профильного лагеря от обычного заключается в том, что пребывание в нем предполагает овладение навыками какого-либо серьезного дела - поисково-исследовательского, спасательского, скалолазания, спелеологии. Кроме того, дети в профильных лагерях имеют меньше возможностей контактировать с внешним миром. "Опыт показал, что очень многие, так называемые, трудные подростки после пребывания в лагере, увлекаются этим делом, записываются в соответствующие секции", - подчеркнул Владимир Плотников.

В реализации и этого направления присутствуют свои трудности. Первая заключается в том, что работа лагерей нерентабельна. Стоимость путевки составляет 4200 рублей. 20 % путевок продается по полной стоимости. 30 % реализуются по половинной стоимости. Вторую половину оплачивает городской бюджет. И 50 % путевок распределяются бесплатно за счет тех грантов, которые выигрывает центр молодежного туризма. Именно благодаря ним, в лагеря привлекаются проблемные подростки. "Если мы будем выходить на рентабельность профильных лагерей, то мы потеряем всю их социальную направленность", - подчеркнул Владимир Плотников. Другая проблема заключается в недостаточной материально-технической оснащенности лагерей.

Одно из самых важных направлений в молодежной политике, озвученная на сегодняшнем совещании, это помощь подросткам в трудоустройстве. В этом году более 4000 молодых людей получили возможность легально заработать. "Основной наш контингент - подростки из неблагополучных семей, - отметил Константин Гуреев. - Тот факт, что мы создали им условия для легального заработка, имеет огромное профилактическое значение". 80 % проводимых работ направлены на благоустройство города.

"Дети работали с 5-часовым рабочим днем, заработная плата была на уровне 1500 рублей в месяц, - продолжил он. - Для них это серьезные деньги". Зарплата складывается из 2 частей - субсидии из краевого бюджета по целевой программе "Занятость населения в 2003 году" и средства из федерального бюджета по программе материальной поддержки несовершеннолетних. Действие краевой программы заканчивается в этом году. Уверенности в том, что необходимое финансирование будет вновь заложено, нет.

По итогам обсуждения проблем, стоящих перед молодежной политикой, на общественном совете было решено:

- пересмотреть позицию администрации по вопросу платы за услуги молодежных центров;

- разработать программу финансовой поддержки деятельности центров и общественных организаций, занимающихся проблемами молодежи, в том числе и в сфере материально-технического оснащения;

- поддержать на уровне администрации края включение в бюджет 2004 года средств, необходимых для оплаты труда подростков;

- начать работу по возрождению молодежного движения "Зеленые патрули";

- собирать общественный совет по делам молодежи, минимум, раз в 2 месяца.

В заключение Петр Пимашков подчеркнул, что "по каждому из этих решений будут закреплены ответственные лица и определены конкретные сроки выполнения".