Намерение Еревана вступить в Таможенный союз (ТС), а в дальнейшем участвовать в развитии Евразийского экономического союза - возврат к политической реальности. Об этом в беседе с корреспондентом ИА REGNUM, комментируя заявление президента Армении Сержа Саргсяна по итогам встречи с главой РФ Владимиром Путиным, заявил руководитель аналитического бюро Alte Et Certe, эксперт по Кавказу Андрей Епифанцев.

Президент Армении по итогам встречи с Путиным заявил о намерении Армении вступить в Таможенный союз. "Армения вступит в Таможенный союз и будет предпринимать в этих целях необходимые практические шаги, а в последующем - участвовать в формировании Евразийского экономического союза", - заявил Саргсян.

По словам Епифанцева, Армения приняла совершенно рациональное решение по вступлению в Таможенный союз. "Это весьма рациональный курс, возврат к реальности от политики интеграции в формате "и-и". Армянские власти сами в один момент стали заложником этой политики, им казалось, что удастся параллельно продвигать евроинтеграцию и участвовать в интеграционных проектах на пространстве СНГ. Это также случилось в результате лобинга со стороны сторонников европейской интеграции", - подчеркнул аналитик.

Причиной тому, как полагает эксперт, послужило стремление Еревана защитить свои интересы и не учитывать интересы иных государств. "С самого начала сами европейские политики предупреждали Армению, что быть одновременно в двух форматах не получится, необходимо выбирать. Если бы не так, Армения оказалась бы в идеальной ситуации - с одной стороны зонтик безопасности Москвы, а с другой - экономические дивиденды Европейского союза. Однако в мире, где существуют конкурирующие блоки и пространства, детская наивность думать, что получится одновременно присутствовать в двух конкурирующих структурах. В данном случае, подписать документ об ассоциации с ЕС и тесно сотрудничать с Таможенный союзом", - пояснил он.

С другой стороны власти Армении "разрывались" внутри страны, поскольку по итогам президентских выборов оппозиционер Раффи Ованнисян (он считается прозападным политиком - ред.) набрал 37% голосов, что много, считает Епифанцев. Этому, как уверен аналитик, можно добавить то, что российский МИД не до конца сформулировал и представил армянской стороне интересы Москвы.

Однако главным промахом армянского экспертного сообщества и властей Епифанцев считает непонимание тех месседжев, которые Путин направил после прихода к власти. "Он совершенно четко дал понять, что ситуация изменилась и инициирует процесс создания Евразийского экономического союза. Этого вероятно не поняли в Армении. Ереван должен был свернуть с этого пути еще год назад, однако не сделал это. В России многое не придавалось огласке, поскольку проблемы с Арменией принято замалчивать. Однако когда страна (Армения) вышла на финишную прямую в проекте "Восточного партнерства" и шла к парафированию Соглашения об ассоциации с ЕС в Вильнюсе, были поставлены все точки над "i". Когда вопрос ставится так, выбор Армении однозначен, поскольку никакие экономические дивиденды не в состоянии заменить ей то, что обеспечивает Россия - безопасность", - обобщил он.

Обращаясь к вопросу экономических дивидендов Армении в случае подписания и ратификации Соглашения об ассоциации, Епифанцев подчеркнул, что они также сильно зависели от цены поставляемого в Армению российского газа. "Если бы Россия осуществляла поставки газа в Армению (сейчас Россия продает газ Армении по цене $270 за 1000 куб - ред.) по рыночным ценам, как это делается в случае с Украиной, экономика страны рухнула бы", - сказал аналитик.

По его мнению, в результате решения вступить в Таможенный союз руководство Армении столкнется с определенными проблемами внутри общества. "Последствия, к сожалению неизбежны, поскольку длительное время как власти, так и экспертное сообщество твердили о том, что Армении удастся совместить европейскую интеграцию и сотрудничество с ТС. Эту ответственность должно разделить с властями также экспертное сообщество, поскольку за длительное время фактически ввело народ в заблуждение", - подчеркнул Андрей Епифанцев.

Обращаясь к распространённой в Армении точке зрения о том, какие дивиденды получит Ереван от Москвы в обмен на решение вступить в Таможенный союз, эксперт отметил неправильность такого акцента на ситуацию. "Дело в том, что Россия дала Армении все то, что могла. Если все это исчезнет, страна столкнется с серьезными проблемами. В связи с этим правильно ставить вопрос так - что не потеряет Армения, если не подпишет Соглашение об ассоциации", - заключил наш собеседник.