Предвыборные кампании-2013: новые технологии и проверенные приемы

Москва, 2 сентября 2013, 20:18 — REGNUM  На выборах 2013 года появились новые технологии. Об этом говорится в докладе "Политические стратегии кандидатов в губернаторы 2013", подготовленном коммуникационным центром "Минченко консалтинг", сообщает корреспондент ИА REGNUM.

К их числу эксперты отнесли создание элитных коалиций вокруг и.о. губернатора-варяга (Московская область, Забайкальский край, Владимирская область); выдвижение в сенаторы кандидатов, которые способны ослабить накал политической борьбы (Владимирская область, Забайкальский край) или решают PR-задачи в рамках электоральной кампании (Московская область), технологию "карнавализации" - создание и продвижение сценария "кандидат от власти и толпа безликих маргиналов". В частности, отмечается большое количество заявившихся на выборы кандидатов (Москва и Подмосковье), на фоне поведения которых кандидат от власти должен был выглядеть респектабельно.

Кроме того, эксперты обращают внимание на участие ряда глав регионов в дебатах (в дебатах участвовали В. Зимин, А. Воробьев, С. Орлова, в Забайкальском крае вместо К. Ильковского в дебатах принимали участие его доверенные лица). "Стоит заметить, что, учитывая невысокий накал собственно электоральной борьбы в этих регионах, участие в дебатах действующих и и.о. губернаторов не привело к перераспределению рейтинга в пользу других кандидатов, однако добавило им имиджевых очков в глазах населения ("не боится открытой дискуссии")", - говорится в докладе.

Вместе с тем в 2013 году на выборах обращаются и к проверенным технологическим приемам: встречи действующих руководителей региона с президентом и членами Правительства усиливают их политический вес; освещение в СМИ деятельности главы региона как несущий медийный проект кампании; использование в наружной агитации фоновой рекламы, повторяющей элементы прямой рекламы кандидата; "дымовая завеса" - фокусирование федеральной информационной повестки на предвыборных кампаниях в одном-двух регионах, которые должны заслонить любые скандалы во всех остальных регионах. В этом году роль "дымовой завесы" сыграли выборы в Москве. Активно используются и кандидаты-спойлеры, делается ставка на низкую явку.

Выборы пройдут в единый день голосования, что, по мнению экспертов, открыло сразу несколько дополнительных инструментов для воздействия на электоральное поле: "Так, единый день голосования во второе воскресенье сентября позволяет провести выборы с минимальным публичным освещением и низкой явкой. Данная стратегия заметно повышает шансы на победу кандидатов от власти. Впрочем, в случае с выборами мэра Москвы проведение летней кампании создало неожиданное преимущество оппозиционному кандидату Алексею Навальному, избравшему в качестве одного из ключевых проектов своей кампании проведение встреч на улицах (подобная практика вряд ли может массово тиражироваться, учитывая и специфику организации пространства Москвы, и степень публичного интереса к кандидату). Кроме того, одновременное проведение выборов во всех регионах РФ дает возможность задать общую федеральную информационную повестку".

Однако эта практика также таит в себе целый ряд серьезных рисков - одновременные крупные выборы (на уровне губернаторов, мэров крупных городов и региональных парламентов) сразу в нескольких десятках субъектах Федерации резко понижают управляемость региональным политическим пространством со стороны федерального центра, подчеркивается в докладе. К тому же это создает ситуацию, когда на протяжении нескольких лет подряд ежегодно проходят крупные федеральные кампании (выборы в Госдуму в 2016, выборы более 20 региональных глав в единый день голосования в 2017 и президентские выборы в 2018 году).

Эксперты утверждают: "Политическая борьба и политический торг между основными игроками по-прежнему происходят в кулуарном режиме. Предвыборные и поствыборные назначения в регионах наглядно демонстрируют, каким образом реализуются договоренности между основными элитными игроками в каждом из регионов".

"Преобладающим сценарием подготовки к выборам является формирование внутриэлитного консенсуса, когда лидирующему кандидату удается провести успешные переговоры со всеми ключевыми игроками. Таким образом, победа на выборах достигается за рамками предвыборной кампании, а главными технологиями "победы до выборов" становятся: купирование внутриэлитных конфликтов, неформальные договоренности, подбор спарринг-партнеров и спойлеров. В ряде случаев такая тактика позволяет минимизировать внутриэлитные конфликты. Доминирующий сценарий кампании за пост главы региона в 2013 году - "тихая, незаметная и неинтересная кампания". Особняком стоят лишь Москва и Московская область, где по желанию федерального центра проводятся образцово-показательные выборы с участием несистемной оппозиции, и Владимирская область с Забайкальским краем, где губернаторы-варяги прибегли к более популярной в 2012 году тактике административного давления на нелояльные элиты", - отмечают в коммуникационном холдинге "Минченко консалтинг".

Напомним, что 8 сентября прямые выборы пройдут в Москве, Московской области, Владимирской области, Забайкальском крае, Хакасии, Магаданской области, Хабаровском крае и Чукотском АО.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.
×

Сброс пароля

E-mail *
Пароль *
Имя *
Фамилия
Регистрируясь, вы соглашаетесь с условиями
Положения о защите персональных данных
E-mail