Будущее экономической политики должно ориентироваться не на неолиберализм, а на интересы большинства населения. Об этом, как передает корреспондент ИА REGNUM, заявили сегодня, 2 сентября, на открытии Контрсаммита в Санкт-Петербурге - международного форума, призванного стать альтернативой G20.

Как подчеркивают организаторы, собрание нацелено на выработку экономической и социальной концепций, не опирающихся на "Вашингтонский консенсус". Здесь выступят политики, экономисты, социологи из Европы, Азии, Африки, Южной и Северной Америки. Контрсаммит организован международной инициативой "Постглобализация", которая стартовала при участии Транснационального института, Института глобализации и социальных движений, Focus on the global south, ATTAC FRANCE и других международных институтов.

Риторика саммита носит антинеолиберальный характер. Как заявил директор Института глобализации и социальных движений Борис Кагарлицкий, цель форума не только продемонстрировать альтернативную точку зрения, но и показать, как проблемы рассматриваются "не сверху, а снизу".

По его словам, уже готов проект итогового документа, в котором эксперты предлагают свое решение глобальных проблем. При этом участники Контрсаммита не стремятся быть "как Баба-Яга, всегда против": по словам Бориса Кагарлицкого, "если где-то мы совпадем с тем, что говорят на официальном саммите - тем лучше. Сейчас на уровне политических элит стали признавать необходимость регулировки курса, необходимость бороться с оффшорами".

Отвечая на вопрос корреспондента ИА REGNUM, Кагарлицкий заметил, что некоторые идеи "контриков" были высказаны, хоть и с некоторым опозданием, на саммите "Большой двадцатки". Так, предложение по оффшорам из итоговой резолюции Контрсаммита в 2008 году спустя три года было озвучено на встрече G20.

Участники пресс-конференции, среди которых организатор группы Global Exchange, инициатор движения Fair Trade Кевин Данахер, один из инициаторов "Постглобализации" Диана Агуар, активист профсоюзного движения Ау Лонг, сходятся во мнении, что к глобальному кризису привело, в том числе, ограничение социальных расходов. На протяжении нескольких лет такой подход подвергается критике, к которой сильные мира сего стали прислушиваться только недавно.

Кевин Данахер подчеркнул, что сейчас мы можем наблюдать, в первую очередь, кризис окружающей среды: исчезают многие виды животных, леса, тают ледники; только в США ежегодно исчезает 3 млрд тонн плодородного слоя земли из-за экономической политики страны.

Главной причиной этого американский эксперт видит в интересах транснациональных корпораций, которых объединяют три черты: безответственность по отношению к окружающей среде, отсутствие демократической структуры, то есть внутренняя диктатура, и свобода от локальных интересов.

Ответом на это может стать экономика, которой управляют на местах. "Сейчас поднимается новое экономическое движение, которое стремится к социальной справедливости, финансовой самодостаточности, экологической реставрации", - заявил эксперт.

Местные власти пытаются предпринимать меры, чтобы ресурсы не уходили, а аккумулировались на местах. Не последнюю роль играет Интернет, где коммуникация строится на горизонтальных связях. Сейчас начинается революция глобальных ценностей, когда интересы сохранения окружающей среды и социальные интересы должны превалировать над интересами денежными, - уверен Кевин Данахер.

Идею о более широком включении людей в политические решения поддерживает и Диана Агуар. По ее мнению, G20 - не легитимна, поскольку два десятка государств не имеют официальных полномочий представлять все страны мира и не вправе решать за всех.

Кроме того, не было проведено серьезных переговоров по борьбе с кризисом, и те решения, которые уже выработаны, - краткосрочные, не глубокие, не адресованные реальным причинам кризиса. По мнению бразильского эксперта, в основе нынешнего кризиса лежат процессы дерегулирования, тотальной либерализации и приватизации.

Политика жесткой экономии, которая проводилась в Латинской Америке и затем в Греции, Ирландии, Испании, не привела к экономическому подъему, а напротив - к большей рецессии, тяготы экономических диспропорций обрушились на жителей стран.

"Большая двадцатка" не готова к откровенному диалогу с обществом, который, по мнению Дианы Агуар, является лишь театральным действием, и в итоге требования населения, которое выступает против режима жесткой экономии, игнорируются в угоду транснациональным корпорациям.

Так, в Бразилии сейчас строится плотина Бело Монте, однако мнение жителей, для которых это сооружение является катастрофой, никто не учитывает. "Кризис является не только финансовым, но и экологическим, его глубинные причины должны обсуждаться. Вместо этого правительства прибегают к разовым мерам, которые зачастую делают ситуацию только хуже", - заявила Диана Агуар.

Она напомнила о саммите БРИКС в Бразилии в марте следующего года, где возможно будет объявлено о создании Банка развития этих стран, с которым были связаны определенные надежды. Однако теперь становится ясно, что он, как и другие, будет ориентирован на захват ресурсов в Африке, куда собирается вложить большую часть средств. Ранее страны БРИКС объявили о создании рабочей группы, которая должна изучить возможность совместного накопления резервов и создания Банка развития для финансирования инфраструктурных проектов в развивающихся странах.

Вызов неолиберальному порядку готов бросить Китай - считали 10 лет назад, но, по словам Ау Лонга, сегодня уже понятно, что страна стала частью корпоративной глобализации. В настоящий момент в Китае сокращено 40 млн работников в госсекторе и десятки миллионов уволены в предприятиях так называемого "коллективного сектора". Идет массовая приватизация средних и малых предприятий в госсекторе. Таким образом, в Китае мы видим комбинацию неолиберального режима и роста, который поддерживается государством.

Многие госпредприятия, формально находясь в собственности китайского правительства, функционируют по рыночным критериям. Многие из них уже тесно связаны с американскими коммерческими банками, например, Goldman Sachs, которые выводят их на западные биржи. Государство остается сильным игроком в Китае, но становится все более и более коммерческим. Например, более половины предприятий, которые котируются на гонконгской бирже, формально являются госкомпаниями. "Все уровни государственных контор полностью коммерциализированы, чиновники все больше занимаются бизнесом. Государственная бюрократия пожирает все большие доли общественных благ", - добавил Ау Лонг.

Китай - вторая по величине экономика мира, но, по словам представителя профсоюзов, если хорошо посмотреть, то отчетливо видно, что средний китаец не получает ничего от этого "чуда". Доля заработной платы в ВВП упала на 15 процентов. Таким образом, большинство рабочих и фермеров Китая не получают благ, связанных с экономическим ростом. Ау Лонг считает, что эту ситуацию необходимо менять, ориентируясь не на неолибералитанские ценности, а на интересы большинства людей.