"Бессарабский вопрос": "Единственным вариантом практического объединения стал бы добровольный отказ Бессарабии от Приднестровья". "Венгерский вопрос": "Румыния потеряла Трансильванию в результате Венского диктата 1940 года, так же будет и в этот раз, но уже по итогам Брюссельского диктата".

"Бессарабский вопрос": "Единственным вариантом практического объединения стал бы добровольный отказ Бессарабии от Приднестровья"

В последние годы президент Траян Бэсеску не раз пользовался случаем в ходе различных летних школ, посвящённых румынам из-за рубежа, чтобы делать заявления относительно Республики Молдова, пишет Revista 22. Этот год не стал исключением. Тем не менее, президент не сказал ничего нового. Он повторил предыдущие свои заявления. Тем не менее, последние заявления г-на Бэсеску происходят сразу после визита в Кишинев, после определённых тамошних высказываний, весьма широко комментируемых.

Лавина этих заявлений дала повод многим комментаторам в Бухаресте и Кишиневе заговорить о контурах масштабного унионистского проекта, главным символом которого станет будущее молдавское гражданство г-на Бэсеску и выдвижение на первые позиции в новой пропрезидентской партии молодого политика Еуджена Томака, рождённого в советской Украине, на юге исторической Бессарабии, продолжает Revista 22. Даже некоторые иностранные дипломаты, аккредитованные в обеих столицах, начали всерьез задаваться вопросом о существовании такого плана.

Их интерес должен заставить задуматься, как Румынию, так и Республику Молдова, пишет Revista 22. Со столь загруженной международной повесткой дня, заполненной драматическими событиями, которые происходят в различных частях мира, в условиях продолжительного экономического кризиса, который порождает социальную напряженность, некоторым канцеляриям может просто не хватить времени и энергии, чтобы различать оттенки, и они могут буквально воспринять заявления, сделанные в Бухаресте и Кишиневе. Это может быть использовано некоторыми европейскими столицами как предлог для отсрочки на неопределенный срок подписания с Молдавией документов, которые будут парафированы в Вильнюсе на саммите "Восточного партнерства" (молдавские власти рассчитывают на парафирование в ноябре в Вильнюсе соглашения об ассоциации и Зоны свободной торговли с ЕС - прим. ИА REGNUM). Из институциональной памяти многих европейских канцелярий ещё не совсем исчез тезис: "Румыния - аннексионистское государство".

Практически здесь сталкиваются две повестки: внутренней политики Румынии и европейской политики Республики Молдова, продолжает Revista 22. Еще до обретения Республикой Молдова независимости, политические события в Кишиневе были использованы в электоральных целях в Румынии. Ставки выросли в последние годы, когда в жёстких условиях президентских выборов каждый голос был очень важным. Среди обладателей румынского гражданства в Республике Молдова, больше всех голосов собирает президент Бэсеску. Это результат постоянного внимания, уделяемого президентом Республике Молдова.

В ходе ближайших двух электоральных событий, президентских и выборов в Европарламент, заинтересованность Бухареста в электорате с левого берега Прута будет по-прежнему сохраняться, пишет Revista 22. Это означает, что риск дипломатических инцидентов в 2013-2014 годах, порожденных различного рода предвыборными заявлениями, останется высоким.

Некоторые скажут, что игра стоит свеч, что любой голос очень важен, продолжает Revista 22. В рамках отечественной предвыборной логики, возможно, они правы. Однако, национальные интересы сегодня должны диктовать более рациональный подход. Каковы же тогда национальные интересы? Если для одних национальным интересом является интеграция Республики Молдова в западное пространство как можно быстрее, то для других национальным интересом является объединение Республики Молдова с Румынией. Правда, благоприятный контекст для объединения может случиться только в случае серьезного кризиса в Кишиневе, который не сможет быть разрешен иначе, чем путем отказа молдавской политической элиты от государственности, как это произошло весной 1918 года. Что крайне маловероятно в обозримом будущем.

Любой реалистичный анализ начинается с аксиомы, что национальный интерес Румынии состоит в том, чтобы иметь процветающего, стабильного, предсказуемого соседа на своей восточной границе, пишет Revista 22. И этот проект находится на пути к реализации. Кишиневу предоставлена историческая возможность окончательно сблизиться с Западом путем парафирования и подписания в ближайшем будущем определённых соглашений с ЕС. Политическая элита Кишинева, которая долго маневрировала между Востоком и Западом, получая дивиденды с обеих сторон, похоже, решила повернуться к Брюсселю. Это исторический шанс, который, однако, Республика Молдова может упустить.

Благоприятный контекст сложился еще и в связи с тем, Украина, медленно, но верно приближается к ЕС, продолжает Revista 22. Прозападная тенденция Республики Молдова, прежде чем стать актом политической воли в Кишиневе, станет фактом политической географии, как это было в 1918 году, когда временная независимость Украины, в сочетании с угрозой большевистского хаоса подтолкнула Бессарабию к Западу. В этой напряженной ситуации, "размахивание" унионистским проектом в угоду местным избирательным соображениям ставит под сомнение серьёзность обязательств Румынии в помощи Республике Молдова в её сближении с ЕС. Представители политического класса в Бухаресте должны прекратить эту двусмысленность, которой они пользуются: на внутреннем плане унионистские сообщения, на внешнем, для партнеров в ЕС и НАТО - поддержка европейской интеграции, для ушей молдаван - сообщения в зависимости от собеседника.

Продолжение этих параллельных дискурсов будет способствовать поддержанию конфуза, и приносить в дальнейшем только вред, пишет Revista 22. Бухарест использует финансовые ресурсы для подпитки дебатов на тему идентичности, которые разделяют общество Республики Молдова. Румыния рискует враждебно настроить против себя большую часть политической элиты Кишинева, которые могут воспринять Румынию, как самую большую угрозу государственности Республики Молдова. Было бы наивным для Бухареста полагать, что вся молдавская элита откажется от государственности, ведомая чувствами и эмоциями. Или считать, что молдавская гражданская нация не может функционировать без одобрения румынских официальных лиц.

Более того, Бухарест подорвет всю свою региональную политику, если продолжит глупыми заявлениями порождать подозрения в существовании какой-либо скрытой повестки дня, подозрения, что Румыния является нечестным, непредсказуемым партнером, продолжает Revista 22. Румыния, стоящая на краю геополитической трещины, должна будет отчитаться за свою неспособность понять международный контекст, а также ситуацию на постсоветском пространстве, как в Брюсселе, на уровне ЕС и НАТО, ослабив свою способность влиять на решения, принимаемые там, так и на уровне двусторонних отношений с Вашингтоном, Лондоном и Берлином. Фактически, Румыния станет самым важным союзником тех, кто хочет блокировать сближение Республики Молдова с Западом, своего рода "полезным идиотом" для тех, кто мечтает о Евразийском союзе, подводит итог издание.

В Румынии появилось унионистское течение, которое является все более сильным, пишет Romania Libera. Единственным вариантом практического объединения стал бы добровольный отказ Бессарабии от Приднестровья. Однако если это сегодня произойдёт, молдавская государственность утратит жизнеспособность, и весь процесс европейской интеграции РМ окажется под угрозой. Несмотря на 22 года независимости, Республика Молдова по-прежнему остаётся хрупким государством и находится на лезвии ножа. Таким образом, именно румынские политики-унионисты, если они продолжат вести себя так, как сейчас, могут поставить под угрозу историческое достижение, связанное с интеграцией двух стран.

На предыдущей встрече с премьером Румынии Виктором Понтой премьер-министр Молдавии Юрий Лянкэ заявил о слишком большом количестве стипендий, предлагаемых румынским государством бессарабским студентам (Лянкэ заявил, что большая часть выпускников румынских вузов затем не возвращаются в Молдавию, в связи с чем предложил, чтобы Румыния изменила механизм выделения стипендий, перейдя от предоставления стипендий на полное обучение к стипендиям сроком на полгода для студентов молдавских вузов - прим. ИА REGNUM), пишет Evenimentul Zilei. Это заявление вновь привлёкло внимание к устойчивому и всеобъемлющему явлению в двусторонних отношениях между Румынией и Республикой Молдова. Мы назовем его синдромом "слишком много Румынии" и постараемся ниже, проиллюстрировать некоторые из его убедительных симптомов. Мы не будем обсуждать здесь первичные формы синдрома, который берёт своё начало во времена советской оккупации ("советский молдовенизм"), поговорим о современных, причина коих не только собственно коммунистическое наследие, но новый проект идентичности, описывающий политический горизонт многих сегодняшних политических лидеров, и который можно назвать "европейский молдовенизм".

Симптомы этого синдрома проявились на удивление скоро после политических перемен, порожденных антикоммунистическими протестами в Кишиневе 7 апреля 2009 года, продолжает Evenimentul Zilei. В декабре 2009 года МИД РМ, возглавляемый тогда нынешним премьер-министром Юрием Лянкэ, подписал документ с украинской стороной о взаимной защите меньшинств. Текст предусматривает, что Республика Молдова будет защищать права "украинского меньшинства", а Украина - права "молдавского". Одним росчерком пера румынская община на Украине исчезает из картины бытия и становится "молдавской".

Жест Кишинева ошеломил Бухарест, пишет Evenimentul Zilei. Негласно, Кишинев взял свои слова обратно и сообщил, что документ не будет ратифицирован в парламенте... Вопрос, однако, на этом не закрылся. Из той же оперы - последующее решение Кишинева о введении термина "румыноязычное сообщество из Украины", то есть только говорящее на румынском языке, без упоминания об этнической идентичности. Эта новая инициатива Кишинева, касающаяся меньшинств на Украине, по сути, является красноречивым воплощением оферты идентичности "европейского молдовенизма", то есть "мы молдаване, но говорим на румынском языке". И точка!

Проблема не в том, что некоторые так думают и продвигают эти идеи, продолжает Evenimentul Zilei. Главным противоречием остаётся, в конечном счете, лукавство. Как можно предлагать такую формулу в отношениях с Румынией без приложения малейших усилий, чтобы изменить в конституции самое длинное из когда-либо известных названий языка: "молдавский язык на основе латинской графики"? (Согласно конституции Молдавии, государственным языком в стране является "молдавский язык на основе латинской графики". В то же время во всех учебных заведениях на протяжении всех лет молдавской независимости - в том числе в течение 8 лет пребывания у власти Компартии Владимира Воронина - изучаются предметы "Румынский язык" и "Румынская литература". Молдавский и румынский языки, несмотря на ряд региональных отличий, выражающихся в том числе в использовании кириллицы либо латиницы, представляют один и тот же язык, а вопрос идентичности является политическим маркером для населения Молдавии. При этом румынская идентичность исторически вторична по отношению к молдавской. Понятия "румыны", "румынский народ" и "румынский язык", созданный трансильванскими лингвистами на латинице, были изобретены в конце XVIII века. Молдавская же письменность существует на кириллице с XVI века. 31 августа 1989 года Верховный совет Молдавской ССР принял Закон о статусе государственного языка МССР и Закон о "возврате" молдавского к латинской графике, в то время как молдаване Приднестровья сохранили изначальную кириллическую графику молдавского языка - прим. ИА REGNUM)

Другая коварная формула по продвижению идентичностной повестки дня, относящаяся к синдрому "слишком много Румынии", обнаружилась во время визита в Москву в сентябре 2012 года тогдашнего премьер-министра РМ Владимира Филата, пишет Evenimentul Zilei. Помимо встречи с премьер-министром России Дмитрием Медведевым, по случаю этого визита был подписан протокол о создании совместной комиссии по согласованию общей концепции истории двух стран, Российской Федерации и соответственно Республики Молдова. Ни больше, ни меньше! Взрывной потенциал такого соглашения огромен. "Общая история двух стран" - это практически всегда общая история Румынии и России! Этим жестом Москве предоставили отличный инструмент для напряжения не только отношений между Москвой и Кишиневом, но и двусторонних отношений между Бухарестом и Кишиневом, давая ей возможность жонглировать отдельно с каждым государством, в зависимости от исторического вопроса, стоящего на повестке дня. Даже если вышеупомянутая комиссия не встречалась до сих пор, никто не может сказать, что этого не случится. И если это произойдет, то станет сигналом возрождения напряженности на востоке Румынии.

Тот факт, что румынское телевидение TVR-1, вытесненное из страны в период правления коммунистов, до сих пор не вернулось в Кишинев, также является следствием этого синдрома, продолжает Evenimentul Zilei. Кроме принесённых извинений, ничего, по сути, не изменилось в отношении трансляции TVR-1 в Молдавии. Таких примеров бесчисленное количество, в том числе попытки изменить название учебников по истории или отсутствие представительства Румынского культурного института им. Михая Эминеску в Кишиневе.

Так что недавние заявления премьер-министра Лянкэ ничем не удивили, а лишь напомнили об этом синдроме, пишет Evenimentul Zilei. Не будем осуждать, лишь констатируем его наличие. Только отметим, что в краткосрочной и среднесрочной перспективе стать жертвами этого синдрома может не только проект трубопровода Яссы-Унгены (В августе власти Румынии и Молдавии намерены начать, а к концу текущего года завершить строительство газопровода Яссы-Унгены, призванного объединить газотранспортные системы двух стран. Молдавия рассчитывает на "диверсификацию поставок газа" в республику за счет объединения своей газовой системы с румынской. В то же время в настоящее время Румыния сама не покрывает свои потребности в газе из собственных источников и импортирует из России от 22% до 42% от объема потребляемого ею газа. Найденные на отсуженном в 2009 году Румынией у Украины черноморском шельфе потенциальные залежи газа в данный момент исследуются на предмет рентабельности их добычи, которая в случае успешного завершения этого процесса может начаться только к концу десятилетия - прим. ИА REGNUM), но и процесс европейской интеграции как таковой. Поскольку неспособность парламента РМ принять на последнем заседании законопроект, предусматривающий миграционный контроль на восточной границе страны, может быть расценена как высшее и самое острое выражение обсужденного здесь синдрома, подводит итог издание.

В ожидании положительного для Молдавии решения на ноябрьском саммите "Восточного партнерства" в Вильнюсе (Молдавские власти до последнего времени планировали подписать соглашения об ассоциации с ЕС, о создании всеобъемлющей зоны свободной торговли с Евросоюзом и о либерализации визового режима на ноябрьском саммите "Восточного партнерства" в Вильнюсе. Однако, после распада Альянса за евроинтеграцию и усугубления политического кризиса в Молдавии, было объявлено, что на саммите в Вильнюсе даже указанные документы будут в лучшем случае парафированы, в то время как подписание их откладывается, по крайней мере, до следующего года. А в конце марта Брюссель выдвинул решение молдавско-приднестровского конфликта в качестве нового условия либерализации визового режима для граждан Молдавии - прим. ИА REGNUM) мы с радостью наблюдаем, как из исторического запрутского тумана, вырисовывается профиль маленького "полуевропейского" соседа, пишет Contributors. Соседа, совсем недавно выхваченного прямо из нашего дома, и подвергшегося затем пропаганде "собственной идентичности" и систематической зависимости от России. Родственника, который говорит на том же языке что и мы, но, как ни парадоксально, столь мало нам знакомого. Меньше, чем "далекие" немцы, французы, британцы или даже североамериканцы, которым мы адресуем все свои устремления.

Республика Молдова всё это время была так близко к нам, и все же так далеко от наших "специфических" интересов, продолжает Contributors. Трудно говорить от лица молдаван, однако, похоже, что их интересы, связанные с Румынией, также точечные и малочисленные. Политический кризис этой весны в Молдавии - сильнейшая провокация, развязанная с риском раз и навсегда выбить Кишинев с европейской орбиты, в последний момент была преодолена, с большим трудом и чужой помощью. Вполне вероятно, что ЕС, наконец, предоставит Республике Молдова на саммите в ноябре возможность парафировать Соглашение об ассоциации, с которого практически все и начинается. Будем говорить "начинается", поскольку настоящее присоединение еще очень далеко и не однозначно. Однако, "ассоциация" важна сама по себе, это сложный процесс, который катализирует модернизацию и развитие мониторинговых процессов (институциональных, политико-административных, лучших практик, инфраструктуры и т.д.), имеющих существенное значение для преобразования бывшей советской республики на европейский манер. Многие ещё помнят, например, что Румыния прогрессировала более эффектно и быстро в период предшествующий присоединению (2000-2006), чем позднее, когда не получала помощь по статусу ассистируемой страны.

После визита Кэтрин Эштон в Кишинев, похоже, всё стало на свои места, пишет Contributors. Конечно, у Брюсселя имеются сомнения и сильное недоверие касаемо европейского потенциала Молдавии, но создалась критическая масса для благоприятного решения в пользу парафирования Соглашения об ассоциации (с подписанием в 2014 г.), что даст глоток воздуха, в том числе, "Восточному партнерству", выбившемуся из сил и до сих пор незавершённому. Вероятно, повторно избранная канцлером после выборов 22 сентября Ангела Меркель пустит Республику Молдове в приёмную ЕС, просто чтобы создать небольшой фактор давления в столь разнообразных и сложных переговорах с Россией. Это звучит парадоксально, но в любых отношениях нужны аргументы и преимущества, а кооптация бывшей советской республики в область политических, стратегических и экономических интересов ЕС дает Берлину больше возможностей в его восточной политике и диалоге с Москвой.

Для Молдавии это может означать "выход" из серой зоны континента, в плену которой ей, как до недавнего времени казалось, суждено было остаться, продолжает Contributors. Для Румынии, если брать во внимание возрождение европейской перспективы Сербии, это означает постепенное избавление от статуса геополитической периферии ЕС и форпоста развитых стран мира у врат Востока. Остается только наше соседство с Украиной, политический режим которой является для Запада, на данный момент, "законсервированным" вопросом.

Из всех стран "Восточного партнерства" именно Республика Молдова имеет большие шансы на относительно быструю европейскую перспективу (8-10 лет), если ЕС останется в текущем формате, с сегодняшними инструментами и механизмами расширения и если не возникнут новые структурные кризисы, пишет Contributors. Молдавия является небольшим государством без общей границы с Россией, это, безусловно, играет в её пользу в анализах Брюсселя, касающихся стоимости и рисков в сложном международном экономическом контексте посткризисного этапа.

С другой стороны, любому понятно, что Республика Молдова не сможет присоединиться ни к одной евроатлантической структуре, с застрявшими на её территории российскими войсками (Войска РФ находятся на территории Приднестровской Молдавской Республики, на которую претендует Кишинев - прим. ИА REGNUM), продолжает Contributors. В случае, если Кишинев желает вступить в Европейский союз, вопрос Приднестровья должен быть полностью разрешён в ближайшие годы, вероятно еще до попыток РМ получить статус кандидата в члены ЕС. Никто не будет начинать переговоры о вступлении в настоящих условиях. Кипр был исключительным случаем и, в любом случае, многие и сейчас сожалеют о неопределённости территориальных аспектов острова до присоединения. Да и Турция это всё-таки не Россия, она является надежным членом НАТО, с которым можно вести переговоры на других условиях.

В случае Молдавии, допущение таких запутанных ситуаций просто исключено, пишет Contributors. Таким образом, Приднестровье - ключик ко вступлению РМ в Европейский союз - как бы это ни показалось циничным, находится у Москвы. Без согласия России не удастся разрешить приднестровский конфликт, а без обсужденного и согласованного решения ворота Европейского союза будут оставаться закрытыми, и неважно, сколько промежуточных стадий в этом процессе оказались Кишиневом успешно пройденными.

Кто добьётся исторической заслуги с успехом поехать в Москву за ключом освобождения и возвращения Молдавии в европейское пространство? - продолжает Contributors. Давайте посмотрим на Сербию, в настоящее время кандидата на вступление... Какой будет цена для Кишинева? Будет ли она той, о которой все давно думают, но не хотят признаваться, потому что еще надеются на победу без жертв и компромиссов? - подводит итог издание.

Справка ИА REGNUM: Бессарабия, большая часть которой составляет территорию современной Республики Молдова в ее фактических границах, т.е. без Приднестровья, а южная часть входит в Одесскую область современной Украины, в X-XI вв. входила в состав Древнерусского государства, в XII-XIII вв. - Галицко-Волынского княжества, составила часть образованного в середине XIV века Молдавского княжества. В 1812 году пребывавшая со второй половины XVI века под османским игом Бессарабия была освобождена российскими войсками, и по Бухарестскому мирному договору, заключенному между Россией и Турцией, вошла в состав Российской империи. Государство Румыния (основу которого составили объединившиеся княжества Валахия и Молдавия без Бессарабии) появилось по решению Берлинского конгресса в 1878 году. В декабре 1917 года Румыния оккупировала никогда не принадлежавшую ей Бессарабию. В 1940 году СССР вернул Бессарабию, в результате присоединения которой к Приднестровью была образована Молдавская ССР. В то же время румыноунионисты вслед за официальным Бухарестом считают 1812 и 1940 годы соответственно первой и второй "русско-советскими оккупациями".

В 1941-1944 гг. румынская армия принимала участие во Второй мировой войне на стороне "Третьего Рейха" и представляла собой крупнейший союзный контингент из числа стран-сателлитов Германии (267.727 человек). На оккупированных Румынией территориях Молдавии, Приднестровья и Украины в период с 1941 по 1944 гг. румынскими фашистами было уничтожено по разным данным от 380.000 до 600.000 евреев. Точных данных по общим потерям СССР в результате румынской оккупации до сих пор нет. Наступление Красной Армии в августе 1944 вызвало в Румынии переворот - румынский король Михай I сверг фашистского диктатора Иона Антонеску - и переход на сторону антигитлеровской коалиции 25 августа 1944 года.

Согласно сегодняшней официальной позиции Румынии, разделяемой также бессарабскими сторонниками румыноунионизма, Молдавия является "вторым румынским государством", молдаване - "румынами", молдавский язык - "румынским". При этом, согласно официальным данным переписи 2004 года, обнародованным Национальным бюро статистики Молдавии, румынами себя назвали 2,2% жителей страны, молдаванами - 75,8%, 78,4% молдаван родным языком указали молдавский язык, 18,8% - румынский. В то же время сама постановка Бухарестом вопроса о молдавских и украинских "румынах" искусственна, поскольку, помимо того, что румынская идентичность исторически вторична по отношению к молдавской, формирование румын как нации происходило на части территории современной Румынии - в Валахии и Молдавии - во второй половине XIX века, когда Бессарабия уже была в составе Российской империи, а Буковина - в составе Австро-Венгрии. Однако факты оккупации этих территорий с 1918 по 1940 гг. и с 1941 по 1944 гг. до сих пор служат для Бухареста поводом объявлять молдавское население этих территорий "румынами" и претендовать на ту или иную степень своего влияния и присутствия в регионе.

"Венгерский вопрос": "Румыния потеряла Трансильванию в результате Венского диктата 1940 года, так же будет и в этот раз, но уже по итогам Брюссельского диктата"

Странным и, всё же, не столь уж неожиданным можно назвать заявление Ласло Токеша на собрании венгров в Бэиле Тушнад, пишет Ziare.com. Медиа-звезда событий в Тимишоаре превзошел на этот раз самого себя. Мы стали свидетелями одного из самых экстравагантных и дерзких заявлений (сделанных внутри страны) о том, что его святейшество считает подходящим для будущего статуса румынской провинции Трансильвании. На этот раз речь идет не об автономии, территориальной или этно-территориальной, но о "протекторате" под эгидой венгерского правительства, по модели Южного Тироля. То есть, 1,6 миллионов этнических венгров, наряду с более чем пятикратно превосходящим их количеством румын, должны быть "защищены" Будапештом до получения автономии (?), независимости (?) или решительной смены принадлежности региона в пользу всем известно кого.

Следует отметить два примечательных факта, продолжает Ziare.com. Во-первых, принцип автономии, к которому так призывали до сих пор, перешёл на второй план. Во-вторых, "румынский" евродепутат Токеш на этот раз прямо назвал государство, которое должно заняться деликатными операциями, направленными на изменение статуса Трансильвании в нужном Токешу направлении. Другими словами, он назначает себя торговцем, который хочет продать без аукциона красавицу Трансильванию.

Конечно, только разве что хронические ностальгики готовы всерьёз рассматривать бредовые измышления Ласло Токеша, пишет Ziare.com. Даже высокопоставленные гости, присутствовавшие как всегда на этом конклаве, снисходительно по-отцовски улыбались, лишь внешне одобряя такие революционные идеи. Это происходит, однако, поскольку многим из них нагнетание страстей по этому вопросу принесёт гипотетические преимущества на выборах. И Токешу, и Виктору Орбану, и венгерским партиям из Трансильвании, которые хотят стать альтернативой Демсоюзу венгров Румынии (ДСВР). И, не в последнюю очередь, свои преимущества получают, как это уже случалось, румынские партии или фракции экстремистского толка. И так постепенно мы накалим ситуацию до такой степени, что неизбежно последует невиданный доселе взрыв. Даже если реальные заботы румын, наравне с венграми этого региона, являются диаметрально противоположными интересам некоторых безответственных политиков, которые готовы поджечь целую Вселенную ради собственных эгоистических целей.

В конце концов, мы живем в Европе, где границы в некотором смысле размыты, и каждый волен жить и работать там, где пожелает, продолжает Ziare.com. Навязчивое возобновление вопроса о границах и договорах, которые должны быть исправлены, может привести к открытию ящика Пандоры. Подобные навязчивые идеи и их знаменосцы восстают из прошлого, о котором лучше никогда не вспоминать - времени протекторатов и диктата. Тем не менее, этим заявлениям, произнесенным с общественной трибуны, следует дать ответ. Сдержанный и обдуманный ответ в форме слов, потому что это было лишь выражением теоретических идей. Ответ румынского государства и правительства Румынии. Единственных, официально представляющих интересы вышеуказанной провинции. Мудрый, но твердый ответ, подводит итог издание.

Летний университет в Бэиле Тушнад, как правильно заметил один из лекторов этого года, был задуман, как площадка для диалога между Румынией и Венгрией, пишет Hotnews. Однако, в определённый момент он стал поводом для венгеро-венгерских встреч, чтобы в конечном итоге превратиться сценой для монолога Виктора Орбана и политической группировки, представленной Ласло Токешем. То, во что превращается это мероприятие, отражает утрату его организаторами способности к диалогу с румынским политическим и интеллектуальным классом и, в значительной степени, с Демократическим союзом венгров Румынии, как главного политического представителя венгерской общины в Румынии.

Кульминационным моментом программы летнего университета стало выступление премьер-министр Венгрии Виктора Орбана с докладом под названием "Наше время", продолжает Hotnews. Это стало предвыборным и медийным событием, поскольку менее чем через 9 месяцев в Венгрии пройдут парламентские выборы, предшествующие выборам в Европарламент. Сильнейшее медийное покрытие на протяжении всего срока проведения летней школы является выражением коммуникационной стратегии наступления основной правящей партии Венгрии (Фидес). Высшей целью Виктора Орбана является победа любой ценой на парламентских выборах весной 2014 года. Орбан до сих пор бушует из-за проигрыша в последний момент на выборах 2002 и 2006 годов. Такой вариант Фидес не рассматривает на 2014 год, прилагаются огромные предвыборные усилия, каждый голос важен.

В этом контексте Фидес признал важность поддержания конструктивного диалога с ДСВР, который обладает способностью мобилизовать венгров Румынии, пишет Hotnews. Фидес не нуждается в предвыборных агитаторах в Трансильвании, венгров, проживающих здесь, нужно только мобилизовать явиться к урнам, их выбор очевиден и довольно силён с перспективы парламентских выборов в Венгрии. ДСВР заинтересован в диалоге с правительством Венгрии, в том числе с точки зрения европейских выборов. Партнеры по диалогу могут поддерживать друг друга или, по крайней мере, могут занять позицию нейтралитета. Конечно, этот диалог не всем по душе, достаточно посмотреть на заявления евродепутата Ласло Токеша, который резко и неоправданно критикует ДСВР, возглавляемый Келеменом Хунором.

Пока что неизвестна формула, по которой будут баллотироваться венгерские формирования на европейских выборах, продолжает Hotnews. Будет ли ДСВР иметь свой собственный список без представителя Венгерской народной партии Трансильвании или примет кандидата из этого формирования в свой список, то есть, будет ли Ласло Токеш независимым кандидатом? Эти переменные будут влиять на диалог между Фидес и ДСВР.

С перспективы политической коммуникации, харизматичный Виктор Орбан успешно выступил в Бэиле Тушнад, пишет Hotnews. Премьер-министр Венгрии убедителен в своём походе за завоевание венгерских избирателей, чтобы удержать власть в новом избирательном цикле. Новый мандат в качестве премьера укрепит режим Орбана, даже если подтверждено, что для посткоммунистических государств чередование во власти более благоприятно для их демократического развития. Цена экстравагантной политики режима Орбана, однако, отражена на международном уровне, где Венгрия рассматривается с осторожностью и изоляционизмом. Чрезмерно националистический подход, отклонения режима Орбана от принципов демократии и рыночной экономики создают беспокойство у западных держав и приводят к изоляции Венгрии.

Министр иностранных дел Румынии Титус Корлэцян утверждает, что присутствие в Румынии таких организаций, как Венгерская гвардия (военизированное крыло венгерской крайне правой партии Йоббик - прим. ИА REGNUM) или Секуйская гвардия не должно быть допущено, а компетентные в этой сфере государственные учреждения должны принять меры, пишет Mediafax. В летнем университете в Извору Муреш глава МИД заявил, что государственные учреждения должны привлекать к ответственности экстремистские партии и движения, проповедующие фашистские идеи. Кроме того, по его словам, предусмотрены меры, которые могут применяться к лицам, пропагандирующим экстремизм. "Наличие на территории Румынии определенных организаций, подобных Венгерской гвардии или Секуйской гвардии, не поддерживается Венгрией, и не должно быть допущено Румынией, а государственные учреждения, обладающие компетенцией в этой области, по мнению министерства иностранных дел, должны исполнять свой долг", - заявил Корлэцян.

Он считает, что Румыния является моделью в Европе с точки зрения соблюдения прав этнических меньшинств, продолжает Mediafax. "Румыния сегодня - и это не риторическое заявление - установила стандарт, которого нет в большинстве европейских стран. С законодательной, институциональной, бюджетной точек зрения, права национальных меньшинств в Румынии защищены на самом высоком уровне европейских стандартов", - уверяет Корлэцян.

По его мнению, ответственность за обострение "венгерского вопроса" в Трансильвании лежит на Демократическом союзе венгров Румынии, который, "хоть и сохраняет в речах умеренность, но также выступает за этническую автономию", пишет Mediafax. "В какой-то момент, на мой взгляд, этот Союз должен оглянуться и подумать, можно ли продолжать проводимую им политику, правда, гораздо более умеренную, чем у других формирований, но все же с элементами автономии. Демократический союз венгров Румынии должен будет серьезно задуматься, оставаться ли в этой парадигме или учитывать европейские реалии сегодняшней Румынии", - сказал Титус Корлэцян.

Он призвал четко различать венгерское меньшинство в целом и голоса венгерских политических лидеров-"экстремистов" как в Румынии, так и в Венгрии, продолжает Mediafax. Комментируя требование европарламентария Ласло Токеша об установлении протектората Венгрии над Трансильванией, Корлэцян заявил: "Мы должны четко заявить, что эти аберрации с так называемыми протекторатами - и я говорил об этом во время встречи - эти идеи с протекторатами Европе известны со времен подъема нацизма. Там нет причин ни для так называемой этнической автономии, ни для аберраций, связанных с протекторатами. Но хуже всего то, что эти лихорадочные голоса в течение ряда лет, с момента вступления Румынии и государств Центральной Европы в ЕС, снова вводят в дискуссию ревизионистские тезисы. Демократическая Европа отвергает такие предложения, отвергает эти тенденции", - заявил Титус Корлэцян.

Он также заявил, что Бухарест обеспокоен принятием в Венгрии закона об осуждении парламентом Трианонского договора 1920 года по итогам Первой мировой войны, а также законом о гражданстве Венгрии, предоставляемом всем венгероговорящим жителям сопредельных государств. Первый документ, по словам главы МИД Румынии, является частью стратегии по возвращению Карпатского бассейна венгерской нации и пересмотру Версальской мирной системы: "Это очень опасный вопрос".

О существовании угрозы утраты территории Трансильвании заявил и новый лидер партии "Великая Румыния" Георге Фунар. По его словам, секретный план правительства Венгрии будет реализован в будущем году при невмешательстве Евросоюза, который займет сторону Будапешта. "Румыния потеряла Трансильванию в результате Венского диктата 1940 года, так же будет и в этот раз, но уже по итогам Брюссельского диктата", - заявил политик. По его словам, к будущему году количество обладателей второго венгерского гражданства в Румынии дойдет до 5 миллионов жителей страны, после чего Венгрия запросит у Брюсселя для них права на самоопределение.

Тем временем премьер Румынии Виктор Понта потребовал отобрать у лидера трансильванских сепаратистов Ласло Токеша высший государственный орден, пишет Mediafax. Токеш получил орден "Звезда Румынии" из рук Бэсеску в декабре 2009 года в знак признательности его заслуг в борьбе с режимом Николае Чаушеску и национальном возрождении Румынии. Со своей стороны президент Румынии Траян Бэсеску заявил, что хоть он и разделяет мнение премьера, но закон не позволяет ему отозвать орден у Токеша. Вопрос отзыва госнаграды входит в компетенцию наградной канцелярии и почетного совета ордена "Звезда Румынии".

Справка ИА REGNUM: До 1918 года Трансильвания была частью Австро-Венгрии. Венгрия уступила Трансильванию Румынии по Трианонскому договору 1920 года со странами-победительницами в Первой мировой войне, потеряв таким образом 2/3 территории и населения. Сегодня в Румынии проживает около 1,5 млн венгров, что составляет около 6,6% населения страны. Основная часть венгерского меньшинства проживает на территории Трансильвании и имеет самоназвание секуи. 5 сентября 2009 года прошедший в городе Одорхейул Секуеск съезд представителей местных органов власти Секуйского края провозгласил создание Секуйской автономии, в которую вошла большая часть территории уездов Ковасна, Харгита и Муреш. На съезде были утверждены гимн, флаг, герб и административная карта новообразованной Секуйской автономии. 12 марта 2010 года в городе Сфынту Георге состоялся второй съезд мэров и советников Секуйского края. Главным решением участников съезда стало придание венгерскому языку официального статуса на региональном уровне. Со своей стороны центральные органы власти Румынии не признали законности решений обоих съездов. Несмотря на это, в конце мая 2011 года группа румынских европарламентариев от Демократического союза венгров Румынии во главе с вице-председателем Европарламента, одним из лидеров трансильванских венгров Ласло Токешем открыла в Брюсселе представительство Секуйского края при Европейском парламенте. В связи с этим МИД Румынии распространил заявление, в котором выразил сожаление в связи с "учреждением некоего "представительства" так называемой административно-территориальной единицы" Румынии, которая не существует и не имеет под собой ни конституционных, ни законных оснований". А в самой Венгрии в 2010 году было принято и вступило в силу 1 января 2011 года новое законодательство о предоставлении второго венгерского гражданства представителям диаспоры, которое предоставляет им те же избирательные права, что и гражданам в самой Венгрии. Документы на получение венгерского гражданства, по информации Будапешта, уже подали тысячи румынских граждан. Аналогичное законодательство действует и в Румынии. Аналогичную венгерской политику по "воссоединению нации", направленную, в первую очередь, против Молдавии и Украины, проводит и Румыния с 1990-х годов.